Иначе оно не будет адекватно отражать свой объект, так как он есть в себе, а стало быть, будет выражать лишь часть истины, а не всю ее в целом.

В ходе дальнейшего развития квантовых представлений было об­наружено, что в процессе объяснения загадок атомных явлений про­тиворечия не исчезают, не «устраняются» из теории.

Наоборот, проис­ходит их нарастание и обострение.

ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛО НЕ О СЛАБО­СТИ, А О СИЛЕ НОВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАЛИ НЕ КАК «ЛОГИЧЕСКИЕ» ПРОТИВОРЕЧИЯ (ПУТАНИЦА МЫСЛИ), А КАК ТАКИЕ, КО­ТОРЫЕ ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, ОТРАЖАЮТ РЕАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕ­ЧИЯ, ПРИСУЩИЕ САМИМ АТОМНЫМ ЯВЛЕНИЯМ.

Попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микромира, привели Н. Бора к формулирова­нию принципа дополнительности.

Согласно этому принципу, ДЛЯ ПОЛ­НОГО ОПИСАНИЯ КВАНТОВО-МЕХАНИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ ДВА ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ) НАБОРА КЛАССИЧЕСКИХ ПО­НЯТИЙ (НАПРИМЕР, ЧАСТИЦ И ВОЛН).

Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях. Изучение взаимодополнительных явлений требует вза­имоисключающих экспериментальных установок.

6. Определяющее значение статистических закономерностей по от­ношению к динамическим. В законах динамического типапредска­зания имеют точно определенный, однозначный характер.

Это было присуще классической физике, где, если мы знаем коорди­наты и скорость материальной точки в известный момент време­ни и действующие на нее силы, можно предсказать ее будущую траекторию.

Законы же квантовой физики — это законы статистического ха­рактера, ПРЕДСКАЗАНИЯ НА ИХ ОСНОВЕ НОСЯТ НЕ ДОСТОВЕРНЫЙ, А ЛИШЬ ВЕ­РОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР.

«Квантовая физика отказывается от индивиду­альных законов элементарных частиц и устанавливает непосредственно статистические законы, управляющие совокупностями. На базе квантовой физики невозможно описать положение и скорость элементарной частицы или предсказать ее будущий путь, как это было в классичес­кой физике. Квантовая физика имеет дело только с совокупностями»( Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 233).

Законы статистического характера являются основной характерис­тикой современной квантовой физики. Поэтому метод, применяемый для рассмотрения движения планет, здесь практически бесполезен и должен уступить место статистическому методу, законам, управляю­щим изменениями вероятности во времени.

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В КВАНТОВОЙ МЕ­ХАНИКЕ ОБУСЛОВЛЕНА КАК КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВЫМ ДУАЛИЗМОМ, ТАК И ОТКРЫТЫМ ГЕЙЗЕНБЕРГОМ СООТНОШЕНИЕМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ.

В свою очередь последнее он считал специфическим случаем более общей СИ­ТУАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ.

Огромный прогресс наших знаний о строении и эволюции мате­рии, достигнутый естествознанием, начиная со второй половины XIX в., во многом и решающем обусловлен методами исследований, опирающимися на теорию вероятностей.

ПОЭТОМУ ВЕЗДЕ, ГДЕ НАУКА СТАЛ­КИВАЕТСЯ СО СЛОЖНОСТЬЮ, С АНАЛИЗОМ СЛОЖНООРГАНИЗОВАННЫХ СИСТЕМ, ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

7. Кардинальное изменение способа (стиля, стуктуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Эту сторону, осо­бенность неклассического естествознания подчеркивали выдающи­еся его представители.

Так, Гейзенберг неоднократно говорил:

· о границах механического типа мышления,

· о недостаточности ньюто­новского способа образования понятий,

· о радикальных изменени­ях в основах естественнонаучного мышления,

· о важ­ности требований об изменении структуры мышления.

Он отмечал, что к введению нового, диалектического в своей сущ­ности, мышления «нас вынуждает предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас из­менить структуру мышления»( Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 198.).

Новая структура мышления позволя­ет добиться в науке большего, чем старая, т. е. новое оказывается более плодотворным.

Гейзенберг ставил вопрос о том, что наряду с обычной аристоте­левской логикой, т. е. логикой повседневной жизни(?-Г.Б.), существует не­аристотелевская логика, которую он назвал квантовой.

По аналогии с тем, что классическая физика содержится в квантовой в качестве пре­дельного случая, «классическая, аристотелевская логика содержалась бы в квантовой в качестве предельного случая и во множестве рассуж­дений принципиально допускалось бы использование классической логики»(Там же.С.220).

Выдающийся ученый сетовал на то, что «физики до сих пор не применяют квантовую логику систематически», и был твердо уверен в том, что квантовая логика представляет собой более общую логичес­кую схему, чем аристотелевская.

Гейзенбергу в этом вопросе вторит французский философ и мето­долог науки Г. Башляр, который также ратует за введение в науку новой, неаристотелевской логики.

Последнюю он рассматривает как логику, «вобравшую в себя движение», ставшую «живой» и развиваю­щейся, в отличие от статичной аристотелевской логики.

Процесс из­менения в логике он связывает с изменениями в науке: статичный объект классической науки требовал статичной логики.

НЕСТАТИЧНЫЙ (ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ) ОБЪЕКТ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ ПРИ­ВОДИТ К НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЛОГИКУ — КАК НА УРОВНЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА, ТАК И ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

8. Изменение представлений о механизме возникновения научной те­ории. (Об этой особенности см. вопрос 48.)

34. ФОРМИРОВАНИЕ НАУКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН

Наши рекомендации