Тема: «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание).

Ø Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).

Ø В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение).

Ø Ю. Визбор. Милая моя (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

¾ О чём шла речь на прошлом уроке? (Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.)

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

III. Работа по теме урока.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844 – 1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова.

Ещё мальчиком полюбил море. Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

Сблизившись с М. А. Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».

Николай Андреевич Римский-Корсаков – создатель 15 опер, очень разнообразных по содержанию. В первой опере – «Псковитянка» (1872) – повествуется о драматических событиях, связанных с образованием единого Русского государства. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» (по «весенней сказке» А. Н. Островского, 1881)показывает жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, её одушевлённых фантастических сил.

Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко (симфоническая картина «Садко» и написанная в 1896 г. одноимённая опера), старинные легенды («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904).

В поздних сказочных операх «Кащей Бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1907) в иносказательной форме выражается отношение композитора к содержанию. А в операх «Царская невеста» (по драме Л.А. Мея, 1898), «Моцарт и Сальери» (по одноимённой трагедии А.С. Пушкина, 1897) в центре внимания оказывается драма отдельных личностей, их трагическая судьба.

Ярко проявился талант Римского-Корсакова и в инструментальной музыке. В фрагментах из опер (например, «Три чуда» и- «Сказка о царе Салтане») и в программных симфонических произведениях («Шехеразада», «Испанское каприччио») чарующими красками оркестра создаются картины морских просторов, битв, волшебных превращений… Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).

Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, обработке народных песен.

Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижёра сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников – А. К. Лядов, А. К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие.

В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» написанная по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь».

Это одна из наиболее ярких «восточных» партитур, погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

Программное вступление:

Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ.

Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царица, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. В теме Шахриара – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo.В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

При всей содержательной цельности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

ü Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание).

Вокально-хоровая работа.

ü Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).

ü В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение).

ü Ю. Визбор. Милая моя (пение).

IV. Итог урока.

Конкретизирующая программность в значительно большей степени влияет на характер музыки, чем общая идея, выраженная в названии или эпиграфе (как в пьесах из цикла «Времена года» П. Чайковского).

V. Домашнее задание.

Кратко законспектировать биографические данные о композиторе Н. А. Римском-Корсакове.

Выучить текст песен.

***

Урок 8

Тема: Когда музыка не нуждается в словах(1ч)

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Ø А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины.

Дополнительный материал:портрет композитора А. Скрябина, репродукция картины, стихотворение, рассказ, тест, словарик эмоциональных терминов по Ражникову, таблицы (темповая и « Говорим о музыке», тексты песен, цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Г Плеханов

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с вами с музыкой замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина (1871 – 1915), чья музыка вызывала горячий интерес современников. Он очень чутко мог передать настроение эпохи, разные жизненные впечатления.

III. Работа по теме урока.

Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить тест №1 и №2. Кто выполнит тест №1 - получит оценку «4», а кто тест №2 - получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают уровень теста). ( Приложение 2.)

№1

1.Программная музыка – музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть):

а) литературное произведение;

б) произведение, не имеющее конкретного названия; в) произведение изобразительного искусства;

г) программа по информатике.

2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» (нужное подчеркнуть):

а) Н.А. Римский-Корсаков;

б) А. Вивальди;

в) П.И. Чайковский;

г) В. А. Моцарт.

3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла « Времена года» (соединить стрелками):

Ноябрь «Масленица»

Февраль «На тройке»

Декабрь «Святки»

Март «Песня жаворонка»

4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):

а) Море и корабль Синдбада;

б) Царевич и царевна;

в) Сирены;

г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а)Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;

б)П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;

г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».

№2

1. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?

а) 1860

б) 1902;

в) 1888;

г) 1900.

2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:

а) полифоническая музыка;

б) симфоническая музыка;

в) программная музыка;

г) вокальная музыка.

3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»? а) И. Бах

б) Э. Григ;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

4. Как называется III часть симфонической сюиты «Шехеразада»?

а) Море и корабль Синдбада;

б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;

в) Фантастический рассказ Календера-царевича;

г) Царевич и царевна.

5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?

а) флейта;

б) скрипка;

в) виолончель;

г) труба.

6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?

а) А. Пушкин;

б) Н. Некрасов;

в) А.Толстой;

г) М. Лермонтов.

7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?

а) Р. Вагнер;

б) К. Дебюсси;

в) Чайковский;

г) Л. Бетховен.

8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;

б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

в) В. Моцарт Симфония № 40, I часть;

г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».

Учитель собирает выполненные работы, а затем с учащимися проговаривает ответы на тест.

Итак, для того, чтобы музыкальное содержание было нам более понятно, композиторы пользуются программностью. Но всегда ли это так?

Тема нашего урока: «Когда музыка не нуждается в словах».

Цель урока: нам предстоит узнать, что содержание музыкального произведения можно понять и без помощи программы.

Есть великое множество музыкальных произведений, никакой программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.

Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1871 - 1915). Как истинный сын XIX века Скрябин понимал неустроенность и неправидность русского общества. Понимал он и неизбежность социальных катастроф, ждал бури. Поэтому в своей музыке он выразил тревожный, напряжённый пульс своего времени, когда русское общество прибывало в томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу после революции в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.

Сегодня мы послушаем известный всему миру « Этюд №12» ре диез минор.

-Можем ли мы по названию произведения определить музыкальное содержание?

-А что же такое «этюд»?

Etud – франц. - изучение (работаем в тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые можно исполнять на эстраде, как художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, конечно же, Скрябин.

Иногда «Этюд №12» называют патетическим, однако это не признак программности: это лишь указывает на присущий произведению приподнятый тон звучания. Его Скрябин исполнял особенно часто и в кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл в репертуар многих пианистов мира. В музыке его, словно набат, звучит призыв к свободе.

Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием учитель раздаёт вопросы учащимся).

Музыкально-теоретический анализ(Таблицы).

- Какой образ возникает в вашем сознании?

- Что вы можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)

- Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).

- Что напоминает взволнованный аккомпанемент?

- Какова динамика (тихо, громко, очень громко)?

- Какой лад (мажор или минор)?

- Как развивается образ (плавно или с резкими контрастами, или нарастающе)?

- Каков ритм (пульсирующий, триольный, порывистый)?

- К чему привело развитие?

- Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).

Вывод: Именно средства музыкальной выразительности и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.

- Какие чувства вы испытали, слушая произведение?

- Какие события из вашей жизни напоминает эта музыка?

- Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

- Что бы вам хотелось сделать после прослушивания этого этюда?

- А можно ли совершить плохой поступок после прослушанной музыки?

Вывод: Оказывается, музыка не всегда нуждается в словах. Человек способен воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.

Современники А.Н. Скрябина называли его этюд «Буревестником».

- Кто такой буревестник?

- Попробуйте сопоставить настроение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.

Читаю « Песнь о Буревестнике».

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

Наши рекомендации