Демон Максвелла, квантовый демон

Бредовая идея Джемса Максвелла, когда он в 1867 г. придумал силу, способную обращать вспять время, описывала осознание «демона», который мог отменять закон энтропии, прослеживая мельчайшие движения молекул газа. Таким путем демон был способен, по крайней мере, в фантазии Максвелла, обращать вспять увеличение беспорядка в замкнутых системах.

Более подробно об осознании демона

Воображаемый демон Максвелла находился в закрытом ящике и обращал вспять поток молекул, воссоздавая деградирующий порядок.[122]Ниже вы видите улыбающуюся рожицу, которая изображает этого демона.

(Подпись под рисунком: Демон в ящике с молекулами)

Демон, прототип сознания в материи, замечает происходящее и управляет им, совершая особые выборы. Он удерживает горячий материал на одной стороне ящика, а более холодный материал — на другой, так что первоначальная «упорядоченность» (горячего и холодного) не деградирует. Демон устраивает все так, что в замкнутой системе энергия не должна становиться менее доступной, или информация — теряться. Используя осознание, чтобы открывать и закрывать перегородку, разделяющую два объема газа в контейнере, демон обращает вспять второй закон термодинамики. До сих пор еще никому не удалось найти такого демона или создать его в общепринятой реальности.

И все же фантазия Максвелла может быть более верной, чем он сам понимал. Мне кажется, что он мог проецировать нашу способность к осознанности, нашу способность замечать «наноскопические» события или заигрывания. Это почти не поддающееся измерению квантовое осознание представляет собой способность осознания, которая может совершать выборы в стране грез.

Демон Максвелла, в действительности, является потенциальным героем психотерапии, ибо это та часть нас, которая восстанавливает порядок, видя паттерны там, где прежние паттерны были утрачены (забыты, вытеснены, игнорированы, маргинализированы и т. п.). На мой взгляд, второй закон термодинамики — это проекция типичного образа жизни в общепринятой реальности, который использует минимум осознания. Демон Максвелла — это представление нашего ясного осознания, действующего на не поддающихся измерению субатомных уровнях нанособытий, и способного, по меньшей мере, облегчать ощущение старения.

Психологический принцип, проецируемый на демона Максвелла таков:

Видение порядка, скрытого в беспорядке общепринятой реальности, создает больше доступной энергии.

Игнорирование или даже подавление едва уловимых сигналов симптома угнетает и опустошает. Признание симптомов в качестве «звонков», призывающих к вниманию, позволяет вам создавать порядок из беспорядка и вообще дает вам больше энергии для работы. Маргинализация опыта заставляет вас чувствовать себя подобно ветшающей вселенной.

Я называю демона Максвелла своего рода «квантовым демоном осознания», ясным лучом сознания, который прослеживает движения атомов и молекул, равно как и субатомные события. При жизни Максвелла, квантовая механика еще не была изобретена. Он еще не знал о волновых функциях; им предстояло появиться на пятьдесят лет позднее. Но если бы он жил сегодня, то, безусловно, заинтересовался бы разновидностью осознания, способного замечать и отслеживать едва уловимые тенденции, квантовые волны страны грез, и то руководство, которое они нам дают. Как я себе представляю, он бы сказал, что игнорирование всех едва уловимых чувств, мерцающих в нашем осознании, способствует опустошению и заставляет нас чувствовать себя старше, чем мы есть на самом деле.

Следующее упражнение дает вам шанс открыть для себя и испытать способность демона увеличивать количество доступной вам физической энергии. Мы будем особенно сосредоточиваться на «закрытых» областях вашей жизни.

Упражнение в осознании негэнтропии

1. Устройтесь поудобнее и подумайте, что вы чувствуете в отношении старения. Что вам в нем нравится? Что не нравится?

Например, многим людям нравится возможность реализации своего потенциала, но не нравится потеря энергии и того, что они называют «привлекательностью». У некоторых возникает мысль, что жизнь подходит к концу.

2. Когда вы будете готовы, поищите вокруг чего-нибудь, что можно поднять или толкнуть. Если вы стоите в комнате, поднимите стул или оттолкнитесь от одной из стен, и посмотрите, сколько у вас есть доступной энергии. Поднимая или толкая, спросите себя: «Какая часть моей энергии мне сейчас доступна?». Запишите это количество энергии. Сколько это — 85 %, 50 % или 15 %? Насколько старым вы себя чувствуете?

