Секс – не подростковое бунтарство

Чтобы ответить на эти вопросы,вернемся к общим тенденциям,про-явившимся«в сфере сексуально-эротических ценностей и поведения:

Более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков;

Более раннее начало сексуальной жизни;

Социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожи-тельства;

Ослабление«двойного стандарта»,разных норм и правил сексуального поведения для мужчин и для женщин;

Рост значения сексуальной удовлетворенности как фактора удовлетво-ренности браком и его прочности;

Ресексуализация женщин,которых викторианская мораль считала во-обще асексуальными;

Сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике;

Рост терпимости по отношению к необычным,вариантным и девиант-ным формам сексуальности,особенно гомосексуальности;

Увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках,ценностях и поведении–многое из того,что было абсолютно неприемлемо для родителей,дети считают нормальным и естественным»31.

Причем последнее особенно любопытно.Указанные выше тенденции описывают изменения в менталитете,имевшие место в последние…сорок лет.Значит,мы так же доставали своих родителей,как наши дети достают нас.Определенно,все началось не вчера,и даже не позавчера.Все началось с мировой сексуальной революции,в которой мы…так и не участвовали.

Мы и не могли участвовать в мировой сексуальной революции,начав-шейся в60-е годы прошлого века.Мы тогда еще решали чрезвычайно инте-ресные проблемы типа«Можно ли засунуть палец ноги себе в ухо?»или«От каких куличиков больше грязи?»Поколение восьмидесятых присоединилось

к сексуальной революции лишь20лет спустя,когда наше отечество тоже принялось за«половой вопрос».Кстати,однажды,а именно в началеXXсто-летия,этот вопрос уже стоял перед Россией во всей своей неприкрытости.И тогда случилось то же,что и в концеXXстолетия:события стали развиваться согласно стандартному сценарию.Он,кстати,касается любой сферы челове-

Секс – не подростковое бунтарство - student2.ru

31 Кон И.С.Сексуальная культура в России.

ческой деятельности,переживающей революционные изменения: «В атмо-сфере общего социального кризиса провал либеральных реформ,естествен-но,открывает путь революции,которая,в случае отсутствия или неразвито-сти организованных структур,тут же перерастает в анархию.Так было в со-ветской экономике,политике,межнациональных отношениях.Сексуальная революция пошла по тому же пути…отношение к сексу стало,как на Западе в годы«студенческой революции»32.

Да,все так и было.Вот только сексуальная революция на Западе со-вершалась в1960-е,а в России–во второй половине1980-х.И это сегодняш-ним конформистам-родителям довелось внедрять азы сексуальной свободы в сознание своих родителей,ныне ставших бабушками и дедушками.А совет-ская пресса,мир ее праху,призывала старших«не попустительствовать бур-жуазному разврату в стане молодежи».Все блага свободомыслия и цивили-зации–от мини-юбок до художественной эротики–вводилось в обиход с продолжительными и кровопролитными боями.И не потому,что поколение шестидесятых,в отличие от поколения восьмидесятых,сплошь состояло из ханжей-импотентов.Просто сами стандарты полового и гендерного поведе-ния в60 -е годы были другими:они соответствовали стереотипам другого сознания и другой морали.Это устоявшееся и,что скрывать,устаревшее ви-дение мира тоже пришлось«заминировать и взорвать»,чтобы изменить взгляды общества на сексуальность.В качестве«взрывоопасных материалов»применялась провокация:гиперсексуальное поведение,циничные суждения,кратковременные отношения…Ничего не напоминает,нет?

Методика провокации в сущности не изменилась.Наше поколение поступало так же,стараясь добиться права на интимную,личную,неприкосновенную жизнь.

Только мы были своего рода«запоздавшим авангардом»всемирного сексуально-освободительного движения,докатившегося,с двадцатилетним отрывом,до родных берегов.Потому-то и в наших«акциях»было больше манифестарности,демонстративности,подросткового психологического бун-тарства.Мы ломали двойные стандарты и ратовали за ресексуализацию женщин,а также детей,потому что нас считали детьми–и зачастую совер-шенно незаслуженно!То,что сегодняшние родители некогда являлись фор-постом сексуальной революции,сформировало у них довольно своеобразное представление о роли секса в«мирной жизни».Ведь«революционное время»превратило секс в средство социальной идентификации:человек словно ви-дел отражение своего«Я»в глазах партнера.И ощущал себя именно таким,как в этом«зеркале» –сильным,слабым,умным,туповатым,смелым,роб-ким,перспективным,безнадежным…Поэтому ради улучшения своего«по-лового имиджа»шел на все:манипулировал сознанием–своим и партнера,лгал себе и окружающим,бахвалился,эпатировал,рвал страсти в клочья.

Такое поведение в наши дни кажется странным до патологии.Неуди-вительно.Мы сами давно позабыли о тех рамках,в которых выросли,словно Гуинплен,втиснутый компрачикосами в уродующие тиски33.Мы позабыли

Секс – не подростковое бунтарство - student2.ru

32 Кон И.С.Сексуальная культура в России.

