Раздел 1. общество и человек

Пояснительная записка

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа предназначена для 10 класса среднего общего образования (базовый уровень).

Цель курса:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Задачи курса:

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

· Освоение системы знаний, об экономической и иных видах деятельности людей об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

· Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

· Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях, семейно-бытовых отношениях, для соотносения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Учебно-методический комплект:

1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл

М.Просвещение, 2010

2. Корнева Т.А.. Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства». Волгоград.2010

3.Учебник:Л.Н.Боголюбов Обществознание, 10 класс, базовый уровень Москва «Просвещение 2013

4. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2010-2015 гг

5.Поурочные разработки. Т.П. Бегенеева. Москва 2010

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 10 класса

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческие терминами и понятиями;

· объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ) текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд), извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

· Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организация, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

· Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

· Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

· Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Содержание курса

Обществознание

Класс

Базовый уровень.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК,

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Наши рекомендации