Среди теоретиков постмодернизма, самым влиятельным среди

к-рых является американец И. Хассан (97, 98, 99, 100);

именно под его влиянием М. занял место "неоспоримого догма-

та" постмодернистской теории последних лет. Голл. критик

Т Д ан на основе концепции М. пытается разграничить худож.

течения модернизма и постмодернизма: "постмодернизм

творчески "деконструирует" опору модернизма на унифици-

Рующий потенциал рудиментарных метаповествований. Поэто-

МЕТАРАССКАЗ 219

Му на уровне формы постмодернизм вместо однолинейного

Функционализма модернизма прибегает к дискретности и эк-

лектичности" (70, с. 219).

Под "однолинейным функционализмом модернизма" критик

Понимает стремление модернистов создать самодостаточный,

Автономный мир произв. иск-ва, искусственная и сознательная

Упорядоченность к-рого должна была противостоять миру

Реальности, воспринимаемому как царство хаоса и краха тради-

ционных ценностей: "модернизм в значительной степени обос-

Новывался авторитетом метаповествований с целью обрести

Утешение перед лицом того, как ему казалось, разверзшегося

Хаоса нигилизма, который был порожден политическими,

социальными и экономическими обстоятельствами" (70, с.

213).

В качестве "симптоматического примера" подобного подхо-

Да, т. е. поисков унифицирующего метаповествования Д ан

называет "Бесплодную землю" (1922) Т. С. Элиота, характе-

ризуя ее как "диагноз хаоса после первой мировой войны" и в

то же время как стремление к обретению "альтернативы этому

хаосу" к-рую находит в обращении к авторитету религии и

Истории. Именно они кладутся автором в основу его

"мифологического метода" с помощью к-рого он пытается

Обрести ощущение единства и целостности. В своих поздних

Произв. и теоретич. эссе Элиот, по Д ану, обращался к более

Секуляризованным и политич. формам авторитета, стремясь

Найти утраченную цельность восприятия мира и времени

("нерасщепленную чувствительность") в единстве содержания,

Стиля и структуры произв. иск-ва. Идея искусства как защиты

От жизни была канонизирована в теории англо-американской

"новой критики" рассматривавшей иск-во как гарант

"человечности" и "гуманистических ценностей"

Ту же мифологему метаповествования Д ан находит в по-

Пытках Э. Паунда опереться на традиции мировой классич.

Литературы (не только западной, но и восточной), У Фолкнера

— на мифологизированную интерпретацию истории американ-

Ского Юга, Э. Хемингуэя — на природные мифы и кодексы

Чести и мужества, а также в общем для мн. модернистов стрем-

лении опереться на "поток сознания" как один из организую-

Щих принципов произведений иск-ва, — стремлении, предпо-

Лагающем веру в возможность целостного характера персонажа

В литературе.

МЕТАРАССКАЗ

В противоположность модернистам постмодернисты отвергают

"все метаповествования, все системы объяснения мира" т. е. "все

Системы, которые человек традиционно применял для осмысления

своего положения в мире" (70, с. 229). Для "фрагментарного

опыта" реальностью обладают только прерывистость и эклектизм,

А любое разумное обоснование историч., мифологич. и психологич.

плана заведомо ложно и искусственно, произвольно и просто

лживо. Как пишет амер. писатель Д. Бартелм в рассказе "Смотри

на луну", "фрагменты — это единственная форма, которой я

доверяю" (36, с. 160).

Если постмодернисты и прибегают к метаповествованиям, то

Только в форме пародии, чтобы доказать их бессилие и бес-

смысленность. Р. Браутиган в "Ловле форели в Америке"

(1970) пародирует хемингуэйевский миф о благотворности

возврата человека к девственной природе, а Т Макгвейн в "92°

в тени" (1967) — хемингуэйевский кодекс чести и мужества.

Точно так же Т Пинчон в романе "V" (1963), хотя и косвен-

Но, пародирует веру Фолкнера (имеется в виду прежде всего

роман "Авессалом, Авессалом!") в возможность восстановле-

Ния истинного смысла истории.

При восприятии постмодернистского текста проблема смыс-

Ла переходит с уровня коллективного и объективного мира,

Функционирующего по правилам метаповествований истории,

Мифа, религии, художественной и литературной традиции,

Психологии или какого-либо другого метаповествования, внеш-

Наши рекомендации