Часть 1. Теоретические проблемы изучения взаимоотношений

религии и нравственности…………………………………………… 8

1.1. О взаимоотношениях религии и нравственности:

методологическое введение (В.Н. Финогентов) ………………….. 8

1.2. О религиозном устранении этического (В.Н. Финогентов)….. 24

1.3. Альтернативные подходы к обоснованию нравственности

(Л.И. Пахарь)…………………………………………………………………………… 37

1.4. Вера и нравственность: онтологический аспект

(С.В. Ковалева).. ……………………………………………………………………. 45

1.5. О духовности и религиозности (А.Г. Сушанский)………………….. 55

1.6. Экзистенциальные аспекты нравственности (Н.Д. Есипова)… 62

Часть 2. Некоторые аспекты истории взаимоотношений

религии и нравственности …………………………………………… 69

2.1. Этапы осмысления проблемы взаимоотношений религии и

нравственности (В.Н. Финогентов, Е.С. Кононова)………………… 69

2.2. Нравственность «вне веры» как одна из основ философских

исканий русских революционеров-демократов 30-80-х годов

Х1Х века (И.В. Востриков)………………………………………………………… 89

2.3. Платонические истоки социальных и этических взглядов

Е.Н. Трубецкого (Е. В. Ковалева).……………………………………………… 95

2.4. Нравственное обличение рабства Л.Н. Толстым

(О.М. Линькова)………………………………………………………………………. 101

2.5. Взаимоотношения религии и нравственности

в эсхатологической этике Н.А. Бердяева (Д.В. Гусев) …………… 109

2.6. Идея самости в работах К.Г. Юнга и Б.П. Вышеславцева

(О.А. Бойко)…………………………………………………………………………… 114

2.7. Ценность жизни в контексте этического и религиозного

(К.А. Королев) ………………………………………………………………………… 122

2.8. Религия и нравственность в контексте отечественного

военного воспитания (А.Н. Гребенкин) ………………………………… 131

2.9. Клайв Стейпл Льюис: возвращение к вере (А.Б. Гуларян)……… 138

Часть 3. Современные проблемы взаимоотношений религии

и нравственности………………………………………………………… . 144

3.1. Духовность светская и духовность религиозная

(И.И. Кондрашин)……………………………………………………………………… 144

3.2. Образы смерти в фантастических повествованиях:

типическое и вариативное (И.В. Желтикова) ………………………… 156

3.3. Нравственное содержание концепта времени

и восприятие смерти в религиозном и нерелигиозном

мировоззрениях (А.С. Окорокова)………………………………………… 164

3.4. Преодоление экзистенциальных кризисов на основе построения

истинных межличностных отношений (Н.Д. Есипова)………...... 172

3.5. Усиление влияния религиозного фундаментализма

на светские нормы и ценности в условиях иррационализации

общественного сознания (О.Б. Гладков) ………………………………. 181

3.6. Неоднозначность паранаучных феноменов в контексте

современной культуры (Д.В. Головин)………………………………… 186

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди множества мировоззренческих проблем, активно обсуждаемых в наше время научным, религиозным и философским сообществами, особое место, несомненно, принадлежит проблеме взаимоотношений религии и нравственности. В связи с этой проблемой высказываются самые различные, в том числе противоположные друг другу, точки зрения.

Так, например, множество ответов на вопрос «может ли существовать нравственность, независимая от религии?», по сути, представляет собой спектр. На одном краю этого спектра мы встречаем ответ: «Нравственность не может быть независимой от религии; она не только определяется религией, но и содержится в ней». На другом краю этого спектра находится ответ: «Нравственность не только может быть независимой от религии, но только такой она и может быть; она выражает автономию личности». Между этими крайностями расположены десятки вариантов «промежуточных» ответов, признающих ту или иную степень взаимозависимости религии и нравственности.

Можно сказать, что аналогично дело обстоит и с другими вопросами, составляющими в единстве своем проблему взаимоотношений религии и нравственности. К таким вопросам следует отнести, в частности: вопрос о происхождении нравственных норм и ценностей; вопрос о нравственном потенциале различных религий; вопрос о причинах нынешнего нравственного кризиса…

Очевидно, что все эти вопросы интересны и важны не только в теоретическом плане. Они – исключительно значимы и в практическом плане. При этом они значимы для различных социальных единиц и для общества в целом. К примеру, без убедительных ответов на них невозможно осуществить адекватный выбор стратегии развития современной культуры, невозможно разработать концептуальные основы реформирования системы образования. Но эти вопросы чрезвычайно весомы также для каждого отдельного человека, поскольку его выбор тех или иных ответов на них в значительной мере определяет его жизненную траекторию, его отношения к другим людям, его отношения к трансцендентному.

Сказанное объясняет интерес авторов данной коллективной монографии к самым разным сторонам проблемы взаимоотношений религии и нравственности. В различных разделах книги, написанных авторами, отличающимися друг от друга и жизненным опытом, и мировоззренческими позициями, анализируются некоторые теоретические основания, необходимые для корректного рассмотрения указанной проблемы, основные этапы эволюции взаимоотношений религии и нравственности, а также наиболее актуальные для современной России аспекты этих взаимоотношений.

