Глава 10. Выводы и будущие тенденции: комментарий Максвелла Кэйда
Предмет этой книги берет начало на древнем Востоке; лишь в последние годы он получил широкое распространение на Западе. На самом деле, только в последние 20 лет возросло наше внимание к благотворным эффектам, оказываемым на физическое и ментальное благополучие человека, таких родственных практик, как Аутогенная тренировка Шульца, Прогрессивная релаксация по Джекобсону, йога, медитация, и уж совсем недавно стала популярна биообратная связь. Даже «уважаемые», с хорошей репутацией научные и медицинские журналы проявляют к ней интерес.
Возможно, самым распространенным из этих новых или же заново открытых методов личностного роста является медитация, но многие из присоединившихся к рядам приверженцев этой практики не имеют ясного понимания. Они занимаются этим исходя их собственных предубеждений и ожиданий. Подчас им дается минимум упражнений на концентрацию без объяснения психологических и физиологических принципов и без установки надличностных целей.
В зависимости от культурных предпосылок практика, которую им преподают, может расцениваться как система развития глубинных потенциалов, как панацея от болезней, как альтернатива традиционным религиям или как средство спасения от трудностей повседневной жизни.
С другой стороны, многие боятся по-настоящему погружаться в медитацию, т.к. опасаются, что это может помещать делам или увлечениям; или же они боятся погружаться в неизведанные области своего внутреннего Я, страшась того, чтоÏ там может быть тщательно скрыто или подавлено.
Несмотря на доступные ныне большие объемы информации о медитации, один фактор, так необходимый Западу, не освещается, а именно объединяющий принцип, который лежит в основе множества разных методов. Интересующиеся могут читать о Буддистской медитации, Медитации Святого Иоанна Креста, медитации ДзаДзен, Тибетской тантре и многих других и почувствовать, что на каком-то уровне существует нечто общее.
Часто некоторые школы претендуют на то, что только они и есть истина, и, похоже, никогда не предпринималось серьезных попыток установить сходство физиологических и психологических эффектов, не говоря уже о том, чтобы искать единый корень во всех традициях. Мы должны быть признательны Махариши Махеш Йоги за стимулирование интереса современных ученых исследователей, таких как доктор Кейт Уоллас и доктор Герберт Бенсон, которые так много сделали, чтобы оценить реальную пользу от медитации.
Тогда как практически все научные работы по медитации и другим формам йоги проводились психологами или врачами, получившими свои ученые степени и звания за много лет до того, как вообще узнали об этих практиках, мой собственный интерес возник потому, что я ознакомился с медитацией за много лет до изучения психологии или физиологии.
Один из моих друзей, японец Рио Шимуцу, заинтересовал меня дзюдо, кендо, Дзен-медитацией и другой эзотерикой, а также с помощью своего отца представил меня в лондонскую школу каратэ направления Будокай (Пути Рыцарского Общества). Примерно в то же время друг моего отца, врач, который тренировал меня по плаванию, также передал мне свои знания и энтузиазм относительно трудов Гурджиева, Успенского и других, а также относительно Суфизма. Именно он первый поразил меня утверждением, что я не полностью пробужден; что я страдаю избирательной внимательностью, т.е. замечаю только то, что хочу замечать; что большинство людей страдают ужасной болезнью безостановочного, автоматического, механического, бесцельного потока слов. Я подумал тогда, что все это очень трудно понять.
Вот так ненамеренно я получил некоторые знания о Дзен-Буддизме и Суфизме (как и о некоторых их распространенных аналогах) за 6-7 лет до того, как пришел в медицинскую школу, где научился научному скептицизму, а также начал сомневаться, не было ли мое увлечение эзотерикой лишь мимолетным безумием. Я обнаружил, что ко всем восточным идеям относятся с презрением и насмешкой, поэтому стал скрывать свой интерес к этой теме, чтобы мои друзья не отвернулись от меня; вот какие настроения царили 40 лет назад. Я также понял, почему мой отец держал свои занятия йогой в секрете, хотя я воспитывался по программе Кима Гейма (в течение 1 минуты смотришь на стол, на котором приготовлены карандаши, ножи, блокноты, перечницы, пресс-папье, катушки ниток и другие бытовые принадлежности, потом составляешь точную схему расположения и подробный список всех предметов) и длинных прогулках, в течение которых я делал вход за 6 шагов, задерживал дыхание на 10 шагов, выдыхал за 4 шага и т.д. Все это началось с раннего возраста и было для меня естественно!
После Второй Мировой войны по просьбе Гунджи Коидзуми, великого японского учителя, которому я многим обязан, я стал временным членом комитета, впервые выступившего с предложениями к Британской Ассоциации Дзюдо. В то время я был озабочен методами преподавания как дзюдо, так и Раджа-Йоги, основав собственный небольшой клуб. Потом я был вынужден уехать из Лондона по работе (я был тогда экспериментальным служащим в Научно-Исследовательской Службе ВМС) и основал еще одну небольшую группу, в которой пытался разрабатывать методы обучения, впрочем, не слишком успешно.