Например, когда я сегодня поднимал стул, он казался тяжелее, чем должен быть. Я бы сказал, что мне доступно примерно 50 % моей энергии.

3. Количество доступной или изометрической энергии, которое у вас есть, очень сильно зависит от вашего ощущения порядка внутри себя. Поэтому теперь подумайте об одной области своей жизни, которая кажется «неупорядоченной». Если возможно, выберите новую область, а не взаимоотношения или телесные симптомы, поскольку мы уже работали над ними до этого.

Например, вам могут казаться неупорядоченными ваша работа, ваши финансы, либо, скажем, свалка на вашем письменном столе или то, как вы используете свое время. Возможно, «беспорядочным» является ваше отношение к критике.

Не упускайте из виду игнорируемые области вашей жизни, нуждающиеся в порядке. Если таких областей много, выберите пока только одну — подойдет любая. Как вам удается избегать этой области? В каком смысле эта область является «закрытой»? Вы избегаете вопросов, связанных с этой областью, или «забываете» о них? Как вы забываете об этих вопросах? Стараетесь ли вы больше спать, или просто жалуетесь на них? Выбрасываете ли вы их из головы? Смотрите ли вы телевизор или идете в кино, вместо того, чтобы наводить порядок в этой области?

4. Теперь, думая об этой неупорядоченной области, представьте себе, в какого рода «пространстве» она находится. Какие цвета и движения имеют место в этом пространстве? Опишите своими словами характеристики пространства, содержащего в себе эту неупорядоченную область жизни.

Например, выглядит ли оно серым или мутным? Крутящимся и перемешивающимся?

Не можете ли вы определить некое место вне вашего тела, где могла бы находиться эта «неупорядоченная область», где бы располагалось это пространство? (например, перед вами, позади вас, и т. д.). Нарисуйте эту неупорядоченную область рядом со своим телом.

(Надписи на рисунке, сверху вниз: В финансах полный хаос, большие грозовые тучи, ох моя бедная голова! Неупорядоченная область влияет на голову)

На рисунке неупорядоченная область связана с финансами и кажется находящейся над головой.

Как себя чувствует часть вашего тела, находящаяся ближе всего к этому пространству? Есть ли у вас телесные симптомы вблизи этой области? Выберите для работы телесный симптом или один из симптомов, скажем тот, на который вы обращали меньше всего внимания. Не связан ли этот симптом с вашим ощущением старения?

5. Сосредоточьтесь на симптоме в этой области тела и выявите два его аспекта. Например, посмотрите, можете ли вы сформировать образ энергии, которая, как вы подозреваете или воображаете, вызывает этот симптом, а затем сделать то же самое для приемника этой энергии или действия. Иными словами, представьте себе, так сказать, «создателя симптома» и «получателя симптома».

Один из способов представить себе эти две фигуры состоит в том, чтобы как можно сильнее вчувствоваться в симптом, или вообразить, что вы в него вчувствуетесь. Затем преувеличьте это чувство, усилив его интенсивность. Используя свое внимание, оставайтесь с этим чувством, пока не возникнет фигура, которая могла бы воплощать подобную интенсивность.

Например, если бы у вас была у вас стучащая головная боль, вы могли бы подчеркивать ощущение этого стука, пока бы не появились сердитая фигура, стучащая по столу, и чувствительная фигура (скажем, сам стол), которую ранит этот стук.

Постарайтесь узнать послание, которое выражает каждая фигура.

Например, сердитая фигура, возможно говорит: «Мне приходится пробивать себе путь через вещи», в то время как другая говорит: «Пожалуйста, не делай так, это слишком грубо, и причиняет мне боль!»

6. Представьте себе эти две фигуры, одну страдающую и другую создающую симптом. Даже нарисуйте их. Затем позвольте своему воображению спонтанно создать существо, чье осознание выходит на сцену и разрешает конфликт между этими двумя энергиями. Например, представьте себе умелого посредника, джинна, духа, персонаж мультфильма — кого-то, способного иметь дело с обоими энергиями. Опишите его. Нарисуйте его.

Например, у одной из моих читательниц был конфликт между ее мирской амбициозностью и той ее частью, которую тяготило это честолюбие. К своему удивлению, она увидела священника, который помог ей в разрешении конфликта между этими двумя энергиями. Ниже я попытался нарисовать все три фигуры.