Разделы предлагаемой вниманию читателей коллективной монографии излагают содержание докладов и выступлений, заслушанных и обсужденных на конференции «Взаимоотношения религии и нравственности: история и современность» (Орел, июнь 2012). Эта конференция подвела итоги работы межвузовского философского семинара «Мировоззренческие поиски современности» в 2011-2012 учебном году.

Наш семинар организован в сентябре 1995 года. С 1995 г. по 2006 г. он работал при кафедре философии Уфимской государственной академии экономики и сервиса. С 2006 г. по настоящее время он действует при кафедре философии и истории Орловского государственного аграрного университета. Семинар объединяет философов разных мировоззренческих ориентаций, а также представителей различных научных дисциплин: историков, социологов, филологов, религиоведов, астрономов, экологов… Среди участников семинара много молодых людей: аспирантов и студентов. За время существования семинара состоялось сто восемьдесят четыре его заседания. Формы работы семинара различны: заслушивание и обсуждение докладов, подготовленных его участниками, «круглые столы», предметом разговора на которых являются классические и современные философские тексты, тематические дискуссии, конференции.

Основное направление наших обсуждений и дискуссий фиксируется названием семинара. Мы убеждены в том, что наше время является эпохой мировоззренческих поисков. Это означает, что роль наиболее авторитетных и наиболее распространенных в прошлом мировоззрений – религиозных и квазирелигиозных (в частности, утопических), прежде всего, – заметно понизилась в последние десятилетия. Это означает также, что такие мировоззрения не способны справиться с фундаментальными вызовами современности. Идет болезненный и трудный процесс выработки новых форм мировоззрения, адекватных, с одной стороны, вызовам современности, с другой, – сущности человека. На этом пути человечеству предстоит избавиться от многих привычных и приятных заблуждений, ему предстоит стать более расчетливым и осторожным, более взрослым и гуманным.

На каждый предстоящий год мы определяем тот аспект мировоззренческой проблематики, который задает направление нашей работы. Так, например, в центре обсуждения на всех встречах участников семинара в 2000-2001 учебном году было понятие мировоззрения. В 2001-2002 учебном году мы сконцентрировали свое внимание на обсуждении сущности философии. В 2002-2003 учебном году общая тема наших обсуждений была сформулирована следующим образом: «Философия, религия и наука как феномены культуры». 2003-2004 учебный год мы посвятили обсуждению темы «Взаимоотношения науки и религии: история и современность». 2004-2005 учебный год, соответственно, – теме «Наука, религия, образование». 2005-2006 учебный год мы анализировали различные аспекты темы «Язык науки и язык религии». В центре внимания участников семинара в 2006-2007 учебном году была тема «Философия в контексте техногенной цивилизации». В 2007-2008 учебном году основным предметом наших обсуждений было соотношение общечеловеческих и национальных моментов в современной философии. В 2008-2009 учебном году мы обсуждали тему «Философия в эпоху постмодерна». В течение 2009-2010 учебного года мы трудились над темой «Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация». Различные аспекты темы «Мировоззрение в контексте современной культуры» обсуждались нами в 2010-2011 учебном году. Завершающийся учебный год был посвящен анализу указанной выше остроактуальной теме: «Взаимоотношения религии и нравственности: история и современность».

В июле 2003 года наш семинар завоевал трехгодичный грант Metanexus Institute (Филадельфия, США). Деятельность этого института направлена на развитие различных форм диалога науки и религии, на поддержку групп, осуществляющих диалог науки и религии. Благодаря этому гранту, семинар «Мировоззренческие поиски современности» получил международную известность.

В ноябре 1997 года был опубликован первый сборник трудов нашего семинара. Он называется «Смысл жизни: поиск и созидание». В декабре 1998 года – второй сборник. Его название – «Мировоззренческие поиски современности». В декабре 2002 года нам удалось опубликовать третий сборник материалов нашего семинара: «Онтология и мировоззрение». В октябре 2003 года мы подготовили и издали сборник «Судьба философии в современном мире». В июне 2004 года был издан сборник «Наука и религия в современном мире: необходимость диалога». В июне 2005 года мы осуществили подготовку и издание сборника «Наука, религия, образование». В июне 2006 года был опубликован сборник статей «Язык науки и язык религии». В июне 2008 году нашими усилиями был издан сборник «Общечеловеческое и национальное в современной философии». В июне 2009 года вышел в свет тематический сборник «Философия в эпоху постмодерна».

Летом 2010 мы подготовили и издали коллективную монографию «Философия: созерцание, рефлексия, коммуникация». В прошлом (2011) году была опубликована коллективная монография «Мировоззрение в контексте современной культуры». Теперь перед Вами, дорогой читатель, новая книга, представляющая некоторые итоги наших размышлений о взаимоотношениях религии и нравственности.

Важным принципом работы нашего семинара является признание правомерности и необходимости мировоззренческого плюрализма. Исходя из этого принципа, я включил в данную книгу не только материалы близких мне по убеждениям философов, но также материалы, написанные авторами, с которыми я расхожусь в решении серьезных мировоззренческих и культурологических проблем.

В. Финогентов. Июнь 2012

Наши рекомендации