Прошло еще 10 лет, когда в 1963 году я был приглашен в Нью-Йоркскую Академию Наук — не в связи с восточными искусствами, а по поводу моей текущей работы по экспериментальному выявлению рака. В Филадельфии я участвовал в основании первой крупной клиники по исследованию груди, а также ознакомился с электромедицинским оборудованием, о котором в Великобритании практически не знали.
Семь лет спустя меня осенила мысль, что оборудование биообратной связи предоставляет идеальные возможности для обучения медитации и релаксации, а также является прекрасным средством для изучения психологических и физиологических эффектов различных традиций на сравнительной основе.
Инструменты биообратной связи не только позволяют определять уровень реакции релаксации, или даже уровень медитации вообще. Они открывают двери во все альтернативные состояния сознания, кроме экстатических. Инструменты биообратной связи позволили мне осуществить 30-летнюю мечту моей жизни: возможность обучать базовым элементам различных техник медитации (включая полную осознанность всех физиологических процессов в реальном времени) за 2-3 месяца, по сравнению с годами обучения, которые потратил на это я сам, и как это происходит до сих пор во многих школах. (Что я совершенно недооценил, так это любознательность западного сознания. Я и представить не мог, как мои западные ученики будут очарованы физиологическим подходом к медитации, и как им понравится контролировать свой уровень возбуждения, реакции нервной системы и сопротивляемость стрессу!)
Однако для того, чтобы медитация и близкие к ней искусства давали максимально полный эффект в развитии более гуманного и продвинутого общества, они должны быть распространены гораздо шире, чем сейчас, и начинать надо с изменения заветных материалистических взглядов. Потому что, хотя наука прошла грандиозный путь развития со времен Дарвина (1809–1882) или Геккеля (1834–1919), все еще в силе остается принятая доктрина эволюции, а также до недавнего времени было принято за истину представление Геккеля о человеческом мозге и сознании, что живой мозг и сознание или душа едины: сознание или душа есть эпифеномен функций мозга. И еще меньше века прошло с тех пор, когда выдающийся ученый Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон в 1880 году представил на заседании Берлинской Академии Наук в Лейбнице свою знаменитую речь, в которой предлагал на обсуждение семь мировых загадок:
· сущность материи и энергии
· происхождение физического движения
· возникновение жизни
· целесообразность в природе
· возникновение ощущений и сознания
· происхождение рационального мышления и речи
· вопрос о свободе воли
Проблемы 5 и 6 можно рассматривать в связи с развитием, соответственно, правого и левого полушарий головного мозга. Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон считал проблемы 1, 2 и 5 проблемами иного порядка, в отличие от остальных. Проблему сознания он считал в высшей степени исключительной и необъяснимой.
Посредине между материализмом XIX века и позицией первичности сознания современной гуманистической психологии находится сэр Артур Эддингтон, который в 1929 г. на лекции в Суортморе сказал:
Сравнивая определенность духовного и мирского, давайте не забывать вот чего — Сознание есть первая и самая непосредственная вещь в нашем опыте; все остальное – расплывчатые умозаключения.
Представьте сначала сознание как совокупность чувственных впечатлений и ничего более. . . Теперь снова представьте себе сознание, но уже таким, каким оно нам хорошо знакомо, надежным, стремящимся вперед, сострадающим, сомневающимся, порождающим в себе те импульсы, что побуждают ученых искать истины.
Сам я убежден, что нам придется серьезно повышать общий уровень осознанности до тех пор, пока мы по-настоящему не осознаем важность для человечества синтеза восточного и западного, древнего и современного в развитии самоосознания и самоконтроля. Мы по большей части живем в мире чувственных иллюзий, добровольном состоянии транса, чтобы понимать хоть что-нибудь, за исключением редких вспышек озарений. На самом деле, состояния транса владеют нами гораздо чаще, чем принято считать; на самом деле, не существует такого понятия как «нормальное» состояние сознания.
«Человек пребывает во сне», – сказал Успенский, и он действительно имел в виду, что все мы находимся в полубодрствующем – полусонном состоянии транса, наведенном всем нашим культурным наследием и личной системой убеждений. Чтобы полностью пробудиться, мы должны в полной мере осознать влияние, ежедневно оказываемое на состояние нашего сознания.
Возможно, одна из наиболее обнадеживающих тенденций в этой связи – это большой интерес к научным открытиям, связанным с двойственностью человеческого мозга. Сотни лет суфисты говорят, что для дальнейшего развития человек должен учиться иначе использовать свое сознание. Этот иной путь есть комплексный, синтезирующий правополушарный тип мышления.
