Демон разрушения в человеческой душе
Мы,старшее поколение,зачастую мечтаем обрести в младшем поколе-нии свое отражение–облагороженное,осовремененное, «апгрейденное»,но все-таки похожее.Мы,честно говоря,не очень-то помним,каковы были мы
в их годы,но,по законам психологической защиты,избавляющей нас от не-приятных воспоминаний,издалека все выглядит мило и душевно.Почему бы и не повторить эти прекрасные времена на фоне высоких технологий?И пусть наши дети постараются полюбить тот стандарт мышления,который так симпатичен нам.Да,это один из вариантов авторитарного обращения с близ-кими,но мы стараемся об этом не думать.Или объясняем необходимость«жесткого подхода» своим выдающимся жизненным опытом: мы, дескать, точно знаем–потом,с годами«станет будет лучше» -для страны,для по-томков,для мировой культуры.И заодно не замечаем,как сами себе создаем проблему–ту самую,которую долго изживали.
А сделали ее нам…наши родители.Ведь у поколения шестидесятых,которое было нашим общим наставником,имелись два основных средства освоения действительности–романтизм и нонконформизм.И они их нам вручили от доброты душевной,всерьез предполагая:это–лучшее,что у них
есть.А мы,согласно эстафете поколений,приняли–пусть формально–и по-несли дальше,нашим детям.Так ли эти«приобретения»полезны,как кажет-ся?Так ли они актуальны,как нам хочется?Пожалуй,стоит детально рас-смотреть,что когда-то предлагали нам и что стоит предложит им,нашим на-следникам.
Среди этих«предложений»неизбежно присутствуют«обманки» –со-блазнительные,но опасные идеи,с массой«побочных эффектов»,разру-шающих личность.И многие прячутся в пышную упаковку«культурной тра-диции» -как уже упоминавшийся романтизм.Тем более,что в качестве ху-
дожественного направления романтизм имеет чрезвычайно привлекательное«лицо» - многосторонний, плодотворный, темпераментный. Но в качестве идеологической«обманки»он примитивен и одновременно коварен.Поче-му?Да потому,что незатейливо играет на чувстве тревожности,используя психологические потребности большинства людей- «обожествление ге-роя»54и поиск«волшебного помощника»55.Инстинктивное напряжение сни-жается,тревожность уходит,но самостоятельность и независимость сужде-ния сводится к минимуму.О какой свободе выбора может идти речь,когда идеалы и герои служат для сознания прямо-таки нерушимой рамкой?Тут сам не заметишь,как твое видение мира превратится в игольное ушко или в оп-тический прицел.
Говоря о лидерах-пророках,чьи разглагольствования с одинаковым ус-пехом оболванивают и младшее,и старшее поколение,мы уже касались при-чин«эпохального»стремления«одуреть во имя чего-нибудь великого».Но и отсутствие высоких(альтруистических или эгоистических)целей не избавля-ет человека от потребности понизить«уровень содержания»самостоятельно-го мышления в своем сознании.Отчего?Да оттого,что самостоятельности неизбежно сопутствует ответственность.Как говорил шекспировский персо-наж Шейлок: «На голову мою-мои дела!»56И свое независимое мнение,в большинстве случаев,приходится защищать и от правых,и от левых,и от сочувствующих.Стереотипизированное мышление,равнение на героя и на-дежда на волшебного помощника сильно облегчают«земные тяготы».Прав-да,результат,мягко говоря,непредсказуем–как оно всегда бывает,если без карты бредешь по бездорожью,надеясь на удачу или вовсе на чудо.
Причинами подобного неверия в свои силы,обращения к помощника-ми и героям–и все это на фоне общего«усреднения»восприятия–становят-
54Обожествление героя–психологическая потребность многих людей в авторитете,личности,ко-торую можно обожать,подчиняться ей и,если нужно,пострадать за нее. «Соответствующий шаблон пове-дения предписывает радость,когда человек заметит героя,злоба на тех,кто замечает у героя изъяны,силь-ное желание воздать должное заслугам героя…Герой части используется как модель,по которой человек пытается строить свою жизнь» (Т.Шибутани).
