Теоретическая часть – теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.

Данная часть дипломного проекта выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистики, передового отечественного и зарубежного опыта по изучаемым проблемам. Данная часть работы должна содержать характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения, изложенных в социально-экономической литературе, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. Здесь определяются основные категории и понятия, приводится их классификация, раскрываются методы изучения, даются основные закономерности, тенденции и показатели развития предприятий выбранной отрасли (отраслевой группы, сферы деятельности).

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данным вопросам.

В теоретическую часть работы можно также включать элементы отраслевого анализа (в соответствии с выбранным видом деятельности). Данный подраздел целесообразно начать с характеристики отрасли (отраслевой группы), ее роли и места в национальной экономике, охарактеризовать особенности ее развития в Российской Федерации (рекомендуется проанализировать социально-экономические, политико-правовые, технико-технологические и др. факторы, влияющие на ее развитие). Затем необходимо охарактеризовать современное состояние и тенденции развития отрасли (отраслевой группы) на уровне национальной или региональной экономики за период не менее 3-х лет, привести прогнозные оценки ее возможного развития.

Объем I части должен составлять порядка 30% от общего объема работы.

Аналитическая часть – анализ проблем функционирования и перспектив развития конкретного предприятия.

В данной части студентом должен быть проведен анализ хозяйственной деятельности конкретного предприятия за период не менее 3-х лет. Он должен включать:

- технико-экономическую и социологическую характеристику предприятия (учреждения);

- анализ полученных данных и выводы из них;

- выявление недостатков и проблем в деятельности предприятия по каждому направлению исследований.

Технико-экономическая и социологическая характеристика объекта исследования содержит, прежде всего, информацию о размерах, структуре, специализации, основных и дополнительных видах деятельности, организационно-правовой форме предприятия, а также другие сведения, относящиеся к общей характеристике объекта.

В аналитическую часть ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА в обязательном порядке должны включаться такие пункты, как:

- анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

- анализ объема реализации услуг;

- анализ себестоимости услуг;

- анализ прибыли и рентабельности.

Но основное внимание должно быть сосредоточено на рассматриваемых вопросах (в соответствии с выбранной темой).

Для изучения фактического состояния исследуемой проблемы выявляются тенденции и устанавливаются закономерности их изменения. При этом необходимо главное внимание обратить на проблемы и недостатки в деятельности предприятия.

В результате анализа должны быть сформулированы аргументированные выводы о состоянии исследуемой проблемы на предприятии, подкрепленные практическими примерами и данными наблюдений, исходя из которых можно будет предложить мероприятия по улучшению положения дел на исследуемом предприятии.

Материалами для анализа могут быть планы работы предприятий, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация не менее чем за два года.

Выполнение аналитической части предполагает обработку большого объема цифровой информации, который необходимо проводить с помощью современных методов экономического, статистического, математического и пр. видов анализа.

Объем данной части – не менее 30 % от общего объема ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

Практическая часть – разработка мероприятий, направленных на совершенствование отдельных сторон деятельности предприятия, их технико-экономическое обоснование и расчет основных экономических показателей деятельности предприятия с учетом предлагаемых мероприятий.

В данной части дипломного проекта студент, опираясь на выводы по результатам анализа, должен разработать комплекс практических рекомендаций и мероприятий, направленных на совершенствование отдельных сторон деятельности предприятия. Предложения должны быть научно обоснованными, реальными для выполнения, прогрессивными по содержанию и обеспечивать решение поставленных в работе задач. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе и т.п.

Каждое мероприятие, предлагаемое в работе, должно иметь технико-экономическое обоснование своей реальности и эффективности. Технико-экономическое обоснование может включать:

- расчет затрат на предлагаемые мероприятия;

- его влияние на реальные экономические явления и процессы, происходящие на предприятии;

- обоснование увеличения объема реализации и улучшения других показателей деятельности предприятия;

- оценка изменения качественных характеристик деятельности предприятия (имиджа предприятия, деловой репутации, организационной культуры и т.д.).

В практической части необходимо в обязательном порядке выполнить расчет основных экономических показателей деятельности предприятия с учетом предлагаемых мероприятий.

Объем части – не менее 30% от общего объема ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

Раздел БЖД

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности человека в среде обитания, сохранение его здоровья, разработку методов и средств защиты путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений, выработку мер по ограничению ущерба в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Цель и содержание БЖД:

- обнаружение и изучение факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на здоровье человека;

- ослабление действия этих факторов до безопасных пределов или исключение их если это возможно.