Священник благословил обе ее части, и они смягчились.

(Подписи под рисунками, слева направо: Часть, которая тяготилась; Дух-помощник; Амбициозная часть)

В какой-то момент вы могли бы попытаться стать вашим духом-помощником, вашим демоном квантового осознания. Войдите в психологически закрытую систему своего сновидящего тела и вмешайтесь; облегчите разрешение конфликта между двумя частями в этой симптомной области.

Представьте себе результирующую историю. Позвольте квантовому демону вмешаться магическим образом и найти решение.

Читательница, чьи симптомы частям недоставало Бога, которого представлял священник. Поначалу читательница стеснялась отождествляться со священником, пока не поняла, что в некотором смысле, уже посвятила свою жизнь «божественному».

7. Используйте свое дыхание, чтобы сосредоточиться на чувстве этого разрешения конфликта, и, если возможно, почувствуйте ощущение облегчения в симптомной области.

8. Представьте себе, как можно было бы использовать это решение в неупорядоченной области жизни, с которой вы начинали данное упражнение. Вспомните первоначальный беспорядок — его пространство, цвета и движения — и отметьте (а еще лучше — нарисуйте), как преобразовалась эта область. Не «работайте» над этим, просто позвольте всему происходить внутри, пока не наступят изменения к лучшему.

9. Наконец, вернитесь к стене или стулу и, соблюдая осторожность, снова посмотрите, какое действие эта работа, возможно, оказала на ваше ощущение энергии, доступной для того, чтобы делать то, что вам нужно в жизни. Какие изменения в своей доступной энергии вы замечаете?

Квантовые демоны осознания

У этого упражнения было несколько целей. Одна состояла в том, чтобы заметить беспорядочные области в вашей жизни и понять, как они действуют на ваше тело или связаны с ним. Второй целью было узнать, что всякий раз, когда вам кажется, что ваша энергия «истощилась», вы можете быть просто утомлены, но можете и страдать от избытка энтропии — беспорядка и утрачиваемой энергии.

Неупорядоченные области подобны замкнутым системам, управляемым бессознательностью в отношении конфликтов. Привнесение осознания в эти области ослабляет ваше ощущение старения, давая вам больше доступной энергии. Ваше ощущение поступательного хода времени усиливается внутренними конфликтами, которые игнорируются или блокируются. Благодаря использованию осознания, конфликтующие энергии в этой беспорядочной области становятся более согласованными друг с другом. Вместо работы с собой , вы, так сказать, работали против себя. Сосредоточение осознания на внутренних конфликтах усиливает ваше ощущение хорошего самочувствия, аннулируя конфликт и повышая вашу внутреннюю согласованность.

Любой беспорядок отражает ваш выбор игнорировать свой потенциал осознания. В обыденном мире, из-за внутренних конфликтов и неизбежного износа, вам может казаться, будто вы быстро стареете или физически слабы. Однако доступ к вашему осознанию может ослаблять это чувство, создавая больше порядка и доступной энергии, что приводит к ощущению хорошего самочувствия.[123]

Иными словами, любая область беспорядка подобна симптому: там есть две конфликтующих энергии и нет сущности, способной разрешить этот конфликт. Результатом становится ситуация, в которой, образно говоря, две лошади тянут в разные стороны, вместо того, чтобы действовать вместе. Без осознания, вы просто называете эту ситуацию глубинного конфликта «усталостью и старением». При наличии осознания, вы добавляете к ней гиперпространство и обращаете вспять движение времени под уклон. Узнайте этого демона осознания из другой сферы, для которого никакая система общепринятой реальности не является постоянно замкнутой.

Смерть, конец?

«В жизни не следует ничего бояться. Ее нужно только понимать»

Мария Кюри

«Считать, что после смерти тела дух исчезает, это все равно, что воображать, будто птица в клетке погибнет, если сломать клетку, хотя птице нечего бояться уничтожения клетки.