Не следует слишком буквально понимать термин «правополушарная функция». Разные функции могут четко подчиняться какому-либо одному полушарию мозга, а могут и нет (мы предполагаем, что нет). Важно то, что есть не подлежащие сомнению два типа функционирования мозга, которые можно определить для удобства как «функция левополушарного типа» и «функция правополушарного типа», что, похоже, восточным практикам медитации известно уже много тысяч лет.
Правое полушарие с его способностью к обобщениям, распознаванию лиц, пониманию образов, чтению схем, решению проблем обеспечивает альтернативный способ понимания. Это не означает, что логическое, последовательное, пошаговое мышление ущербно, но для полного понимания и взаимодействия с жизнью необходимы оба типа мышления.
Логика нужна для переосмысления прошлых ошибок и избегания их в будущем. Но мы живем здесь и сейчас; мы должны жить в настоящем моменте, в настоящем действии. Каждый из нас в этот самый момент находится в точке схождения двух вечностей: бескрайнего прошлого (которое, если говорить о Земле, охватывает 6 ли 7 тысяч миллионов лет) и немыслимой шири будущего. Мы не можем жить в одной из этих двух реалий, и попытки сделать это могут повредить и нашему сознанию, и нашему телу.
Итак, наша задача – научиться быть свободными от культурного транса, иллюзий и, с Пробужденным Сознанием, жить сегодня.
Результаты наших собственных исследований на сегодняшний день ясны. Применяя современные методы электрофизиологических измерений для контроля восточных практик можно научить людей методам медитации, наиболее подходящим для их потребностей и за короткое время.
Применяя методы измерения реакций нервной системы до и после медитации или во время тренировок, о чем мы рассказывали в этой книге, можно не только оценивать уровень релаксации, но и видеть, какой благотворный физический эффект дает эта релаксация.
Благодаря нашим вышеупомянутым исследованиям паттернов мозговых волн трех тысяч наших учеников, а также свами, йогов, мастеров Дзен-Буддизма, целителей, медиумов и ясновидцев, удалось установить, что все необычные способности людей (самоконтроль боли и самоисцеление, целительство, телепатия и т.д.) связаны с изменениями паттернов ЭЭГ на двусторонне симметричные и интегрированные.
Исследования отдельных пациентов, направляемых врачами на тренинг по методу биообратной связи по поводу подозреваемых неврологических или нервно-мышечных расстройств, показали, что в их основе всегда лежат некоторые психологические проблемы, обычно тревожность; что комбинированное использование традиционной биообратной связи и психотерапии дает лучший результат, чем что-то одно (иногда чисто метод биообратной связи требует слишком непомерных усилий от измученных и напуганных пациентов).
Те, кто записался к нам на занятия просто из интереса к медитации и стремления к личностному развитию часто получали больше пользы, чем те, кто искал исключительно излечения ментальных или физических расстройств.
Глядя в будущее, мы видим необходимость привлечения нового специализированного оборудования, и разработки такого оборудования уже ведутся — например, Зеркало сознания с гораздо более широким частотным диапазоном, мультичастотные стробоскопические лампы для стимулирования производства особых альтернативных состояний сознания и измерители электрокожного сопротивления, которые будут регистрировать гораздо более глубокие уровни релаксации.
Мы должны в полной мере исследовать возможности, которые предоставляют нам приборы – Регистраторы Данных, потому что теперь, когда доселе скрытые, невидимые внутренние состояния человека, взаимодействие его тела-сознания могут быть не только видимыми, но и записанными, и повторенными в записи для статистического и научного свидетельства, необходимого для дальнейших исследований и практического использования, не существует ограничений, куда может привести развитие его высших состояний.
Но эта работа должна выйти за пределы лабораторий в учебные комнаты, клиники и комнаты консультаций. В этом ракурсе некоторые институты и клиники уже попросили нас ассистировать их собственные проекты в области биообратной связи или целительства.
Наша работа с целителями развивается в новых направлениях, и здесь существует так много возможностей для исследований, что остается только сожалеть, что в сутках не 48 часов, а неделя не длится месяц, потому что работа, исходя из самой своей сути, продвигается медленно, не допуская принудительного форсирования и требуя, прежде всего, безграничного терпения. Сами целители горят желанием учиться у нас, применяя наши техники с использованием приборов в экспериментах, в которых мы учимся у них. Мы получаем нескончаемые приглашения на лекции для демонстрации наших методов профессионалам из самых разных областей, медицинским и научным ассоциациям, а также на крупные научные конференции, на которых предмет нашего исследования привлекает все больше внимания.
Все сказанное не позволяет нам завершить книгу в данный момент, остается подождать не дольше, чем до проведения нового эксперимента, получения очередного результата. . . Но это судьба любого исследования, открывшего новые горизонты и имеющего огромную значимость для человечества.
Приборы для управления сознанием
вы найдете на сайте http://www.mindmachine.ru