55Волшебный помощник–термин,введенный Э.Фроммом,которым обозначается потребность субъекта в защите и опоре,некоей внешней силе,которая помогла бы ему осуществить заветные желания,а также избавить от чувства страха,одиночества,униженности.Фея-крестная,Конек-Горбунок,джинн из лампы–фантастические модели«помощника».Реальный волшебный помощник–близкий человек(супруг,родитель,врач-аналитик),животное,техническое средство,на которое переносится привязанность,предна-значенная для живого существа.
56Шекспир В.Венецианский купец.
ся наши внутренние потребности:в эмоциональном допинге,в подавлении аномии,в психологической разрядке…А в качестве внешних причин высту-пает…правильно,романтизм.Он на протяжении двух столетий формирует образ так называемой«славянской души»,основным наполнением которой служит…истерия.А также садомазохистский комплекс.Литературным во-площением загадочной славянской души отлично послужит«молодая девица Елизавета Расторгуева,не нашедшая еще себе занятия по вкусу»,и оттого,«когда в доме появлялся новый человек, она зазывала его к себе, и начинался головокружительный разговор,весь построенный на остриях и безднах,при-чем она выпытывала–нет ли у ее собеседника жажды к преступлению?спо-собен ли он,например,убить?не ощущает ли в себе«самопровокации»? –это свойство она считала признаком всякого замечательного человека…В общем,это была неудовлетворенная девушка и все ждала каких-то«перево-ротов», «кошмарных событий»,которые сделают жизнь увлекательной,та-кой,чтобы жить во весь дух,а не томиться у серого от дождя окошка»57.
Ожидание«переворотов»и«жизни во весь дух»,без сомнения,не мо-жет считаться признаком зрелой индивидуальности.
Взрослая личность не ждет жизни,а живет–хорошо ли,плохо ли,но живет.
Было бы странно застыть на стадии«неудовлетворенности»пополам с демонстративной тягой к суициду–да так и провести весь свой век.Но с другой стороны,подобная«заморозка»сильно экономит ресурсы,необходи-мые для развития самостоятельного и деятельного образа жизни.Можно си-деть,сидеть у того самого окошка,а однажды как-нибудь поддаться«само-провокации» –и в бездну головой!Без размышлений и сомнений.Уж пере-ворот так переворот.Елизавета Киевна Расторгуева,персонификация мяту-щейся славянской души,одобрила бы и прослезилась.
Бывает,что эти незрелые ожидания оформлены в виде протеста–про-тив чего угодно.Хотя по большому счету,инфантильная личность протесту-ет против жестокости окружающего мира и несовершенства мироздания во-обще.Экстернализация58в виде нонконформизма присуща люмпенизирован-ной–или еще молодой-части населения.Верно сказал юморист Владимир Колечицкий: «Вы не имеете ничего против или вы против,потому что ничего не имеете?» -и в самом деле,пока человеку нечего терять,он всей душой приветствует радикальные перемены.Молодежи часто требуется лишь повод для того,чтобы примкнуть к экстремистам политического,спортивного или художественного толка.
Есть шанс,что со временем экстремизм пройдет.Все,что удастся«вплести» в ткань культуры, останется будущим поколениям, а сиюминут-ные эмоциональные«выбросы»уйдут в небытие.Но это–идеальный исход.Множество людей так навек и увязнет в трясине спонтанной психологиче-
57 Толстой А.Н.Хождение по мукам.Книга первая.Сестры.
58Экстернализация–один из механизмов психологической защиты.Внутренние проблемы осозна-ются как внешние обстоятельства.Страх перед каким-либо действием не осознается,но субъект считает,что непреодолимые объективные обстоятельства мешают ему совершить этот поступок.В целом,это выражение тенденции,когда человек видит себя лишь частью внешней силы и ощущает себя полностью от нее зависи-мым.Эта черта весьма характерна для тоталитарного типа личности.
