Специфика научного творчества

Если говорить о собственно науке, то следует заметить, что творчество представлено по крайней мере в следующих ее сторонах:

а) наука формулирует новое знание о мире, открывая при этом в реальности то, что ранее в ней существовало, но не входило в поле зрения человека;

б) наука предвидит, предсказывает то, что в реальности еще отсутствует, но может появиться в результате дальнейшего развертывания наличных природных процессов;

в) наука связана с непосредственным творческим изменением практики, опирающимся на целенаправленные действия человека, основанные в свою очередь на знании общих принципов развития действительности.

В самом акте научного творчества многие современные исследователи данной проблематики (такие, например, как Д. Маккиннон) выделяют следующие фазы:

1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы;

2) сосредоточение усилий в целях наиболее оптимального разрешения поставленной проблемы;

3) уход от проблемы, переключение на другие занятия (этот этап иногда называют периодом инкубации);

4) озарение, инсайт;

5) верификация или проверка полученного решения.

Данная классификация перекликается с классификацией канадского исследователя И. Тейлора, который выделяет в научном творческом процессе следующие этапы:

1) формулировка проблемы;

2) трансформация проблемы с помощью метафор, аналогий, экстраполяций и пр.;

3) внедрение и использование творческого продукта в целях преобразования окружающей действительности.

Как можно видеть, большое значение для понимания сущности научного творческого акта имеет осознание проблемы активизации творческого процесса и стимулирования рождения творческого замысла.

Одной из самых популярных концепций, разрабатывающих эти вопросы, сейчас является теория синектики У. Гордона, которая представляет собой операционную теорию, предназначенную для сознательного использования подсознательных психологических механизмов, действующих в процессе творчества. В рамках синектики выделяется четыре вида продуктивных аналогий, которыми пользуются ученые в целях эскалации собственной творческой активности. Речь идет, во-первых, о прямой аналогии, при которой, например, технический объект сравнивают с биологическим, во-вторых, о символической аналогии, при которой находится общее определение для изучаемой проблемы в целях провоцирования некоторых необходимых ассоциаций, в-третьих, о фантастической аналогии, при которой мысленно создается идеальная ситуация, пусть даже противоречащая здравому смыслу, в которой проблема легко решается, в-четвертых, о личной аналогии, при которой ученый воображает себя элементом предложенной ситуации.

Кроме синектической теории в области исследования стимулирования научного творчества сейчас популярна еще и теория «мозгового штурма» А. Осборна. Согласно его взглядам творческая активность может быть усилена благодаря соблюдению учеными четырех принципов:

1) принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль, не боясь, что ее признают несостоятельной);

2) поощрения ассоциаций (чем более странной выглядит идея, тем лучше);

3) неограниченного увеличения идей (количество предлагаемых идей должно быть как можно большим);

4) отказа от собственности на идею (каждый участник исследования вправе комбинировать и видоизменять предложенные другими идеи).

Однако надо понимать, что при всех усилиях, направленных на развитие и стимулирование творческих процессов, их фактическая реализация далеко не всегда может быть гарантирована этими усилиями. Всегда остается значимым субъективный, личностный фактор, к сфере действия которого относятся, например, наличие таланта, гениальности, общей нацеленности на успех и т. д.

По автобиографиям, мемуарам и личным наблюдениям известных изобретателей и ученых можно сделать вывод о том, что научная гениальность (и вообще одаренность) складывается из следующих составляющих:

1) перцептивная способность, т. е. способность к необыкновенной напряженности внимания, повышенная наблюдательность и восприимчивость;

2) интеллектуальная интуиция, т. е. наличие богатой фантазии, дара предвидения, опирающегося на фундаментальную эрудицию;

3) повышенная мотивированность, т. е. ощущение удовлетворенности не столько от результатов исследовательской деятельности, сколько от самого этого процесса;

4) воля к мысли, т. е. способность отказаться от интеллектуального шаблона, инициативность, исследовательское упорство, высокая самоорганизованность, повышенная работоспособность.

5) способность к целостному схватыванию идей, т. е. умение видеть неочевидные связи, способность верно понимать существо научной проблемы, не обладая исчерпывающей информацией о ней.

Нужно также проводить различие между академическими учеными-эрудитами и по-настоящему гениальными учеными. Часто ученые-эрудиты, озабоченные последовательным соблюдением формально логических правил и формулировкой фундаментально обобщающего знания, бывают малопродуктивными на открытия. Ученые же с богатой фантазией, доверяющие своей интуиции и не предъявляющие требования полноты оперативных знаний, являются главными творцами нового.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема исследования творческого начала в науке является одной из важнейших проблем общей методологии науки в целом.

Тема 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Наши рекомендации