Круг практических задач БЖД прежде всего обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды от воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

На рабочем месте должны быть предусмотрены меры защиты от возможного воздействия опасных и вредных факторов производства. Уровни этих факторов не должны превышать предельных значений, оговоренных правовыми, техническими и санитарно-техническими нормами. Эти нормативные документы обязывают к созданию на рабочем месте условий труда, при которых влияние опасных и вредных факторов на работающих либо устранено совсем, либо находится в допустимых пределах. Данный раздел дипломного проекта посвящен рассмотрению следующих вопросов:

- определение оптимальных условий труда инженера - программиста;

- расчет освещенности;

- расчет уровня шума.

Подробные консультации по данному разделу студент получает у консультанта, преподавателя кафедры БЖД.

В заключении дипломного проекта следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-7% от общего объема ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

Библиографический список должен содержать перечень использовавшихся в ходе работы первоисточников, расположенных в алфавитном порядке и отражающих тему дипломного проекта.

В приложениях рекомендуется включать материалы, дополняющие содержание работы, промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, нормативные документы (Устав, инструкции и т.д.), иллюстрации вспомогательного характера.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломный проект должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210х297мм). Работа может быть выполнена на компьютере с использованием любого текстового редактора, например «Microsoft Word». При выполнении ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА на компьютере текст следует набирать через полуторный межстрочный интервал, размер кегля – 14, шрифт – Times New Roman.

Оформление ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА выполняется в соответствии с Единой системой технологической документации (ЕСТД).

Текст ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не более 30 мм, правое – не более 10 мм, нижнее – не более 20 мм и верхнее – не более 15 мм.

Схемы, формулы, рисунки и таблицы оформляются на компьютере.

В тексте ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Если в тексте используются специальные термины и сокращения более трех раз, непосредственно в тексте приводится расшифровка при первом упоминании, либо при первом упоминании пишется полное название употребляемого сокращения, а в скобках дается ссылка на краткую аббревиатуру.

Дипломный проект должна быть сброшюрована пружинным способом или с использованием переплетных технологий.

Титульный лист диплома оформляется в соответствии с утвержденным образцом, который студент получает на кафедре «Экономика автомобильного транспорта».

Страницы ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется одинаково на всех страницах.

Титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц. Номера страниц на них не проставляется. Нумерация начинается с 3 страницы на первом листе введения.

Основная часть ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА состоит из частей, разделов и подразделов. Части должны иметь порядковые номера в пределах всей ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце.

Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой части. Номер подраздела состоит из номера части, номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, третий подраздел второго раздела первой (теоретической) части будет иметь номер 1.2.3).

Иллюстративный материал является необходимым условием содержания ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. Она может быть представлена в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.

Графическая часть, выносимая в презентацию и иллюстративный материал, визируется руководителем и заведующим кафедрой и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТов.

Рекомендуемое количество графических приложений - не менее 15 листов формата А4, оформленных в соответствии с ГОСТом.

Необходимо подготовить 7-8 экземпляров иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГАК (на формате А4).

При организации защиты дипломного проекта в виде электронной презентации, студент должен придерживаться следующего порядка оформления слайдов.

После написания доклада (тезисов доклада) студент должен подготовить презентацию (слайды) с использованием программы Microsoft Office PowerPoint. Слайды призваны способствовать лучшему пониманию членами ГАК основных положений доклада студента-дипломника. Слайды готовятся в деловом стиле, без использования анимационных эффектов. Не следует перегружать слайды текстом. Нужно помнить, что основное назначение слайдов это отображение:

маркированных списков;

рисунков (графики, диаграммы, схемы);

небольших таблиц (таблицы выполняются с использованием опций PowerPoint;

Не рекомендуется размещать на слайдах рисунки, которые не связаны с темой проекта, а лишь призваны украшать презентацию.

Каждый слайд должен иметь порядковый номер и краткий содержательный заголовок. Рекомендуемый размер шрифта - 14, но не более 20.

Рекомендуется делать не более 15-18 слайдов. Рекомендуемые пропорции (соотношение) слайдов по назначению аналогично графическим листам.

Презентацию студент должен сдать на оптическом носителе вместе с дипломом.

Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под ними. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы или ее части. Например, рисунок 2.2. – второй рисунок в аналитической части.

Дипломные работы, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите и аттестации.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над названием таблицы после слова «Таблица». Допускается нумерация таблиц в пределах раздела.

Каждая таблица должна иметь название, которое помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и название начинаются с прописной буквы, точка в конце названия не ставится.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует. Однако, если в таблице идет достаточно большой перечень наименований (более 10) возможно включение в таблицу графы «№ п/п».