ской разрядки,не контролируемой ни разумом,ни опытом.А в качестве оп-равдания приплетет вереницу фантазий на тему«За то,что мир жесток и груб,за то,что Бог не спас».Мол,я не смог себя отстоять,весь мир против меня,я в корне не согласен со всем,что мне предлагают,я вообще предпочел бы уйти по-английски,а вернее,по-ирландски:ни с кем не попрощавшись,но чтобы после хлопка закрывшейся двери прогремел взрыв–и наступила тишина!Пусть все начнется с чистого листа–авось вдругорядь лучше полу-чится.
Так рассуждают не только подростки в тяжелом приступе негативизма,но и люди вполне дееспособные–дееспособные согласно паспортным дан-ным.Плохо дело,если фантазеру/фантазерке никто не объяснил–деликатно,но твердо:все это бредни,восторженные или депрессивные,но одинаково деструктивные.
Уничтожая себя,разрушая свою(или чью-нибудь еще)жизнь,нельзя доказать цен-ность собственной личности.
Максимум,на что можно рассчитывать после саморазрушения:со сто-роны знакомых–саркастическое«Вот дурак/дура!»;родные и близкие,не в пример дальним,будут не сплетничать,а страдать и убиваться всерьез–и что?В этом состоит твоя цель,эфирное ты созданье?Нет,конечно,не в этом.Здесь мы видим не цель,а предчувствие.Молодым свойственно чувство-вать страх перед долгой«дорогой жизни»,хотя в конце ее человека,вероят-но,ожидают не только разочарования,но и награды.И все-таки вступить на эту дорогу не так просто,как описывает«Даодэцзин»: «путь в тысячу ли на-чинается под ногами».Ощущение дальности и трудности путешествия вызы-вает желание избавиться от опасных ситуаций с помощью разных психоло-гических игр.Притом,что все выигрыши–преимущества,извлекаемые в хо-де игры–сводятся,главным образом,к экстернализации.
При таких взаимоотношениях личности и действительности и возни-кают разные фикции и фантазии59.З.Фрейд писал: «Остается факт,что боль-ной создал себе такие фантазии.И этот факт имеет для невроза вряд ли меньшее значение,чем если бы он действительно пережил содержание этих фантазий.Эти фантазии обладают психической реальностью в противопо-ложность материальной,и мы постепенно научимся понимать,что в мире неврозов решающей является психическая реальность».Если человек удаляется в«психическую реальность»,ему грозит целый список неврозов и психозов.Словом,все происходит по законам сказки:чем дальше,тем страшнее.Чем дальше индивидуальность от реальности,тем страшнее ему возвращаться и адаптироваться в этой недружелюбной реальности.Но если
59Фикции–согласно теории А.Адлера,принципы и идеи,не имеющие отношения к реальности,которых,однако,придерживается значительное количество людей.Люди ведут себя так,словно фикции су-ществуют реально.Большинство фикций имеет символическое значение.Психически здоровый человек способен отбросить фиктивные цели.
Фантазия–продукт воображения,состоящий из группы символов,объединенных в связную исто-рию.Компенсирует неудовлетворенные желания,конфликты между«Я»и реальностью.Обслуживает«Я»как один из механизмов психологической защиты,но может обслуживать и«Сверх-Я»,представляя поведе-ние субъекта соответствующим строгим моральным нормам.Имеются и бессознательные фантазии,обслу-живающие бессознательные функции«Я».
человек психически здоров,он,кряхтя и постанывая,вернется в этот мир и пойдет по упомянутому«пути в тысячу ли».
