Методика работы над разделом 1 «Теоретические и методические основы изучения проблемы»

Данный раздел, как правило, не вызывает затруднений: студенты за годы обучения много работали с литературой и имеют навык составления единого текста, составленного на основе нескольких исследований по теме.

Изученную литературу надо рассмотреть в хронологическом порядке и показать, что важного для изучения поставленной в ВКР проблемы высказал каждый из авторов. Показать, какие вопросы на сегодня теоретически и практически решены, а какие являются дискуссионными, по-разному освещаемыми в научной литературе. Необходимо обязательно показать, с какой точкой зрения вы согласны полностью, а с какими – частично.

В разделе подробно формулируется теоретическая концепция темы ВКР, уточняются определения понятий, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации.

Для формирования теоретической концепции исследования студент использует широкий спектр литературных источников – учебники и учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, публикации на профессиональных сайтах по управлению персоналом в сети Интернет.

При использовании в работе идей, фактов, точек зрения ученых, заимствованных из научной, методической литературы и публицистических материалов, включения цитат из нормативно-правовых документов и т.д. необходимо делать ссылки на первоисточники.

В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и точностью ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т. п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должны облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и т. д.), упоминаемых в работе, принадлежат автору ВКР, а какие – результат чужого творчества или уже общеприняты.

Возможны два способа цитирования: прямое – в ссылке на источник (в этом случае требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата); косвенное (одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника, излагаются автором ВКР своими словами, но достаточно близко к оригинальному тексту и со ссылками на первоисточники).

В конце раздела делаются выводы.

Раздел 2

Методика работы над разделом 2 «Анализ (оценка) состояния предмета исследования на предприятии»

Второй раздел ВКР рекомендуется разбить на три параграфа.

2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности

предприятия

Параметры для анализа:

- организационно-правовая форма и форма собственности;

- специфика организации, назначение и объем выпускаемой продукции, выпол­няемых работ, оказываемых услуг;

- жизненный цикл организации (история организации с выделением основных этапов развития);

- организационная структура управления;

- объем производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

- затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

- прибыль (доход) и рентабельность;

- организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;

- производительность труда, фонд оплаты труда;

Параграф завершается SWOT-анализом деятельности предприятия, предполагающим анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.

Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа

  Внешняя среда
Возможности (O) 1. 2. 3. … N Угрозы (T) 1. 2. 3. … N
Внутренняя среда Сильные стороны (S) 1. 2. 3. … N Стратегии SO 1. 2. 3. Стратегии ST 1. 2. 3.
Слабые стороны (W) 1. 2. 3. … N Стратегии WO 1. 2. 3. Стратегии WT 1. 2. 3.

2.2 Анализ кадровой ситуации и эффективности

системы управления персоналом в организации

Параграф начинается с анализа показателей по труду. Цель такого анализа – выявление резервов повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия.

Основные задачи анализа:

1. Определение динамики показателей за исследуемый период (рекомендуется отследить динамику показателей за последние 3 года).

2. Оценка выполнения плановых показателей.

3. Выявление факторов, повлиявших на изменение показателей.

4. Разработка организационно-экономических и управленческих мер по нормализации показателей.

Основные показатели анализа указаны в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели оценки кадровой ситуации

Критерии Показатели
Структура персонала § численность персонала (среднесписочная, явочная); § половозрастная структура персонала; § профессионально-квалификационная структура; § функциональная структура; § структура персонала по уровню образования; § структура персонала по стажу работы; § интенсивность и тяжесть труда; § показатели заболеваемости (общей, профессиональной)
Динамика персонала § коэффициенты оборота по приему / выбытию персонала; § коэффициент замещения персонала; § коэффициент постоянства персонала; § коэффициент текучести кадров и ее причины; § % укомплектованности кадров общий, по категориям персонала, должностям § текучесть кадров и ее причины
Уровень образовательной и социальной активности персонала § повышение квалификации; § карьерный рост; § эффективность использования рабочего времени; § действенность резерва кадров; § число рацпредложений, изобретений, поданных работающими; § участие в профессиональных конкурсах; § выработка продукции на одного работника; § уровень трудовой и исполнительской дисциплины
Уровень издержек на персонал § базовая заработная плата; § переменная заработная плата; § стоимость социальных льгот, включая взносы в страховые фонды, медицинское обслуживание, предоставление бесплатных услуг и т.д.; § затраты на спецодежду, обувь, оборудование и содержание бытовых помещений; § доля издержек на рабочую силу в объеме реализации; § издержки на одного сотрудника; § издержки на один производительный час.