Наше тело подобно клетке, а дух подобен птице. Мы видим, что без клетки эта птица летает в мире сна; поэтому, если клетка сломается, птица будет продолжать существовать. Ее чувства будут еще более мощными, ее восприятия — большими, и ее счастье возрастет»

Абду’л-Баха, Ответы на некоторые вопросы[124]

Некоторые люди испытывают облегчение, когда смерть стучится в их дверь. Что-то глубоко внутри говорит: «Счастливый день; я освобожусь от себя и своих ограничений!». Но смерть полна парадоксов. С одной стороны, когда вы впервые понимаете, что действительно умираете, то обычно боитесь этого. Возможно, вы сначала не рассказываете об этом свои друзьям, поскольку это привело бы к еще большим волнениям. Как и вы, они живут в мире общепринятой реальности и сосредоточиваются только на неизбежной утрате физической формы.

Для вашего обыденного ума и ваших друзей, смерть обычно бывает грабителем, а не даром. Однако, если подумать, то для человека, который умирает, смерть может означать свободу от всего, в том числе, от понятия самой смерти, по крайней мере, как смерти, «конца». На пороге смерти вам, вероятно, будет сниться, что вы продолжаете жить. Казалось бы, игнорируя идею конца, многие люди видят во сне свои следующие шаги в нередко хорошо известные гиперпространства. Некоторым снится, что они учатся в «классах», не похожих ни на что, известное на земле; другим снится, что они становятся птицами, которые летают в сновидении так, будто они были птицами всю свою жизнь.

В этой книге я рассматривал беспорядки в жизни как проблемы, требующие проработки, как области жизни, скрывающие в себе другие миру и новые виды порядка и смысла. Но теперь я хочу взглянуть на беспорядок по-новому, как будто сам процесс видимого хаоса имеет глубокий смысл. То, что кажется процессом «разупорядочивания», связанным со смертью, представляет собой только конец вашей индивидуальности в общепринятой реальности. У вас больше нет какого-то одного беспорядка — болезни сердца или почек, желудка или легких, опухоли яичников, груди или простаты. Теперь все тело — гигантский беспорядок. Старение ведет к возрастанию энтропии в вашем физическом теле, но в стране грез это не конец. В сновидениях смерть нередко истолковывают по новому, как путь свободы от старого «я». Теперь возможно что-то новое.

Фазы умирания

Путь к смерти проходит много этапов. Сперва угроза смерти приходит как ворчание школьного учителя. Посопротивлявшись как школьник, вы стараетесь закончить то, что кажется вам самым значимым. Смерть говорит: «Перестань колебаться во взаимоотношениях. Исполняй свои самые великие мечты, становись полностью самим собой». Возможно, вы в своей жизни много раз стояли на пороге и колебались, вместо того, чтобы двигаться вперед. Теперь смерть дает вам необходимый толчок.

На другом этапе, угроза смерти как Смерти становится угрозой полномасштабного варианта измененного (затуманенного или спокойного) состояния, которое кажется находящимся лишь на своих начальных стадиях. В некотором смысле, полномасштабное состояние пытается случиться прямо сейчас, отказываясь ждать до конца жизни. Смерть как измененное состояние угрожает стать частью этой жизни, не только потому, что смерть приближается, а потому, что вы слишком односторонни в своем образе жизни, слишком логичны, слишком экстравертированы, слишком интересуетесь тем, что думают люди. Переживать повседневную жизнь без одновременного и параллельного осознания существования измененных состояний смерти — это все равно, что стоять на солнце, не отбрасывая тени.

«Смерть — твой величайший союзник» — заявляет шаман дон Хуан. Квантовый физик, интересующийся параллельными мирами, несомненно, сказал бы, что нет смерти без жизни.[125]В том, что в радужной медицине называется страной грез, а в физике — математическим формализмом, и жизнь, и смерть присутствуют одновременно (в параллельных мирах). Ничто не может быть живым, не будучи также мертвым, и ничто не может быть мертвым в общепринятой реальности, не обладая жизнью в стране грез. Неизбежность смерти в общепринятой реальности, открывает осознание к гиперпространствам страны грез в повседневной жизни. Прибавляясь к жизни, смерть создает фантазию и отстраненность.

