Преступников и, прежде всего, художников и мыслителей типа
Де Сада, Гельдерлина, Ницше, Арто, Батая и Русселя. С этим
Связана и высказанная им в интервью 1977 г. мечта об
"идеальном интеллектуале" к-рый, являясь аутсайдером по
отношению к совр. ему "эпистеме", осуществляет ее деконст-
рукцию, указывая на "слабые места" "изъяны" общепринятой
Аргументации, призванной укрепить власть господствующих
авторитетов: "Я мечтаю об интеллектуале, который ниспро-
Вергает свидетельства и универсалии, замечает и выявляет в
Энерции и притязаниях современности слабые места, провалы и
Натяжки ее аргументации ' (84, С. 14).
И. П. Ильин
МЕТАРАССКАЗ — фр. МЁТАЕЁСГГ, англ. МЕТА-
NARRATIVE — термин постмодернизма, введен франц. иссле-
дователем Ж.-Ф. Лиотаром в кн. "Постмодернистский удел"
1979 (130).
Одно из ключевых понятий постмодернизма: "если все уп-
ростить до предела, то под "постмодернизмом" понимается
недоверие к метарассказам" (130, с. 7). Этим термином и его
производными ("метарассказ", "метаповествование"
"метаистория" "метадискурс") Лиотар обозначает все те
"объяснительные системы" к-рые, по его мнению, организуют
Буржуазное общество и служат для него средством самооправ-
Дания; религию, историю, науку, психологию, иск-во (иначе
говоря, любое "знание").
Переработав некоторые концепции М. Фуко и
Ю. Хабермаса о "легитимации" т. е. оправдании и узаконива-
нии "знания", Аиотар рассматривает любую форму вербальной
организации этого "знания" как специальный тип дискурса-
повествования. Эта "литературно" понимаемая философия
имела целью придание законченности "знанию" что якобы и
Порождало повествовательно организованные философские
"рассказы" и "истории", задачей к-рых было сформулировать
свой "метадискурс" о "знании" Основными организующими
Принципами философской мысли Нового времени Лиотар
называет "великие истории" т. е. гл. идеи человечества: геге-
Левскую диалектику духа, эмансипацию личности, идею про-
Гресса, просветительское представление о знании как о средстве
Установления всеобщего счастья и т. д.
МЕТАРАССКАЗ
Для Лиотара "век постмодерна" в целом характеризуется
эрозией веры в "великие метаповествования" в "мета-
рассказы" легитимирующие, объединяющие и "тотализи-
рующие" представления о современности. Сегодня "мы являем-
ся свидетелями раздробления", расщепления "великих историй"
И появления множества более простых, мелких, локальных
"историй-рассказов"'; смысл этих "крайне парадоксальных" по
Своей природе повествований — не узаконить знание, а
Драматизировать наше понимание кризиса (130, С. 95) И
Прежде всего кризиса детерминизма, к-рый сохранился только
в виде "маленьких островков" в мире всеобщей нестабильности,
когда все внимание концентрируется на "единичных фактах"
"несоизмеримых величинах" и "локальных" процессах. Даже
Концепция конвенционализма, основанная на договоренности
Большинства, на общем согласии относительно чего-либо, в
Принципе оказывается неприемлемой для эпистемы
"постмодерна": "консенсус стал устаревшей и подозрительной
ценностью" (130, с. 100).
Доведенная до своего логич. предела, доктрина
"разногласия ради разногласия" приводит к тому, что любое
Общепринятое мнение или концепция рассматриваются как
Подстерегающая совр. человека на каждом шагу опасность
поглощения его сознания очередной "системой ценностей"
Системой М. В результате господствующим признаком культу-
ры "эры постмодерна" объявляется эклектизм. Важную роль в
поддержке этого "познавательного эклектизма" играют средст-
Ва массовой информации, поскольку они, пропагандируя гедо-
Нистич. отношение к жизни, закрепляют состояние бездумного
Потребительского отношения к иск-ву. В этих условиях для
"серьезного художника" якобы возможна лишь одна перспек-
тива — воображаемая деконструкция "политики языковых
игр" позволяющая понять "фиктивный характер" языкового
Сознания.
Концепция Лиотара получила широкое распространение