На основе данной информации необходимо построить не менее 4-х таблиц / диаграмм, и дать оценку качества работы с персоналом, отметить достижения и основные недоработки, которые существуют на предприятии.

Внимание! Все таблицы, приводимые в тексте работы, должны быть описаны: показать динамику, выявленные закономерности и недостатки.

По каждой из таблиц (графиков, диаграмм, гистограмм), приведенных в тексте ВКР, необходимо сделать выводы.

Графический материал, который не является предметом анализа в тексте, должен быть помещен в раздел «Приложение».

Далее следует описание результатов аудита системы управления персоналом по направлениям:

- кадровое планирование и контроллинг;

- привлечение (маркетинг) персонала;

- набор, отбор и найм персонала;

- организация и нормирование труда;

- мотивация и стимулирование персонала;

- управление трудовой и исполнительской дисциплиной;

- профессиональное развитие персонала, управление кадровым резервом;

- деловая оценка, в том числе аттестация персонала;

Аудит системы управления персоналом направлен на:

1. Контроль соответствия стратегии развития организации и стратегии управления персоналом.

2. Контроль эффективности реализации стратегии управления персоналом и отдельных персонал-технологий – полнота спектра решаемых задач, правильная расстановка приоритетов при планировании, адекватность применяемых методов и инструментов.

3. Проверка уровня квалификации работников кадровой службы.

4. Проверка системы трудовых отношений на соответствие требованиям законодательства.

В целом, анализ кадровой ситуации и эффективности системы управления персоналом должен быть емким, достоверным и обоснованным. Студенту необходимо помнить, что цель анализа – вскрыть резервы и наметить пути их использования, предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе с персоналом, а главное – выявить факторы, негативным образом воздействующие на предмет исследования (изучаемую в ВКР систему или технологию управления персоналом).

2.3 Диагностика исследуемой проблемы на предприятии

Характер и глубина диагностики зависят от особенностей выбранных методов и методик исследования.

Детализация круга диагностируемых показателей определяется заданием на ВКР (перечнем подлежащих разработке вопросов).

Основная задача студента на этом этапе – определить оптимальный набор методов сбора и анализа данных о состоянии проблемы, обеспечивающих ее всестороннее изучение, достоверность полученной информации.

Исследование будет более качественным, если студент использует комплекс взаимодополняющих методов, например, экономико-статистические методы и социологические методы, социологические и психодиагностические методы изучения состояний и поведения персонала, социологический опрос и наблюдение и т.п. Хорошо, если студент также изучит и опишет отечественный и зарубежный опыт, касающийся выбранного направления исследования, с целью определения общепризнанных методик исследования какого-либо явления (например, методика Gallup для изучения вовлеченности персонала, методика Р.М. Белбина для диагностики ролей в команде, методика SERVQUAL для определения параметров удовлетворенности внешних и внутренних клиентов и т.п.), а также с целью его дальнейшего использования при разработке конкретных мероприятий проектном разделе.

В целом, материалом для анализа данных по всем параграфам второго раздела ВКР могут быть:

- устав организации;

- финансовый отчет, бухгалтерский баланс;

- организационная структура подразделений подсистемы управления персоналом;

- штатное расписание;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- коллективный договор;

- кодекс корпоративной этики;

- стратегия управления кадровым потенциалом;

- положения о подразделениях;

- положение об охране труда

- положения по оплате труда;

- положения о премировании;

- положения по оценке, аттестации работников, кадровому резерву;

- положения по набору и отбору персонала;

- положения по обучению персонала;

- планы работы организации в области управления персоналом (например, план привлечение персонала, план повышения квалификации, план социального развития предприятия и т.д.);

- должностные инструкции работников службы управления персоналом;

- годовые отчеты по персоналу;

- другой статистической и экономической отчетности;

- материалы психологического тестирования персонала предприятия;

- материалы социологического исследования, в том числе самостоятельного (анкетирование, интервью, социометрическое обследование группы, экспертный опрос, фокус-группа, наблюдение, контент-анализ содержания документов и т. п.);

- прочие нормативные, методические документы, касающиеся реализации функций управления персоналом.

Результаты исследования приводятся в одномерных таблицах и таблицах взаимной сопряженности, графиках, диаграммах и т. д.

Раздел завершается формулировкой 2-3-х ключевых выводов, имеющих непосредственное отношение к теме ВКР.

Раздел 3

Наши рекомендации