На еще одном этапе процесса умирания, смерть становится угрозой крайних измененных состояний сознания. Смерть побуждает вас развивать вашу способность проходить через видения и страдания, олицетворяемые мирами бардо в «Тибетской Книге Мертвых». В этих измененных состояниях многие люди снова ненадолго встречаются с неразрешенными жизненными проблемами, неутоленными страстными желаниями, и своей старой косной индивидуальностью, на этот раз, возможно, в виде ужасной маски. На этом этапе жизни угроза смерти предлагает вам познакомиться с квантовым миром видений, с монстрами сновидений, и с мирами бардо .[126]Судя по моему ограниченному опыту, эти видения быстро проходят или могут не появляться, особенно, если ранее в своей жизни вы уже боролись с некоторыми из этих монстров.

В жизни смерть подобна строгому учителю дзен, стоящему перед вами с палкой. Без осознания, наилучшим вариантом прохождения через эти трудные состояния бардо, полные удивления и страдания, могут быть обезболивающие препараты и морфий. Я не осуждаю никого, кто хочет проводить свои последние дни под действием наркотиков. Однако, на основании моего опыта работы с людьми, стоявшими на пороге смерти, мне представляется, что не может быть ничего более замечательного, чем знакомство с техниками медитации и фантазии, которые дают возможность переживать некоторые из самых поразительных состояний в конце жизни. Если вы научитесь иметь дело с измененными состояниями сознания, то жизнь на пороге смерти может показаться вам похожей на чудо.[127]

Когда смерть стучится в дверь, больше уже не остается никакого желания «исцелений» этого старого тела в общепринятой реальности. Человек, который слишком долго борется со смерть, может избежать обретения осознанности своей внутренней истины и самого подлинного образа. Те, кто могут открываться к таким событиям, как смерть, находят вблизи хаоса не бессмысленность, а старого Друга. В двенадцатом столетии суфийский поэт Руми так выразил эту мысль:

Если ты не можешь сделать эту работу сам, не беспокойся

Тебе даже не придется выбирать между одним способом или другим.

Друг, который знает гораздо больше чем ты,

Принесет трудности, и горе, и болезнь как лекарство, как счастье,

Как сущность того момента, когда ты побежден, когда ты слышишь приговор,

И можешь, наконец, сказать голосом Аллаха — я доверяю тебе убить меня.[128]

Я разработал два упражнения, позволяющие увидеть, что происходит, когда ваш повседневный ум капитулирует. Первое имеет дело с творческой способностью, а второе с прохождением через коматозные состояния.

Хаос и творчество

Чтобы понять кое-что в отношении пугающего хаоса и творчества в околосмертных переживаниях, и подготовиться к подобным состояниям, посмотрите на эту картинку. Давайте поэкспериментируем с вашим процессом осознания, используя эту картинку. Вы готовы?

Когда вы будете готовы, сделайте глубокий вздох, и «отпуститесь». Войдите в как можно более мечтательное состояние, и позвольте картинке заигрывать с вами — то есть, не спешите, и позвольте чему-нибудь мельком привлечь ваше внимание — чему-нибудь иррациональному. Удержите это в своей памяти. Что привлекло ваше внимание?

Поначалу большинство людей не могут ничего увидеть на этой картинке, и их раздражает ее хаотичность. Но затем, при наличии терпения, в их осознании начинают мелькать всевозможные вещи. Например, некоторые люди видят симметричные звезды или изображение вселенной; другие видят пустое пространство, музыкальные ноты, дождь и солнечный свет, стаи мотыльков и оберточную бумагу. Кто-то даже видел знак «Стоп»!

Если вы проделали этот эксперимент, то он, возможно, показал вам, что когда вы расслабляетесь и принимаете хаос, когда вы капитулируете, сила безмолвия неизбежно создает новые вещи. Суть в том, что нечто, выглядящее хаосом и «беспорядком» в одном мире, в другом мире представляет собой паттерн, полный потенциальной информации. В смерти или на пороге смерти, когда хаотические состояния беспорядка нарушают наш общепринятый порядок, нередко могут возникать новая вселенная новый образ жизни. Понятие жизнь не относится только к существованию физического тела; оно также включает в себя спонтанность и творческие способности осознания. Сновидение воссоздает вселенную.[129]

Понятие Смерти может быть пугающим, но когда она открывает вас, старые отождествления отпадают, и возникает возможность изменения. Это напоминает мне о словах «Петера», с которым мы с Эми работали несколько лет назад — мужественного человека, умиравшего от лейкемии. (Я упоминаю о нем в своей книге о коме). С нашей помощью он вышел из комы и временно вернулся к жизни перед тем, как спокойно умереть. Перед смертью он, задыхаясь от исступления, кричал в своей больничной палате в Цюрихе:

