Проблема метода в философии. Методологическая функция философии в науке.

Метод - совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности. Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность. В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии. Методы подразделяются на 3 группы: 1) Частные (отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.); 2) Общие (применяемые во всей науке например дедукция и индукция); 3) Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика). Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движениеидет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное).2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было быабсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимнообусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.Главный источник движения - внутренние противоречия.Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклическипроисходящие изменения не изменяют качество.2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними естьсвязь, то эта связь - внешняя.3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главныйисточник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы (метафизика представляет собой ограниченную диалектику). Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми. Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Ее предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Наука формирует знания, состоящие из утверждений (т.е. ответы на вопросы), а философия в своей структуре содержит проблемы и вопросы, часть из которых вечные (без ответа).4. Происхождение философии. Мифология и религия как предфилософские формы миропонимания. Философия (от греч.) — любовь к мудрости. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология —система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. В мифах человек не выделяет себя из природы.В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:· как возник мир;· как он развивается;· что такое жизнь;· что такое смерть и др.Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Вера дается Богом человеку: через воспитание в условиях религиозной семьи; обучение в школе; опыт жизни; силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли. Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. 5. Философская культура Древнего Востока. Проблема мира и человека в философии Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство. Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Особенность восточной философии — мировоззренческий синтез мифологического, религиозно-символического и рационального, нашедший отражение в учениях Будды и Конфуция, Ведах, а также целостность видения человека. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека — миру. Мир и человек рассматривались как творения богов. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Конфуцианство— китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Конфуций утверждал, что жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба. Даосизм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и измени, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, т.к. он является ее частью. Дао - это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира. Конфуцианство и даосизм существуют параллельно, но их философские построения лежат в совершенно разных плоскостях в конфуцианстве основное место занимают вопросы социального порядка и справедливости, в то время как даосизм концентрируется на здоровье индивидуума и его взаимодействии с природой. И, тем не менее, они поддаются сопоставлению — скажем, порядок и справедливое общество есть продукт деятельности здоровых и здравомыслящих индивидуумов и т. п. 6. Основные школы и концепции Древней Индии. Индийская философия рассматривает различные проблемы и метафизики, и этики, и логики, и психологии, и теории познания, но она не рассматривает их порознь.

Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.

История индийской философской мысли начинается с Вед, являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. В «Ведах» впервые делается попытка приблизится к философскому толкованию окружающей среды человека.

Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные и неортодоксальные. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

Главная цель индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел.

Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Буддийская система философии выросла из учения Гау-тамы Будды. На него нисходит просветление, результат которого был изложен им в форме, которая стала известной под названием «четырех благородных истин». Это истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том, что есть, путь, ведущий к прекращению страдания.

Первая истина, что страдание не просто является чем-то случайным; оно существует повсеместно, во всех формах жизни и во всех видах опыта. Даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания.

Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализа причинности. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Все вещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определенными условиями. Страдания зависят от рождения в этом мире.

Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенных условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Это третья истина — о прекращении страдания.

Четвертая истина сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит из восьми ступеней — правильной точки зрения, прав. определения, прав. речи, прав. поведения, прав. жизни, прав. стараний, прав. внимательности и прав. сосредоточенности. Достижение этого состояния есть нирвана.

Наши рекомендации