Естественно,и нормальный человек подвержен нервным срывам.И не стоит свято верить:адекватная личность,погрязнув в семейных неурядицах,трудовых конфликтах или моральных дилеммах,нипочем не станет падать на рельсы,ходить с топором на старушек,травиться сулемой.Может и не ста-нет.А может…Под давлением обстоятельств не каждый остается нормаль-ным и адекватным.Группу риска,как назло,составляют люди душевно тон-кие,чувствительные,с ярким воображением,но с нестойкой психикой.А под непрерывным«романтическим прессингом»происходит перерождение архе-типа героя60в другой подвид–в героя-мученика.Этот архетип органично сливается с инфантильным воображением в следующей прекрасной картине:вот лежит покойный идеалист в гробу,бледный и элегантный,вокруг гроба теснятся рыдающие близкие,недругов покойного дико терзает совесть,все,кто при жизни недооценил,недолюбил,недохвалил,теперь скорбные речи произносят,жалеют о невосполнимой потере…Опять же красивым дополне-нием к ранней смерти выглядит неумеренное славянское«питие»,дабы за-глушить грусть-тоску–о судьбе России,например.Можно также писать стихи и песни,сидеть на игле и дебоширить в местах общественного пользо-вания.Или влюбиться безнадежно,никому ничего не сказать и зачахнуть,будто неполитая лилия.
Даже смирившись с повседневностью и приняв рутину обыденного существования,фантазер регулярно изводит окружающих своими депрес-сиями,нотациями или пафосными декларациями типа«Не верь,не бойся,не проси!».Если фантазеру меньше тридцати лет–пусть его.Для молодых по-добные«капризы» –отличная возможность потешить инфантильную и нерв-ную часть своего«Я»,стосковавшуюся по одинокому,но всеми любимому защитнику Добра и Правды.Кто-то воображает,что«герой»где-то поблизо-сти и вот-вот предложит свое покровительство.Кто-то и сам не прочь стать«героем» и даже супергероем, вооруженным новейшими (или древнейшими) технологиями.Выбор широк:для тех,кому не претит разгуливать в колгот-ках, -благородный разбойник типа Зорро или Робина Гуда;для любителей верховой езды и быстрой стрельбы–все персонажи Джона Уэйна;для отча-янных ловеласов–Бонд,Джеймс Бонд;для тех,у кого ничего святого, -Ос-тин Пауэрс,чучело-2.Если идентифицировать себя с«героем»,жизнь уже не выглядит такой беспросветной.
Кстати,дорогие родители!Не забывайте:вышеописанный персонаж–не обязательно представитель именно младшего поколения.С тем же успе-хом это может оказаться особа далеко за сорок–и весьма далеко.Как уже говорилось,острой формой романтизма массово страдают шестидесятники,воспитавшие не одно поколение достойных преемников.Их«флюиды»,если
60 Для этого архетипа характерны красота,агрессивность,отсутствие привязанности к определенно-му месту пребывания,гиперсексуальность.Архетип героя предполагает нарушение основных нравственных норм во имя некоей«благородной цели».Другим подвидом этого архетипа является«страдающий герой»,мученик,приобретший качества героя именно в результате перенесенных им страданий.
так можно назвать стереотипы мышления,не могли пройти мимо нас,даже если мы и посмеивались(да и сейчас посмеиваемся)над старыми физиками-лириками,которые из года в год вдохновенно поют плохие стихи,положен-ные на три аккорда,а потом мрачно решают глобальные проблемы нравст-венно-экологического характера.Как будто и моральные нормы,и парнико-вый эффект зависят от их усилий.
Шаблоны поведения в большей степени-плод многократного повторения,а не сознательного выбора.
И на этой особенности держится«эстафета поколений»,несущая из ве-ка в век многое такое,о чем стоило бы забыть.Чтобы сделать этот процесс передачи информации более осмысленным,надо разобраться в себе–в своих представлениях и поступках,а не действовать«как всегда»,потому что,ви-дите ли, «все так делают».Поэтому перед тем,как искать инфантильные или истерические проявления в поведении своего отпрыска,проверьте:как лично
у вас обстоят дела с изживанием атавизмов романтизма?