«Я… нашел…это. Я… нашел… то… что… я… всегда… искал. Ключ… к… жизни… ключ это новый план… трамвая… в плане есть все… Все… он… был здесь… еще до того, как вы начали работать со мной».[130]

Вплоть до последней стадии своей жизни, Петер работал в популярной цюрихской газете «Тагес Анцайгер» и писал о новостях в Швейцарии. Мы могли бы сказать, что он был реальным человеком только в общепринятой реальности. План, который появился только теперь, в конце его жизни, был своего рода пилот-волной — картой городской трамвайной системы с ее многочисленными путями, пересекающими Цюрих. Его интенциональной волной была новая карта Цюриха.

С наиболее широкой точки зрения, мы все представляем собой карты; мы все состоим из линей интенциональных полей, физически переживаемых как сила безмолвия. Когда беспорядок становится неизбежным в результате переживания болезни, утраты, или какой-то резкой перемены, он разрушает ваш путь в общепринятой реальности. Однако упорядоченный план, который был всегда, может проявиться снова. Если мы ослабляем свое самоотождествление в качестве человека, пребывающего в теле, которое типично для общепринятой реальности, то наша подлинная сущность проявляется как своего рода бессмертный замысел, нелокальный план, распространяющийся повсюду и включающий в себя всех, чей замысел аналогичен.

Лауреат Нобелевской премии физик Вольфганг Пули, должно быть, тоже это понял, поскольку перед самой смертью сказал: «Сновидение — подоплека физики». Ранее я цитировал поговорку австралийских аборигенов: «Можно убить кенгуру, но нельзя убить сновидение кенгуру». Я рассказывал о старейшине аборигенов, Льюисе О’Брайене, который показал, что план улиц города Аделаиды повторяет очертания Красного Кенгуру, причем при строительстве никто этого не осознавал.[131]

Коматозные состояния

В различные моменты своей жизни я страшился смерти. Теперь, после работы с многими людьми, проходившими через измененные состояния в процессе умирания, я испытываю облегчение. Судя по всему, коматозные состояния на пороге смерти неизбежно открывают новые направления, новые фазы, планы и карты, в которых интенциональные поля проявляются более ощутимо, чем где бы но ни было в жизни.[132]

В коматозных состояниях, наступающих в преддверии смерти царят не только разрушение и хаос. Кома — не конец осознания. Судя по опыту людей, прошедших через коматозные состояния, а также по историям и зафиксированным фактам относительно тибетских учителей, которые «умирали» в западных больницах и по-прежнему сохраняли необычную теплоту тела через несколько дней после «смерти»,[133]нам следует учитывать возможность продолжения осознания после видимой смерти.

Современный диагноз смерти, основанный на отсутствии реакций головного или спинного мозга, скоро станет недостаточным. С развитием нанонауки реактивность будет измеряться на атомном уровне, что осложнит сегодняшние определения смерти в общепринятой реальности. Жизнь будет измеряться с точки зрения нано-реакций.

Эксперименты с сильно измененными или коматозными состояниями сознания представляют собой один из самых простых и, в то же время, самых драматических способов нахождения силы безмолвия. Представленный ниже материал может помочь вам работать с собой и другими в этих околосмертных состояниях.[134]

Последующая работа предполагает сочетание использования осознанного внимания для отслеживания сигналов в общепринятой реальности (например, дыхания, легких движений рук и век), а также едва заметных сигналов, не принадлежащих к этой реальности (таких, как заигрывания, видения или интуитивные прозрения). Ключом является осознание на всех уровнях. Чтобы исследовать потенциальные творческие способности, присущие околосмертным состояниям, вспомните демона Максвелла! Используйте свое воображение в состояниях, подобных коме.

Упражнение: Кома — момент пробуждения

Для начала, расслабьтесь на несколько минут, замечая ритмичное чередование своих вдохов и выдохов, позволяя этому ритму убаюкивать вас, вводя в уютное бездумное состояние. Когда вы почувствуете, что готовы, представьте себе, что вы просто соскальзываете в коматозное состояние. Не спешите и дайте себе как следует прочувствовать этот воображаемый опыт. Соскальзывая в него, вы, возможно поймете, что некоторые из ваших состояний утомления были попытками дойти до этого измененного состояния сознания.

