Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте.

Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте.

Клиническая нейропсихология.

Оглавление

Предисловие. 2

Глава 1. Теоретические и практические основания клинической нейропсихологии. 3

Глава 2. Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга. 7

1. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга. 7

2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга. 11

а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов. 11

б) Синдром нарушения пространственных синтезов. 13

3. Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга. 16

а) Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области. 16

б) Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга. 18

в) Синдромы поражения медиальных отделов височной области. 19

г) Синдромы поражения базальных отделов височной области. 21

4. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. 22

а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга. 22

б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов. 24

в) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей. 27

г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга 28

д) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга. 30

5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга. 31

6. Синдром "расщепленного мозга" при поражении мозолистого тела. 33

Глава 3. Нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга. 34

1. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга. 36

2. Нейропсихологические синдромы при артериальных аневризмах. 38

3. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга. 38

4. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах. 41

5. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов. 42

Вместо заключения. 45

Литература. 46

М. , МГУ, 1988.

Рецензенты:

Л. С. Цветкова, доктор психологических наук

В. И. Голод, кандидат психологических наук.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. Обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

077 (02) - 88 - заказное ISBN 5-211-00508-2

© Издательство Московского университета, 1988

Предисловие.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т. п. ).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Авторы учебного пособия “Клиническая психология” отдают себе отчет в условности деления этой области психологии на теоретическую и клиническую. Тем не менее, обобщение именно клинического диагностического аспекта применения метода А. Р. Лурии в современных условиях, необходимость его широкого распространения, задачи практической подготовки студентов-психологов к работе в различных областях медицины настоятельно требовали создания подобного методического руководства. В нем не нашли своего отражения два важнейших направления современной нейропсихологии, имеющих самостоятельный практический смысл: нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста. Стратегия и тактика нейропсихологической реабилитации исчерпывающе разработана и представлена в трудах профессора кафедры нейро- и патопсихологии Л. С. Цветковой и возглавляемого ею коллектива Проблемной лаборатории. Детская нейропсихология – относительно новое направление исследований, плодотворно осуществляемое под руководством доктора психологических наук Э. Г. Симерницкой, ведущего научного сотрудника этой же кафедры, в научном и практическом плане представляет собой большую самостоятельную область нейропсихологии, требующую, на наш взгляд, создания отдельного методического руководства.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что новые сферы приложения нейропсихологии и достижения нейропсихологической практики с отчетливой яркостью показывают поистине неисчерпаемые возможности, заложенные в созданной А. Р. Лурией области психологической науки, успехи которой в значительной мере обусловлены её формированием в тесной связи с практикой и междисциплинарным взаимодействием с общей психологией, неврологией, нейрохирургией, функциональной анатомией, физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией.

[2]

Вместо заключения.

Предположим, что аналогичное учебное пособие будет издаваться через 5-10 лет. Тогда в нем появится несколько новых глав. Уже сейчас можно назвать эти новые разделы клинической нейропсихологии, находящиеся в стадии становления.

Идет накопление фактов о мозговой организации психических Функций на поздних этапах онтогенеза и о синдромах, характеризующих функциональные мозговые перестройки при нормальном физиологическом старении и в рамках клинических нозологии, относящихся к таким заболеваниям возраста инволюции как атеросклероз сосудов мозга, паркинсонизм, деменции позднего возраста и др.

Применение нейропсихологического подхода к изучению системно-атрофических процессов и сенильной деменции позволяет не только дифференцировать структуру синдромов нарушения психических функций на основе синдромообразующего радикала при внешнем сходстве мнестико-интеллектуальных расстройств, но и вычленять сохранные звенья в системе психической деятельности. Особую ценность при исследовании данного контингента больных нейропсихологический подход приобретает в связи с его возможностями в определении сосудистого слагаемого в генезе деменции позднего возраста. Полученные результаты дают основания для рассмотрения перспектив применения клинической нейропсихологии к решению таких вопросов как прогноз развития деменции, профилактическое и лечебное фармакологическое воздействие, направленное на компенсацию (или стабилизацию) дефицитарности психических функций, обусловленной атрофическими и дисгемическими процессами и изменениями метаболизма в нервной ткани.

Следующая глава может быть посвящена описанию нейропсихологических синдромов при различных психических заболеваниях. В предисловии к данному пособию говорилось о том, что клинико-нейропсихологический метод является высокочувствительным в оценке изменения психических функций не только при очаговых поражениях структур мозга, но и при дефиците обеспечения деятельности мозга на других уровнях.

