Практическая ориентация философии. Моральная функция философии
Сфера этики и морали — это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. Многие философы в понимании этической функции философии следуют традиции Аристотеля— Канта и считают этику практической философией. Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей. Полтора века назад молодой и критически настроенный Маркс указывал, что философы лишь объясняли мир, а его надо изменять. Но каким образом, в каком направлении? Здесь-то и выясняется особая роль философии в практическом обеспечении успешного развития цивили-
зации. Некорректные философские ориентиры ведут к катастрофам, чему немало свидетельств в истории.
Что касается односторонне ориентированных научной и чувственно-эстетической философий, то в них этическое начало приглушено и даже отодвинуто в тень. Ясно почему. Если одни стороны философии абсолютизируются, то другие ее компоненты становятся плохо различимыми. Однако при более детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Философия не только фиксирует сложившееся положение дел, но и стремится сначала наметить, а затем более детально разработать пути улучшения этого положения дел, преодоления кризисных явлений. На протяжении всей своей многовековой истории философия демонстрировала не отрешенность от мирских дел, а свою максимальную заинтересованность в их правильном налаживании в соответствии с возможностями и талантами людей. С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск научной философией истины, возвышенного и прекрасного, она заинтересована также в достижении добра. Подлинная философия — это всегда углубленный поиск добра, сотворение нравственного человека. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной деятельности философов. Античные идеалы мудрости и мужества, средневековые идеалы святости и рыцарской чести, нововременные идеалы разумного и свободного человека, современные идеалы ответственности, мира между народами, экологической бдительности — на всем этом среди прочего лежит печать философской основательности, продуманности, реализации этической функции философии.
Далеко не всегда реализация этической функции философии была безопасным делом. Философов преследовали, казнили (вспомните трагические судьбы Сократа, Дж.Бруно, нашего П.Флоренского, погибшего в сталинских застенках), обвиняли в изобретении новых богов. В наши дни этическую функцию философии часто называют аксиологической (греческое "аксиос" — ценный); имеется в виду ориентация философии на известные ценности. При этом не следует забывать о том, что аксиология как учение о ценностях сложилась лишь к началу XXвека. Ак-сиологическая функция философии есть одно из конкретных воплощений этической функции философии.
Разумеется, реализацию этической ориентации философии не следует путать с так называемым морализированием — занятием людей самовлюбленных, привыкших навязывать свое мнение
другим. Ограниченный кругозор морализатора никак не назовешь философским.
Далеко не всякое суждение о нравственном является философским. То или иное этическое суждение приобретает философский характер лишь в том случае, если оно в должной степени причастно к коренным проблемам бытия человека, дает им емкую интерпретацию. Такова уже упоминавшаяся концепция ответственности. Просто этика и философская этика — это разные вещи. К тому же следует учитывать, что горизонт всякой этики уже горизонта философии в целом. Этика ограничивает себя нравственными проблемами — именно в этом ее самоцель, здесь и только здесь она самодостаточна. Философия же рассматривает этическую составляющую в качестве своей органической самостоятельной компоненты, функционирующей не иначе как в рамках целого. Философия не только этична, но и, как мы видели, научна и эстетична. Философия, подобно живому организму, не есть простая сумма своих органов. Моральная философия — это один из органов философии как целостного организма, не более того.
Обратимся теперь к практической ориентации философии. Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей. Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное (а не низменное и безобразное); и он действует, и он практичен, но преимущественно в чувственно-эмоциональной сфере. Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра (а не зла). Подобно философу-теоретику и философу-эстетику, философ-этик изначально действенен и в этом смысле практичен. Выясняется, однако, что его практические горизонты более универсальны, чем у философа-теоретика и философа-эстетика. В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель — добро. Идеалы добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций. Как видим, практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии. Именно поэтому, когда философа спрашивают о практическом назначении философии, он прежде всего указывает на ее этическую функцию.
Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь-то как раз и реализуются практические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удовольствиям» либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственности. Философия сознательно выступает против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечаемых планов практических действий и столь лее основательного рассмотрения последствий уже сделанного.
Как видим, только на первый взгляд философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Разве не обладает ярким практическим содержанием, например, концепция ответственности? Разве выяснение ее концептуальной силы не требует сложной философской работы? Безусловно, в своей практической деятельности человек руководствуется не только философскими рекомендациями, но и ими тоже.
Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она — разновидность этой деятельности. Философия есть практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено а ее этической функции.
Моральная ориентация философии — это благо, ибо без нее эффективность анализа кардинальных проблем бытия человека была бы существенно снижена. Но не следует роль этой ориентации либо принижать, отказывая философии в нравственном содержании, либо преувеличивать, превращая философию в нечто односторонне этическое.
Назначение философии
Подводя итоги введения в философию, вспомним логику изложенного выше. Вначале была рассмотрена философия в целом, дано определение ее своеобразия. Затем речь шла о различных частичных, более односторонних пониманиях философии. В результате в поле нашего рассмотрения попали научная, чувственно-эстетическая и практическая философия. Во всех трех случаях имело место определенное абстрагирование от целостности философии, вне которой философия теряет свое своеобразие. Мы оказались в ситуации, когда надо было действовать достаточно осторожно. С одной стороны, нельзя полностью отказаться от проводимых абстракций, ибо без них философия
выступала бы однородным монолитом, каковой она не является. С другой стороны, три используемые абстракции недопустимо абсолютизировать. В противном случае в трех рассмотренных вариантах философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Этого удалось избежать, ибо перед нашим мысленным взором постоянно витала философия как целое. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее ее специфике своеобразие. Как справедливо отмечал Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет. На ту же идею обращал внимание П.Л Лавров: философия "есть отождествление мысли, образа и действия". "Философия понятийна только s целом", — писал Шлегелъ.
Итак, философия есть целое, но она обладает разветвленной структурой, строением. Достаточно полное представление об этой структуре читатель получит в процессе работы с учебником. Уже приведенные краткие описания структуры философии должны быть расширены.
В качестве учения о бытии, главных его принципах философия выступает как онтология (греческое он — сущее, логос — учение, понятие, мысль, слово). Выделение различных видов бытия — природы, человека, общества, техники — приведет соответственно к философии природы, философии человека, или антропологии (греческое антропос — человек), философии общества (философии истории в том числе). Философию познания называют гносеологией (греческое гносис — знание, познание) или эписте-мологией (греческое эпистеме — знание). Как учение о способах познания философия есть методология (греческое методос — способ). Как учение о путях творчества и их обосновании философия есть эвристика (греческое эвриско — нахожу). Разветвленными областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия практики (этика), философия культуры, история философии. Так, в философии науки относительно самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук, в том числе логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д. Каждая из перечисленных модификаций философии обладает специфическими функциями (сравните: методологическая, эвристическая, антропологическая функция философии), о которых написаны даже не сотни, а ты-
сячи книг. Философия едина и многообразна, человек не обходится без нее ни в одной из областей своей жизнедеятельности.
Подводя итог, еще раз определим природу и назначение философии, обратившись к высказываниям великих, которые, заметьте, образуют известную гармонию. Грек Платон в своих диалогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек "становится подлинно совершенным". Француз Монтень видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ". Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как "функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универсум всех норм". Русский В.С.Соловьев видит назначение философии в стремлении "к духовной цельности человеческого существования". С ним согласен другой наш соотечественник Н.А.Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как "творческий прорыв к смыслу бытия". Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризует философию как "последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно". Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть — вот в чем вопрос. А если быть, то каким?
Для полноты картины приведем слова француза В.Кузена: "Существуют две разновидности философии: одна искусная и ученая, которая доступна лишь немногим; другая естественная, человечная, использовать которую способен каждый". Изящное остроумие Кузена вызывает улыбку. Кстати, он использовал свое высказывание в пользу проводимой им пропаганды философского знания, стремясь разработать вариант философии, преодолевающей противостояние, скажем так, излишне простой и излишне заумной философии. Но автору доводилось слышать нечто аналогичное замечанию Кузена от студентов, сомневающихся в необходимости изучения философии. Как правило, такого рода сомнения высказываются не в конце, а в начале изучения курса философии. Надо ли студентам изучать философию? На-
до. Благородное стремление получить высшее образование накладывает обязательства. Философию следует изучать в вузе и аспирантуре хотя бы потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.
Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек — философ, плохой или хороший, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, ибо это самый универсальный способ его существования, отказываться от которого нет никакого резона. На всем протяжении своего существования человек развивал философию. И, очевидно, правильно делал. Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.