Раздел 4. Человек и общество.
Тема 4.1 Природа человека.
Человек как предмет философского осмысления. Теории происхождения человека. Человек как продукт природной и культурной эволюции. Многомерность человеческой природы. Человек как живой организм. Видовые, групповые и индивидуальные особенности человека. Человек как продукт социальной жизни и культуры. Человек, индивид (индивидуальность), личность. Сознание и самосознание личности.
Духовно-экзистенциальные и ценностные аспекты и проблемы человеческого бытия. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. Многообразие смыслов жизни. Смысл жизни человека, народа, человечества.
Тема 4.2 Философское учение об обществе.
Общество и природа. Общество как продукт деятельности людей. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Идеи прогресса, теории круговорота и цикличности. Технико-экономические, информационные компоненты современного социального бытия. Антропогенные влияния на природу. Экологические проблемы современности. Возможность коэволюционного развития общества и природы. Перспектива устойчивого развития.
Человек, общество, государство. Социальные отношения и институты. Политическая власть и государственные режимы.
Смысл истории. Идеи К. Маркса, Н. Данилевского, О Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, П. Сорокина. Цивилизация и культура. Теории локальных цивилизаций. Понятие современной цивилизации. Техногенный характер современной цивилизации. Антропологические границы технического роста. Единство и многообразие мировой истории. Миросистемный подход и универсалии истории. Модернизация и глобализация. Глобализация как постмодернизация общества.
Тема 4. 3 Философский анализ культуры.
Понятие «культура». Современные философские концепции культуры. Культура и цивилизация. Вопрос о принципах классификации и периодизации культур. Развитие культуры. Прогресс в культуре, его многоплановость и критерии. Выделение культурных феноменов. Проблема репрессивного характера культуры.
Функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление, хранение и передача информации.
Запад, Восток как культурно-исторические типы. Особенности культуры России. Осмысление национальной культуры в русской философии и литературе.
Сущность культурных ценностей. Культурные универсалии. Понятие культурной экспансии. Культура и язык. Культура и идеология. Элитарная культура. Культурный конфликт. Народная культура. Массовая культура. Субкультура.
Семинарские занятия
Очная форма обучения
Семестр | Номер темы дисциплины | Наименование семинарских занятий (краткое содержание) | Методика проведения семинарских занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидами |
Тема 1.1 | Философия и мировоззрение 1. Философия и мировоззрение. Мировоззренческие убеждения, верования и взгляды. Уровни и типы мировоззрения. 2. Философское знание и его специфика. Предмет философии. Философия как мировоззрение, методология, мудрость. 3. Многообразие форм философских направлений. Философский плюрализм современности. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 1.2. | Философия как развивающаяся система знаний
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 1.3. | Философия в духовной культуре общества 1. Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с философией. 2. Философия и религия. 3. Философия и мораль. 4. Философия и право. 5. Философия и искусство. 6. Философия и современная наука. 7.Философия как самосознание культуры. Философия и культурные универсалии эпохи. Философия культуры и культура философствования. 8. Различие культур Запада и Востока. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.1. | Философия Древней Индии и Древнего Китая
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.2 | Философия античности и Древней Греции
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.3 | Философия Средних веков и Возрождения 1. Истоки и специфика средневековой христианской философии. Этапы развития христианской философии. Теоцентризм. 2. Патристика и схоластика. Откровение и вера. Душа и тело. Свобода воли. 3. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (философия), суфизм (мистическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии. 4. Изменения социально-экономической жизни в 14-15 вв. в Европе. Секуляризация культуры и общественной жизни. Переход от религиозной культуры к светской. 5. Философские основы научной революции. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.4 | Философия Нового времени и современности
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.5 | Философия 20 века
