Преступников и, прежде всего, художников и мыслителей типа

Де Сада, Гельдерлина, Ницше, Арто, Батая и Русселя. С этим

Связана и высказанная им в интервью 1977 г. мечта об

"идеальном интеллектуале" к-рый, являясь аутсайдером по

отношению к совр. ему "эпистеме", осуществляет ее деконст-

рукцию, указывая на "слабые места" "изъяны" общепринятой

Аргументации, призванной укрепить власть господствующих

авторитетов: "Я мечтаю об интеллектуале, который ниспро-

Вергает свидетельства и универсалии, замечает и выявляет в

Энерции и притязаниях современности слабые места, провалы и

Натяжки ее аргументации ' (84, С. 14).

И. П. Ильин

МЕТАРАССКАЗ — фр. МЁТАЕЁСГГ, англ. МЕТА-

NARRATIVE — термин постмодернизма, введен франц. иссле-

дователем Ж.-Ф. Лиотаром в кн. "Постмодернистский удел"

1979 (130).

Одно из ключевых понятий постмодернизма: "если все уп-

ростить до предела, то под "постмодернизмом" понимается

недоверие к метарассказам" (130, с. 7). Этим термином и его

производными ("метарассказ", "метаповествование"

"метаистория" "метадискурс") Лиотар обозначает все те

"объяснительные системы" к-рые, по его мнению, организуют

Буржуазное общество и служат для него средством самооправ-

Дания; религию, историю, науку, психологию, иск-во (иначе

говоря, любое "знание").

Переработав некоторые концепции М. Фуко и

Ю. Хабермаса о "легитимации" т. е. оправдании и узаконива-

нии "знания", Аиотар рассматривает любую форму вербальной

организации этого "знания" как специальный тип дискурса-

повествования. Эта "литературно" понимаемая философия

имела целью придание законченности "знанию" что якобы и

Порождало повествовательно организованные философские

"рассказы" и "истории", задачей к-рых было сформулировать

свой "метадискурс" о "знании" Основными организующими

Принципами философской мысли Нового времени Лиотар

называет "великие истории" т. е. гл. идеи человечества: геге-

Левскую диалектику духа, эмансипацию личности, идею про-

Гресса, просветительское представление о знании как о средстве

Установления всеобщего счастья и т. д.

МЕТАРАССКАЗ

Для Лиотара "век постмодерна" в целом характеризуется

эрозией веры в "великие метаповествования" в "мета-

рассказы" легитимирующие, объединяющие и "тотализи-

рующие" представления о современности. Сегодня "мы являем-

ся свидетелями раздробления", расщепления "великих историй"

И появления множества более простых, мелких, локальных

"историй-рассказов"'; смысл этих "крайне парадоксальных" по

Своей природе повествований — не узаконить знание, а

Драматизировать наше понимание кризиса (130, С. 95) И

Прежде всего кризиса детерминизма, к-рый сохранился только

в виде "маленьких островков" в мире всеобщей нестабильности,

когда все внимание концентрируется на "единичных фактах"

"несоизмеримых величинах" и "локальных" процессах. Даже

Концепция конвенционализма, основанная на договоренности

Большинства, на общем согласии относительно чего-либо, в

Принципе оказывается неприемлемой для эпистемы

"постмодерна": "консенсус стал устаревшей и подозрительной

ценностью" (130, с. 100).

Доведенная до своего логич. предела, доктрина

"разногласия ради разногласия" приводит к тому, что любое

Общепринятое мнение или концепция рассматриваются как

Подстерегающая совр. человека на каждом шагу опасность

поглощения его сознания очередной "системой ценностей"

Системой М. В результате господствующим признаком культу-

ры "эры постмодерна" объявляется эклектизм. Важную роль в

поддержке этого "познавательного эклектизма" играют средст-

Ва массовой информации, поскольку они, пропагандируя гедо-

Нистич. отношение к жизни, закрепляют состояние бездумного

Потребительского отношения к иск-ву. В этих условиях для

"серьезного художника" якобы возможна лишь одна перспек-

тива — воображаемая деконструкция "политики языковых

игр" позволяющая понять "фиктивный характер" языкового

Сознания.

Концепция Лиотара получила широкое распространение



Наши рекомендации