33Гюго В.Человек,который смеется.

об ушедших стереотипах,проповедовавших тотальную«чистоту и невин-ность»,коей и были«все возрасты покорны».Мы позабыли о нормах пове-дения,взятых прямиком из викторианского сентиментального романа.Мы позабыли о том,как наши родители нервничали и возмущались по поводу нашей нравственности(вернее,безнравственности).И вообще позабыли,как вынужден был изворачивается реальный человек из плоти и крови,чтобы удовлетворить самые простые свои потребности!Именно поэтому многие из нас предпочли не хитрости с увертками,а прямой конфликт.И вот мы би-лись-бились-и добились.Добились права на половую жизнь.После чего наш боевой авангард через десятилетия пронес особый взгляд на секс:секс–это борьба!Секс–это манифест!Секс–это свобода,полученная на баррика-дах!Наверное,из-за подобных ассоциаций родители-восьмидесятники нерв-но вскидываются,едва заметят у детей признаки сексуального поведения:а ну как детки полезут на баррикады и станут бросать в родню булыжниками?Успокойтесь.Перестаньте воображать себе все самое худшее.

Оглянитесь на младшее поколение:оно намного нормальнее нас,сексуальных ре-волюционеров.

Современная молодежь скорее прагматична,чем революционна:ведь она постепенно возвращается к«функциональной сексуальности»,не тре-бующей никакой«подрывной деятельности»для нормального полового раз-вития личности.И младшее поколение не собирается ни соревноваться со старшим,ни внедрять в его сознание подспудное чувство вины(чем,откро-венно говоря,не без пользы для себя занимаются многие родители,не све-дущие в педагогике).Но мы упорно извлекаем с антресолей репрессивные меры–те самые,с помощью которых в свое время наши родители пытались вернуть нас в лоно стереотипов.Эти меры еще в1928году исчерпывающе описал Пэлем Грэнвилл Вудхауз: «Миссис Ивенс поделилась взглядом на со-временных девушек.Поскольку взгляды эти не отличались своеобразием,пе-рескажем их кратко.Миссис Ивенс не понимала,куда эти девушки катятся.У них нет ни совести,ни уважения к старшим,а вот наглость есть–лезут,ко-гда не спрашивают.Доводят мужчин до того,что те есть не могут.Если бы миссис Ивенс в юные годы так себя вела,ее матушка…Нет,нельзя и пред-ставить,что бы та сделала»34.Скорее всего,матушка миссис Ивенс помянула бы всуе свою матушку и,отчитывая миссис Ивенс,постаралась бы заменить личное мнение и самой миссис Ивенс,и свое собственное догматом истины,овеянным веками–в данном случае догматом касательно поведения моло-дых девушек,нахально высказывающихся в присутствии лиц старше себя,а также лиц противоположного пола.

Под рукой у старшего,предъявляющего претензии к молодежи,всегда имеется пара-тройка примеров чего-нибудь этакого,овеянного веками.В зрелом возрасте мы часто прибегаем–прямо или опосредованно–к автори-тету преклонного возраста,а то и к авторитету,заимствованному из мировой истории.То есть стараемся обеспечить себе поддержку целой армии конфор-

Секс – не подростковое бунтарство - student2.ru

34 Вудхауз П.Г.Даровые деньги.

мистов,против которой лет двадцать тому назад дрались со всем пылом юности.Зачем?Затем,что теперь сами пытаемся ограничить кажущееся«сексуальное бунтарство » вчерашних подростков. И действуем традицион-ным способом–внедряя в сознании молодого поколения страхи самого раз-ного рода.

Ведь это самое распространенное средство,которое помогает обуздать протест не сформировавшейся личности и взять ее поведение под контроль.

В то время как молодые люди просто живут,люди вполне взрослые занимаются именно борьбой,соревнованием или эскалацией комплекса вины.

Старшее поколение играет в психологические игры по сценарию«По-пался,негодяй!»35,цель у которых одна:заронить в душу молодежи страх.Страх перед опасностью,перед конфликтом,перед одиночеством…Правда,

и жизненно важный выбор вместо личности может тоже совершить страх.Кто-то,вероятно,подумает:ну и пусть!Пусть выбирает страх–лишь бы не соблазнитель,красивый,усатый,наглый мерзавец с жестокими романсами на устах.Он разобьет моей деточке сердце,испортит жизнь,погрузит ее в де-прессию,и она уже никогда не будет счастлива!Таким нервным родителям стоило бы послушать Сенеку: «Отдели смятение от его причины,смотри на само дело–и ты убедишься,что в любом из них нет ничего страшного,кро-ме самого страха».И помните:отсутствие свободного выбора для человека гораздо страшнее воображаемых ужасов с участием гипотетических растли-телей умов и разбивателей сердец.