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы шапку таблицы следует повторить и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если шапка таблицы велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Название таблицы не повторяется.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения в дипломной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела.

Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

При использовании в дипломной работе цитат, статистических данных и других материалов необходимо приводить источники, откуда они заимствованы. Эти указания оформляются сносками, в которых указываются инициалы и фамилии авторов, название цитируемого источника, том, часть, издательство, год издания, страница.

Сноски могут быть оформлены в виде обычной в конце страницы. При этом основная часть текста отделяется от сноски горизонтальной чертой. В конце цитаты (слова), к которой относится сноска вверху ставится порядковая цифра или символ. Под чертой также ставится номер или символ соответствующей сноски после чего пишется основной текст.

При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА может использоваться так называемая концевая сноска. В этом случае, после указания в тексте произведения или цитаты из него в квадратных скобках (косых – в случае печатания на машинке) проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник /6, с.4-5/.

Ссылки на таблицы, рисунки приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «(в соответствии с данными таблицы 3.5)», «(по данным рисунка 4.3)», «(в соответствии с приложением А)», «(… по формуле (3)».

Список использованной литературы

Список использованной литературы – это обязательная часть ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. Источники, которыми студент руководствовался в процессе написания работы, должны быть перечислены в следующем порядке:

1. Законодательные и нормативные акты;

2. Учебные и научные издания на русском языке в алфавитном порядке;

3. Учебные и научные издания на иностранных языках в алфавитном порядке.

Пример оформления списка использованной литературы:

1. Законодательные и нормативные акты:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№237).

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.07.1998).

2. Учебные и научные издания на русском языке:

Книги

Крутик А.Б., Горенбургов М.А., Горенбургов Ю.М. Экономика недвижимости. (Учебники для вузов. Специальная литература) - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 480 с.

Периодические издания:

Минасов О.Ю. «Формирование рыночной стоимости акций российских предприятий» журнал Управление компанией № 2, февраль 2004 г.

Примечание: если у документа (книги, статьи и т.д.) один, два или три автора, то перед заглавием пишется только первый из них; после фамилии ставится запятая, далее – инициалы. В сведениях об ответственности (после заглавия за косой чертой) записываются все авторы: один, два или три – в той форме, как в документе; как правило, инициалы ставятся перед фамилией. Если у документа более трех авторов, то он описывается на заглавие, т.е. авторы пишутся только в сведениях об ответственности. При необходимости сокращения количества авторов в сведениях об ответственности приводят фамилию и инициалы первого автора с добавлением сокращения «и другие» [и др.] или его эквивалента на латинском языке [et.al.] в квадратных скобках.

3.Учебные и научные издания на иностранных языках:

Книга:

Romer, David (2006). Advanced Macroeconomics. The MIT Press, 3rd ed.

Глава в книге (сборнике):

Eggertsson, Thrainn (1996), A Note on the Economics of Institutions, in: Alston, Lee J., Eggertsson, Thrainn and Douglass C. North (eds.). Empirical Studies in Institutional Change. Cambridge: Cambridge University Press, p. 6-24.

.Периодические издания:

Portes, Alejandro and Saskia Sassen-Koob (1987), Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies, American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 1 (July), p. 51-56.

4. Электронные ресурсы:

1. Он-лайн библиотека оценщиков. Лейфер Л. А. «Ставка дисконтирования во время кризиса» - http://www.labrate.ru/leifer/lev_leifer_article-stavka-diskonta-vo-vremya-krizisa.htm. - Загл. с экрана.

Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА на его последующих страницах в виде отдельного раздела.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его обозначения.

Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, З, И, Й, О, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Распечатки форматов более, чем А4 помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

Студент должен подготовить доклад (на 10-15 минут), в котором четко и кратко изложить основные положения ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА, при этом используя наглядный графический материал, согласованный с научным руководителем.

К защите ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА готовиться надо основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следуем отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какиеметоды использованы при изучении рассматриваемой проблемы; каковы выявленные проблемы и недостатки; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ

- Формулировка темы.

- Актуальность темы.

- Разработанность темы.

- Цель работы.

- Задачи работы.

- Характеристика источников.

- Теоретическая и методологическая база работы.

- Научная новизна основных положений работы.

- Определение основных понятий.

- Обозначение проблем.

- Формулирование предложений по их решению.

- Особенности авторского подхода к решению проблем.

- Основные предложения для повышения эффективности работы предприятия.

Студент-дипломник должен получить рецензию на свой дипломный проект. ( Приложение 5). Как правило, дипломный проект направляется на рецензию руководителю подразделения, в котором студент проходил преддипломную практику.

Наши рекомендации