Теперь, находясь в расслабленном состоянии, похожем на кому, просто следите за своим дыханием в этом состоянии, осознавая только свое дыхание.

Используйте свое расслабленное, но осознанное внимание. Спустя некоторое время, когда что-либо — скажем, подергивание или дрожь в какой-то части тела — привлечет ваше внимание, заметьте этот опыт и следуйте ему. Используйте свою осознанность и доверяйте своим мельчайшим переживаниям.

Прежде всего, ловите крохотные «тенденции пробуждения». Например, ваши веки могут начать самопроизвольно открываться, либо ваши пальцы или кисти будут двигаться сами собой. Возможно, ваше внимание привлечет звук. Заметьте момент, когда возникает какая-либо тенденция звука или движения.

Это очень творческий момент. Поймав этот момент, потратьте несколько минут, восхищаясь спонтанной природой силы вашего сновидения и, используя ритм своего дыхания, позвольте ему развертываться. Возможно, будут возникать видения, фантазии, и даже истории. Будьте свидетелем своего опыта, даже если поначалу он кажется очень иррациональным.

Когда пройдет достаточно времени, чтобы ваша фантазия приняла законченный вид, вы, возможно, обнаружите, что чувствуете себя более «бодрствующим» и хотите двигаться. В этом случае пора подумать о значении ваших фантазии и опыта. Не может ли эта фантазия заключать в себе или символизировать жизненный путь?

Например, робкая пожилая женщина, которая боялась умирания, делая это упражнение, пережила то, что она назвала пробудившей ее «птицей». Когда она тихонько лежала у себя в саду, делая упражнение, звук одной из птиц мягко «вывел» ее из ее состояния. Поначалу она едва могла поверить в значимость этих птиц, поскольку они часто привлекали ее внимание. Но теперь она позволила своей фантазии развернуться и обнаружила, что вольно летает вокруг, как птица, наблюдая за своими домочадцами, давая им советы!

«Какой неожиданностью было обнаружить, что мне так важно давать советы» — рассказала она мне.

После этого переживания она отбросила свою робость, и ее семья получила возможность получать большую пользу от ее мудрости.

Быть может, это упражнение позволило вам ощутить не только «опыт близости смерти», но и спонтанные энергии и творческие способности, проявляющиеся, когда ваше сосредоточение на общепринятой реальности ослабевает. Тогда можно лучше всего «слышать» силу безмолвия, и вы понимаете, что она есть всегда. Возможно, вы погрузились так глубоко, что обнаружили часть более крупного и более фундаментального паттерна, характеризующего вашу жизнь. Подобные паттерны могут быть следствием того, что квантовые физики, например, Вернер Гейзенберг, называют «тенденциями» квантовых волн — предрасположенностями общепринятой реальности.

Путь сердца

По моему опыту, ощущения и события, которые случаются в состояниях пониженного сознания, вроде тех, что, быть может, происходили с вами в предыдущем упражнении, характерны для состояний на пороге смерти, несмотря на то, что в предсмертных состояниях наша физиология очень отличается от обычной. Такие переживания спрятанных карт и полетов, подобно птице, могут побуждать вас учитывать новые части самого себя, которые превращают вас человека нового типа — человека с многоуровневым осознанием, имеющим больше аспектов глобальных и гиперпространственных перспектив. Человек, выходящий из околосмертных переживаний, всегда кажется мне более человечным и сознательным, способным отождествляться с бесконечностью и, в то же самое время, с человеческим родом и всей жизнью на планете.

Этот новый человек находится на пути, ледащем за всеми путями. Скорее всего, это путь скрывается за всем, что вы делаете и уже сделали, равно как и за всем, что вы мечтали сделать. Подобно тому, как пилот волна представляет собой сумму всех параллельных миров, в которых она может проявляться, все пути, которые вы выбираете, являются боковыми ответвлениями самого главного пути сердца.

Например, одним из ваших параллельных миров или путей может быть ваша индивидуальность в общепринятой реальности, ваше повседневное «я». Еще один путь включает в себя людей, которые вам наиболее близки; на третьем находятся те, кого вы ненавидите. Еще какие-то пути могут включать в себя злодеев и целителей, любовников и врагов, честолюбие, великодушие,… даже смерть.