Молодого человека,даже довольно прагматичного в вопросах секса,все-таки гложут опасения насчет любви: «А вдруг выберут не меня или меня не выберут совсем?И я останусь в одиночестве.И все будут считать,что я второго сорта» –и далее в том же духе.Подобные перспективы ужасают и вполне зрелых людей,а уж молодых-то!Отсюда и нелепые поступки,совер-шенные под влиянием«душевного порыва»,причем не только молодежью,но и людьми,как уже говорилось,вполне зрелого возраста.

У тридцатилетней Милы,умницы-красавицы,переводчицы-синхронистки,появился моло-дой человек,который ей не подходил.Отношения с Борисом у Милы строились тяжело.Но она старалась многое стерпеть.Она выглядела замкнутой,подавленной.Друзья не раз говорили Миле всякие неприятные вещи о ее друге: «Послушай!Такое терпеть нельзя!Этот Боря тебя измучил-но ты же не мазохистка!Боря тебе не подходит.Он,конечно,начитан,но совершенно неразвит и к тому же самодоволен,как индюк.Да ему надо коврик у твоих дверей мыть своим лучшим пиджа-ком,в ногах у тебя валяться-только за то,что ты согласна терпеть его общество!»Мила в ответ на такие тирады грустно вздыхала: «Я стою у ресторана,замуж–поздно,сдохнуть–рано».При-том,что она была девушка умная,стильная и обаятельная.Людям опытным,не раз наблюдавшим аналогичные мезальянсы,известно:тот,кто лучше,не обязательно на высоте положения.Тот,кто умнее,зачастую смиренно просит придурков об одолжении.Терпит хамство,сносит обиды и виду не подает.А все потому,что боится.Боится одиночества,как будто с мерзким Борей бедная Мила не одинока.И,главное,она никого не ищет взамен-ведь у нее уже все есть!Ну что ж,скажет проницательный читатель,девушке Миле семьей обзаводится надо.А этот,пусть плохонький,но все же«синица в руке».

Секс – не подростковое бунтарство - student2.ru

35 «Попался, негодяй!» – сценарий игры состоит в том, чтобы навязать партнеру «игрока» как можно больше обязательных условий,нарушение одного из которых влечет со стороны«игрока»реакцию гнева и возмущения.Чем больше вероятных условий,тем скорее они будут нарушены,тем ближе выигрыш для«иг-рока».Скрытый мотив заключен игры именно в возможности разрядить агрессивный импульс,а выигрыш–

в конечном психологическом подавлении партнера,лишении его свободы воли.

Но дело не столько в отсутствии«широкого выбора партнеров»,сколько в подавленном состоянии девушки.Вариант«с другого полюса»:Наташа,хорошенькая девушка двадцати одного года собралась замуж,уступив домогательствам неподходящего кавалера.Все знали,что будущий муж Наташи в буквальном смысле слова выплакал ее согласие.Просто приходил и устраивал На-талье тихие истерики с обильными мужскими слезами-прямо возле института.Казалось,более глупой и проигрышной тактики поведения со стороны парня и придумать трудно.Однако своего он добился.Что называется,взял измором.Наталья готовилась к свадьбе,но особой радости в гла-зах невесты не светилось.Поэтому мы,собственно,и решились у нее спросить: «Послушай,Витя тебе,похоже,не очень-то нравится.Зачем же ты выходишь за него замуж?»Опровергать сказан-ное Наташа не стала и ответила безличным тусклым голосом: «Если всерьез разбираться,что под-ходит,а что–нет,можно и одной остаться».Спрашивается:красотка младая,чего ж ты себя не жалеешь?С возрастом у Наташи все было в порядке,спешить некуда.

Две диаметрально противоположных ситуации–и одна общая ошибка.Что заставляет человека соглашаться на заведомо проигрышный вариант?Боязнь остаться один на один с вариантом еще худшим,а именно-растерять всех«синиц»и«журавлей»подчистую.

И вот вопрос:кому оно нужно-доводить женщин и девушек до идиот-ских«душевных порывов»,чреватых самыми тяжкими последствиями?На него существует ответ простой и ужасный:обеих-и Милу,и Наташу-смяло давление среды.

Из-за прессинга со стороны окружающих-основной причины детских и недетских страхов-наша женщина готовится к«черному дню»с юных лет.

Именно по этой причине она хватается буквально за первого встречно-го,потому что больше всего на свете боится,что второго и третьего мужчи-ны в ее жизни не будет. «Замуж надо выходить за первого,кто предложит!»,«Девятнадцать лет – самое время для замужества, старуху-то кто возьмет?» и множество тому подобных высказываний объединяются в идеологические структуры в духе шутки из журнала«Пшекруй»: «Есть два типа мужчин:од-ни молодые,симпатичные,с будущим,другие подумывают о женитьбе».Не-чего дожидаться принцев или хотя бы симпатичных парней с будущим–бе-ри того,кто вообще готов жениться!

Наши рекомендации