Получены данные, позволяющие рассматривать различные формы шизофрении, различные стадии алкоголизма в связи о дисфункцией правого или левого полушарий мозга или нарушением (изменением) межполушарного взаимодействия. Намечаются пути подхода к изучению эпилепсии, психопатий, неврозов с позиций выявления с помощью нейропсихологического исследования минимальных мозговых дисфункций как одной из патогенетических предпосылок формирования этих расстройств. Нейропсихологическая диагностика органического слагаемого в системе механизмов, обусловливающих психические аномалии, представляется значимой в комплексе с другими подходами.

К числу новых разделов в области клинической нейропсихологии относится и исследование влияния различных фармакологических средств на высшие психические функции. В этом плане важно отметить одну из сущностей нейропсихологического метода исследования - рассмотрение психических функций как системы взаимосвязанных звеньев, реализация каждого из которых обеспечивается деятельностью определенных структурно-функциональных мозговых зон.

Имеющиеся на сегодняшний день данные показывают, что различные фармакологические препараты избирательно воздействуют на те или иные составляющие в структуре и динамике психических функций и, соответственно, на различные образования мозга. В клиническом аспекте важно учитывать возможность разнонаправленного действия одного и того же препарата на разные параметры в пределах одной функции (улучшение одних и ухудшение других). Тонкая нейропсихологическая диагностика структуры дефекта психической деятельности позволяет выбрать "мишень" для адекватного фармакологического воздействия, направленного на нормализацию деятельности мозга в целом и его отдельных областей. Необходимо отметить, что в решении вопросов об эффективности и особенностях действия медикаментозной терапии на восстановление психических функций особое значение приобретает стандартизация процедуры нейропсихологического исследования и разработка системы количественных оценок. Этот раздел клинической нейропсихологии - один из важных в плане перспектив ее развития и диапазона выхода в различные области практического здравоохранения в связи с задачами профилактики, оценки динамики течения болезни, ее прогноза, разработки и осуществления реабилитационных мероприятий в сочетании фармакологического и психолого-педагогического воздействия на восстановление психических функций.

Акцентируя внимание на новых направлениях развития клинической нейропсихологии, мы не "подводим черту" под изложенными в данном пособии наиболее разработанными к настоящему времени ее разделами. Это, в первую очередь, относится к необходимости дальнейшего изучения нейропсихологических синдромов, обусловленных церебральной сосудистой патологией. Вместе с тем практика клинической работы показывает, что и в фундаменте клинической нейропсихологии – синдромологии

[43]

локальных опухолевых поражений мозга, созданном А. Р. Лурией, имеется много путей и возможностей дальнейшего развития.

[44]

Литература.

1. А. Р. Лурия и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е. Д. , Цветковой Л. С. , Зейгарник Б. В. М. , 1982.

2. Киященко Н. К. , Московичюте Л. И. , Симерницкая Э. Г. , Фаллер Т. О. , Филиппычева Н. А. Мозг и память. М. , 1975.

3. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных Методические рекомендации. Сост. Кроткова 0. А. , Карасева Т. А. , Найдин В. Л. М. , 1983.

4. Корсакова Н. К. , Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М. , 1985.

5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М. , 1969.

6. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. М. , 1974.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. , 1973.

8. Лурия А. Р. , Коновалов А. Н. , Подгорная А. Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. М. , 1970.

9. Лурия А. Р. , Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М. , 1966.

10. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М. , 1976.

11. Функции лобных долей мозга /Под ред. Хомской Е. Д. , Лурии А. Р. М. , 1982.

12. Хомская Е. Д. Мозг и активация. М. , 1972.

13. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М. , 1987.

14. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М. , 1985.

[45]

Учебное издание

Наталья Константиновна Корсакова,

Ленина Израилевна Московичюте

Клиническая нейропсихология

Зав. редакцией Г. С. Прокопенко Редактор Г. П. Баркова

Художественный редактор Н. Ю. Калмыкова Технический редактор Н. И. Смирнова

Подписано в печать 27. 07. 88

Формат 60х90 ^/16 Бумага офсет. № 2

Офсетная печать

Усл. печ. л. 5,75 Уч. -изд. л. 5,38

Тираж 500 экз. Заказ/^^ Изд. №

Цена 20 коп. Заказное

Ордена "Знак Почета" издательство Московского университета.

103009, Москва, ул. Герцена, 5/7. Типография ордена "Знак Почета" изд-ва МГУ. 119899, Москва, Ленинские горы.

[1] В нейропсихологии употребляется и второе понимание синдрома – как наиболее выраженного расстройства какой-либо функции.

[2] Кроме симптомов "выпадения" могут иметь место симптомы раздражения зон мозга (например, слуховые обманы при воздействии патологического процесса на височные структуры).

Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте.

Наши рекомендации