Притом не стоит воображать себе всякие ужасы и искоренять в домаш-ней библиотеке творения русских классиков и западных фантастов.Про-блемный«уход в грезу»начинается не с них–они лишь средство психоло-гической защиты.Причиной ухода становится и неприятие реалий,и инфан-тильность мышления,и«романтический прессинг».О последнем хотелось бы добавить:что все мы–каждый по-своему–испытали влияние старого,доброго(но несколько глуповатого)романтизма.А ну-ка вспомните,как ро-мантическая традиция трактует процесс взросления?Верно,как«общее по-нижение качества»личности:дескать,был такой бескорыстный,великодуш-ный,отважный борец–а стал такой алчный,себялюбивый,трусоватый ме-щанин.Вот несчастье!
Не соглашайтесь.Твердо стойте на позициях разумного эгоизма:ника-кого несчастья в том,что человек перестал рваться на амбразуру,нет.Целее будет.А«руководящие структуры»,привычные к лозунгу«В жизни всегда есть место подвигу!»,пусть привыкают к мысли,что большинство людей стремится держаться подальше от этого места.В конце концов,амбразуру можно заткнуть не только пушечным мясом.Родители–и тем более матери взрослых сыновей–не могут с нами не согласиться.В общем,жертвенность
и самоотречение во имя великих истин необходимо ограничивать и контро-лировать.Как и романтические порывы.
То,что в юном возрасте на«вершине»системы ценностей помещается«половодье чувств» - это норма.
Эмоциональная сфера«расцветает»именно в юные годы,а рациональное мышле-ние«шлифуется»всю жизнь.
Поэтому и любовь,и идеализм,и самопожертвование в юной натуре доминируют,но по мере взросления и развития индивидуальности их«со-держание»в характере несколько понижается.Вдохновенный,красивый об-раз«великого подвига»исчезает,на его место приходит более адекватное представление о неприятных последствиях и болезненных ощущениях,со-провождающих подвиг как таковой.Любовь тоже смещается от центра эмо-
циональной жизни к периферии–есть же другие радости,помимо любви!Короче,в бескорыстные чувства юного существа вмешивается растущий эгоизм зрелой личности,которой есть что терять при совершении акта само-пожертвования.
Это неизбежный,а главное,позитивный процесс.Если человек хорошо представляет последствия своего поступка,то,значит,он способен миними-зировать потери,сохраняя результативность.Иначе всяческие«побочные эффекты»придется разгребать родным и близким«спонтанного героя»:во-зить фрукты в больницу(передачи в Матросскую Тишину,лекарства от де-прессии,деньги в долг),искать ему врача(другую жену,новую работу,съем-ную квартиру),учить его жить в мире и согласии с собой и окружающими,а не лезть на баррикады по любому поводу…Только благодаря рациональному мышлению,планированию и прогнозированию своих поступков человек«дотянет» до момента воплощения «светлой мечты» в жизнь. Глядишь, и увидит,как великие истины приоткроют завесу тайны и начнут приносить человечеству дивиденды.
Кто-то может принять все вышесказанное за призыв«к немедленным действиям».Выходит,ребенка нужно избавить от этих«пережитков созрева-ния»?Недрогнувшей рукой вывести на большую дорогу(нет,это звучит как-то двусмысленно),то есть в большой мир–и показать все как есть,во всей неприглядности?И жестко вернуть на земную поверхность,чтобы в облаках не витал?Чтобы поскорее стал взрослым,самостоятельным,разумным и ци-ничным?Опять что-то не то…В общем,полярные варианты–жизнь в грезах или жизнь в грязи–не слишком хороши,когда приходится выбирать миро-ощущение для любимого детища.А для выполнения задачи нужно основа-тельно поработать над собой-и не только юному энтузиасту.Его родителям тоже придется внести серьезную лепту.