Раздел 3. Основные предметно-проблемные сферы философии.
Философы во все времена занимались поиском единых оснований мира. Философы пытались объяснить, как и почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем эмпирическом существовании представлен в виде бесконечного многообразия форм, как единое порождает многое. Решение такого рода проблем заставило философов выделить основные предметно-проблемные области бытия.
Тема 3.1 Бытие как философское понятие. Онтология как философское учение о бытии.
Бытие как исходную категорию философского понимания мира. Содержание категории «бытие». Бытие вещей, процессов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («вторая материальная природа»), бытие объективированного духа. Онтологическая картина мира.
Бытие и субстанция. Бытие и реальность. Бытие и существование. Критерии бытия как существования.
Проблему единства мира: монизм, дуализм, плюрализм.
Античные философы о бытии. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона Элейского. Онтология Платона: бытие как иерархия эйдосов, мир бытия и мир становленеия.
Средневековая онтология. Бог как абсолютное бытие. Место онтологии в философии Нового времени. Идея субстанции Р. Декарт. Монадология Г. Лейбница.
Проблематика бытия у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.
Философское учение о материи. Проблема первоначала всех вещей. Уровни организации материи. Материя и субстанция.
Тема 3.2 Философское понятие движения. Основные характеристики пространства и времени.
Понятие движения. Связь движения и материи. Основные типы движения. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения. Взаимосвязь движения и покоя. Абсолютизм и релятивизм в понимании движения и покоя. Механицизм. Диалектическая трактовка движения и покоя.
Общее понятие пространства и времени. Объективизм и субъективизм в понимании пространства и времени. Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени. Основные свойства пространства и времени.
Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе. Особенности биологического пространства и времени. Социальное пространство и время. Восприятие пространства и времени в различных культурах.
Тема 3.3 Детерминизм и индетерминизм.
Принцип детерминизма. Понятия причины и следствия. Внутреннюю и внешнюю причину. Причинные связи, принцип причинности. Понятие «закон», закономерности. Динамические и статистические закономерности. Случайность и необходимость, их взаимосвязь. Возможность и действительность.
Индетерминизм в философии и науке. Фатализм. Античные философы о судьбе. Судьба и закон природы. Тихизм, Провидетициализм.
Проблемы синергетики (самоорганизации).
Тема 3. 4 Философские аспекты сознания.
Проблема сознания в истории философии. Сознание как особая реальность Социально-историческую сущность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Соотношение материи и сознания: теория тождества и теория элиминации. Сознание и бессознательное. Структуру бессознательного. Природу психического.
Обыденное и теоретическое сознание. Общественное сознание и его структуру. Массовое сознание.
Взаимосвязь языка и мышления. Естественные и искусственные языки. Информационный подход к сознанию. Кибернетические модели сознания. Философский смысл вопроса создания искусственного интеллекта.
Тема 3.5 Гносеология.
Познание как философская проблема. Природа, основания и условия познания. Биологические, психологические и культурные основы познавательных процессов. Познание как усвоение имеющегося знания и как выработка нового. Чувственное и рациональное в познании, логика и интуиция. Личностное знание и опыт, понимание.
Понятие «знание». Теории происхождения знания. Знание и мнение. Знание и вера. Знание и истина. Проблемы выработки истинного знания. Субъект и объект, субъективное и объективное в познании. Проблема поиска источника знания. Роль рассудка и разума в познании.
Понятие «мышление». Мышление и мысль. Мышление и язык.
Научное познание. Роль научной рациональности в современном обществе. Наука как особый тип познания, деятельности и социальной организации. Разнообразие научных знаний: естественные, технические, социально-гуманитарные науки. Ценностные и целевые установки научного познания. Эмпирический уровень научного исследования и его основные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование, статистические методы. Теоретический уровень науки и его методы: мысленный эксперимент, идеализация, формализация. Научные гипотезы. Современные модели знания: кумулятивная, парадигмальная, ситуативная. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая.
Методологические проблемы науки.