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.1 | Бытие как философское понятие. Онтология. 1. Содержание категории «бытие» Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека и общества. Бытие произведенных человеком вещей. 2. Бытие и субстанция. Бытие и реальность. Бытие и существование. Единство мира. Монизм, дуализм, плюрализм. 3. Античные философы о бытии – Парменид, Зенон Элейский. Онтология Платона. 4. Средневековая онтология. Бог как абсолютное бытие. Идея субстанции в философии Возрождения. 5. Философия экзистенциализма о бытии. 6. Философское учение о материи. Проблема первоначала вещей. Материя и субстанция. 7. Понятие «картина мира». Формирование научной картины мира. Современное представление о единстве мира. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.2. | Философское понятие движения. Диалектика.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.3. | Пространство и время. 1. Общее понятие и основные свойства пространства и времени. 2. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой, живой природе и в социуме. 3. Единство биосферы и социума. 4. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.5. | Философские аспекты сознания.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.6 | Гносеология. 1. Познание как философская проблема. Природа, основания и условия познания. 2. Чувственное и рациональное в познании. Логика и интуиция. Личностное знание и опыт, понимание. Эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Понятие знание. Теории происхождения знания. 4. Знание и мнение. Знание и вера. Знание и истина. Проблемы выработки истинного знания. 5. Субъект и объект, субъективное и объективное в познании. Проблема поиска источника знания. 6. Понятие мышление. Мышление и мысль. Мышление и язык. 7. Научное познание. Роль научной рациональности в современном обществе. Современные модели знания: кумулятивная, парадигмальная, ситуативная. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 4.1 | Природа человека.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 4.2 | Философское учение об обществе. 1. Общество и природа. Общество как продукт деятельности людей. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. 2. Прогресс, круговорот и цикличность в развитии общества. 3. Технико-экономические, информационные компоненты современного социального бытия. Антропогенные влияния на природу. Экологические проблемы современности. Возможность коэволюционного развития общества и природы. 4. Человек, общество, государство. Понятие социальных институтов. Политическая власть и государственные режимы. 5. Культура как социальное измерение бытия человека. Цивилизация и культура. Теория локальных цивилизаций. Техногенный характер современной цивилизации. 6. Единство и многообразие мировой истории. Миросистемный подход и универсалии истории. Модернизация и глобализация. Смысл истории. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 4.3 | Философский анализ культуры. 1. Современные философские концепции культуры. Принципы классификации и периодизации культур. 2. Культура и цивилизации. Прогресс в культуре, его многоплановость и критерии. 3. Запад – Восток как культурно-исторические типы. Особенности культуры России. Осмысление национальной культуры в русской философии и литературе. 4. Сущность культурных ценностей. Понятие культурной экспансии. Культурный конфликт. 5. Народная культура. Массовая культура. Субкультура. Элитарная культура. Культурные универсалии. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей |
Заочная форма обучения
Семестр | Номер темы дисциплины | Наименование семинарских занятий (краткое содержание) | Методика проведения семинарских занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидами |
Тема 2.2. | Философия античности и Древней Греции
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.4 | Философия Нового времени и современности
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.1 | Бытие как философское понятие. Онтология.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей |
2.4. Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСРС)
Очная форма обучения
Семестр | Номер темы дисциплины | Тема для изучения | Форма проведения занятий | Условия проведения занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидами | Количество часов |
Тема 1.3 | Философия в духовной культуре общества. | устный опрос: собеседование | Индивидуальная консультация | ||
Тема 2.1. | Философия Древней Индии и Древнего Китая. | письменная работа: реферат | Индивидуальная консультация | ||
Тема 3.4 | Детерминизм и индетерминизм. | Устный опрос: собеседование | Индивидуальная консультация | ||
Тема 4.1. | Природа человека. | Письменная работа: реферат | Индивидуальная консультация |
2.5. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (СРС)
Очная форма обучения
Семестр | Номер темы дисциплины | Тема для изучения | Форма внеаудиторной СРС | Форма внеаудиторной СРС для обучающихся с ОВЗ и инвалидами | Количество часов |
Тема 1.1. | Философия и мировоззрение. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 1.2 | Философия как развивающаяся система знаний. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 1.3. | Философия в духовной культуре общества. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 2.1. | Философия Древней Индии, Древнего Китая. | Письменная работа по изученной литературе. | Устно, письменно | ||
Тема 2.2. | Философия античности и Древней Греции. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 2.3. | Философия Средних веков и Возрождения. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 2.4.. | Философия Нового времени. | Изучение и анализ учеб ной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 2.5. | Философия ХХ века. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 2.6. | Русская философия. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 3.1. | Бытие как философское понятие. Онтология. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 3.2. | Философское понятие движения. Диалектика. | Изучение и анализ учебной литературы по теме. | Устно, письменно | ||
Тема 3.3. | Пространство и время. |