(Надписи на рисунке, сверху вниз: Любой отдельный путь; Путь сердца ; ПУТЬ СЕРДЦА, ЛЕЖАЩИЙ ЗА ВСЕМИ ДРУГИМИ ПУТЯМИ )

В квантовой теории, частица может считаться следующей одновременно по всем своим возможным путям. Точно так же, в сновидении вы можете обнаружить, что следуете по всем этим путям в какую-то одну ночь, даже хотя в повседневной реальности вы, как правило, каждый раз выбираете один из этих путей.

В книге «Путешествие в Икстлан» Карлос Кастанеда описывает своего удивительного учителя-шамана Дона Хуана Матуса. Шаман говорил о всех путях, что «каждый путь — это только один путь». С точки зрения сущности Дона Хуана, «все пути идут никуда». Поскольку каждый путь — это всего лишь один путь, мудрый человек выбирает особый путь сердца, который «свободен от страха и честолюбия. Это путь, который ты выбираешь, будучи очень старым или мудрым человеком».[135]Этот путь позволяет вам чувствовать себя здоровым и счастливым. На приведенном выше рисунке, особый путь сердца изображен жирной линией. Это сумма и сущность всех других путей, путь, который проявляется яснее всего под конец вашей жизни в общепринятой реальности или в глубоких измененных состояниях.

Путь сердца и Дао

В верованиях аборигенов взаимоотношение между различными мирами реальности и сновидения представлено двумя аспектами луны. Светлая часть соответствует обыденной реальности, в то время как «сновидение» — это ее темная часть, та часть луны, которую вы не видите, когда наблюдаете ее ярко освещенную сторону в лунную ночь.[136]В известном смысле, темная сторона луны представляет собой еще один образ силы, стоящей за сновидением — силы безмолвия. Даже когда яркая сторона луны не видна, темная сторона присутствует, так сказать, готовясь к возрождению света. И порядок, и беспорядок составляют часть нашей человеческой структуры, подобно тому, как они являются частью структуры вселенной.

Недавно я с удивлением обнаружил, что сходные представления о луне существуют и в даосизме. Согласно синологу Фрэнку Фиделеру, «Понятие перемены (упоминаемое в И Цзин , или Книге перемен ) первоначально основывалось на изменениях света и темноты в фазах луны. В своей наиболее древней форме, китайский иероглиф “yi”, означающий «перемена», был пиктограммой, изображавшей темную и светлую стороны луны»[137]

(Надписи на рисунке, сверху вниз слева направо: Древнекитайское понятие изменения; Yi— Пиктограмма перемены; Темная и светлая стороны луны)

Пиктограмма yi , явно символизирующая темную и светлую стороны луны, представляет перемены, происходящие с луной. Основная идея состоит в том, что когда одна часть жизни становится видимой, невидимая уменьшается, и наоборот. Когда что-либо становится сознательным, неизвестное убывает.

Этот образ мыслей богато представлен в загадочных и непостижимых древних афоризмах И Цзин , которая пытается объяснить принципы изменения. Согласно И Цзин , «Отсчет того, что уходит в прошлое, зависит от движения вперед. Знание того, что будет, зависит от движения назад. Вот почему в Книге перемен нумерация идет в обратную сторону».[138]

Те же идеи проявляются и в символе Тай Цзи как меняющиеся светлая и темная формы. В этом общеизвестном символе можно видеть волнообразное движение Дао.[139]

(Подпись под рисунком: Тай Цзы)[140]

В книге Дао Де Цзин легендарный основатель даосизма Лао Цзе говорит, что «Дао, которое можно выразить словами, не есть вечное Дао». В этом утверждении Лао Цзе делает акцент в жизни не на видимом, а на невидимом — мотивациях и тенденциях, стоящих за вещами. Физик Дэвид Бом сказал нечто весьма сходное о волновой функции, как универсальном, но невидимом потоке, скрывающемся за всем сущим:

… существует универсальный поток, который невозможно определить явным образом и можно познавать только косвенно, как то, на что указывают эксплицитно определимые фоырмы и состояния — как устойчивые, так и неустойчивые — которые можно абстрагировать из универсального потока. В этом потоке ум и материя не являются отдельными субстанциями. Скорее, они представляют собой разные аспекты одного целостного и непрерывного движения.[141]

Наши рекомендации