Иначе оно не будет адекватно отражать свой объект, так как он есть в себе, а стало быть, будет выражать лишь часть истины, а не всю ее в целом.
В ходе дальнейшего развития квантовых представлений было обнаружено, что в процессе объяснения загадок атомных явлений противоречия не исчезают, не «устраняются» из теории.
Наоборот, происходит их нарастание и обострение.
ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛО НЕ О СЛАБОСТИ, А О СИЛЕ НОВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАЛИ НЕ КАК «ЛОГИЧЕСКИЕ» ПРОТИВОРЕЧИЯ (ПУТАНИЦА МЫСЛИ), А КАК ТАКИЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, ОТРАЖАЮТ РЕАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРИСУЩИЕ САМИМ АТОМНЫМ ЯВЛЕНИЯМ.
Попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микромира, привели Н. Бора к формулированию принципа дополнительности.
Согласно этому принципу, ДЛЯ ПОЛНОГО ОПИСАНИЯ КВАНТОВО-МЕХАНИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ ДВА ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ) НАБОРА КЛАССИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ (НАПРИМЕР, ЧАСТИЦ И ВОЛН).
Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях. Изучение взаимодополнительных явлений требует взаимоисключающих экспериментальных установок.
6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим. В законах динамического типапредсказания имеют точно определенный, однозначный характер.
Это было присуще классической физике, где, если мы знаем координаты и скорость материальной точки в известный момент времени и действующие на нее силы, можно предсказать ее будущую траекторию.
Законы же квантовой физики — это законы статистического характера, ПРЕДСКАЗАНИЯ НА ИХ ОСНОВЕ НОСЯТ НЕ ДОСТОВЕРНЫЙ, А ЛИШЬ ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР.
«Квантовая физика отказывается от индивидуальных законов элементарных частиц и устанавливает непосредственно статистические законы, управляющие совокупностями. На базе квантовой физики невозможно описать положение и скорость элементарной частицы или предсказать ее будущий путь, как это было в классической физике. Квантовая физика имеет дело только с совокупностями»( Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 233).
Законы статистического характера являются основной характеристикой современной квантовой физики. Поэтому метод, применяемый для рассмотрения движения планет, здесь практически бесполезен и должен уступить место статистическому методу, законам, управляющим изменениями вероятности во времени.
РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ ОБУСЛОВЛЕНА КАК КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВЫМ ДУАЛИЗМОМ, ТАК И ОТКРЫТЫМ ГЕЙЗЕНБЕРГОМ СООТНОШЕНИЕМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ.
В свою очередь последнее он считал специфическим случаем более общей СИТУАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ.
Огромный прогресс наших знаний о строении и эволюции материи, достигнутый естествознанием, начиная со второй половины XIX в., во многом и решающем обусловлен методами исследований, опирающимися на теорию вероятностей.
ПОЭТОМУ ВЕЗДЕ, ГДЕ НАУКА СТАЛКИВАЕТСЯ СО СЛОЖНОСТЬЮ, С АНАЛИЗОМ СЛОЖНООРГАНИЗОВАННЫХ СИСТЕМ, ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
7. Кардинальное изменение способа (стиля, стуктуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Эту сторону, особенность неклассического естествознания подчеркивали выдающиеся его представители.
Так, Гейзенберг неоднократно говорил:
· о границах механического типа мышления,
· о недостаточности ньютоновского способа образования понятий,
· о радикальных изменениях в основах естественнонаучного мышления,
· о важности требований об изменении структуры мышления.
Он отмечал, что к введению нового, диалектического в своей сущности, мышления «нас вынуждает предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления»( Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 198.).
Новая структура мышления позволяет добиться в науке большего, чем старая, т. е. новое оказывается более плодотворным.
Гейзенберг ставил вопрос о том, что наряду с обычной аристотелевской логикой, т. е. логикой повседневной жизни(?-Г.Б.), существует неаристотелевская логика, которую он назвал квантовой.
По аналогии с тем, что классическая физика содержится в квантовой в качестве предельного случая, «классическая, аристотелевская логика содержалась бы в квантовой в качестве предельного случая и во множестве рассуждений принципиально допускалось бы использование классической логики»(Там же.С.220).
Выдающийся ученый сетовал на то, что «физики до сих пор не применяют квантовую логику систематически», и был твердо уверен в том, что квантовая логика представляет собой более общую логическую схему, чем аристотелевская.
Гейзенбергу в этом вопросе вторит французский философ и методолог науки Г. Башляр, который также ратует за введение в науку новой, неаристотелевской логики.
Последнюю он рассматривает как логику, «вобравшую в себя движение», ставшую «живой» и развивающейся, в отличие от статичной аристотелевской логики.
Процесс изменения в логике он связывает с изменениями в науке: статичный объект классической науки требовал статичной логики.
НЕСТАТИЧНЫЙ (ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ) ОБЪЕКТ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ ПРИВОДИТ К НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЛОГИКУ — КАК НА УРОВНЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА, ТАК И ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории. (Об этой особенности см. вопрос 48.)
34. ФОРМИРОВАНИЕ НАУКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН