Психический центр — это вращающийся вихрь энергии в точке, где соединяются разум и тело.
Греческие школы мистерий поддерживали ту же идею роста внутреннего потенциала, когда называли посвященных в первую ступень неофитами, т. е. буквально “новыми растениями”. У европейских алхимиков и розенкрейцеров аналогом лотоса была роза, цвет которой, красный, желтый или белый, свидетельствовал о степени открытости психических центров. Западный эквивалент понятия чакр как движущихся объектов — алхимические планеты, вращающиеся по орбитам человеческого микрокосма.
Цветок — это мощный женский символ. Чашечка цветка готова принять оплодотворение энергией огня (сфокусированного внимания).
Шестилепестковый цветоклотоса —это макрокосм (Большая Вселенная), он посвящен Вишну-Хранителю. В этом контексте кундалини является эквивалентом насекомого, осуществляющего перекрестное опыление каждой из падм.
Цветок гибискуса, посвященный Шиве, имеет пять лепестков, он представляет пять чувств человека и поэтому является символом микрокосма. Бог (дэва) и богиня (дэви) в каждой чакре-падме становятся, стимулированные кундалини, соответственно тычинкой (лингамом) и пестиком (иони).
Еще более важным является то, что гибискус посвящен Шакти Шивы, множество имен которой включает эпитет Кали. Черная Кали — вечная Мать всего проявляющегося как материя. Кровавая краснота цветка — это ее священная менструальная жидкость. Красный цвет также символизирует раджас, или динамический принцип природы.
ЧАСТИ ЦВЕТКА ГИБИСКУСА
Гибискус — род растений из семейства Malvaceae, произрастающих в теплых зонах северного полушария. Известен также как розовая мальва. Цвета варьируют от желтого до красного, пурпурного и белого.
Учению лайя-йоги о чакрах уже порядка 2500 лет. Эта теория лишь недавно была заново открыта на Западе как психосоматическая медицина и (совсем недавно) как психонейроиммунология. Идея чакр, рассматриваются ли последние как объекты “тонкого” тела или функции комплекса “гипофиз — надпочечники”, —это целостная карта, воссоединяющая разум и тело, разделенные картезианским дуализмом, который царил последние несколько сотен лет в европейской науке.
Старый каламбур
“Что есть материя?” — “О, это очень сложная идея!” “Что есть идея?” — “О, это очень сложная материя!” давно перестал быть каламбуром!
Чакры — это точки переключения направления движения энергии, а лайя-йога —древняя “единая теория поля”, охватывающая все бытие в целом.
Вернемся к нашему первоначальному определению чакры: “чакра — вращающийся вихрь энергии в месте соединения разума и тела”. Переведите это на язык западной анатомии и физиологии — и вы увидите, что каждой чакре соответствует важная железа или группа желез и одно из основных нервных сплетений. Интересно, что места расположения чакр соответствуют областям, в которых наиболее часто возникают психосоматические заболевания.
1. Муладхара означает “корневая основа”, она расположена в основании спины и психически проявляется через половые железы и тазовое сплетение. Эта чакра управляет сексуальной функцией человека (эту ответственность она разделяет со следующей чакрой), и поэтому в ней следует искать причины сексуальных расстройств. Муладхара, согласно теории, оказывает влияние на ноги и имеет отношение к чувству обоняния.
2. Свадхиштхана означает “свое место”. Все жидкости в теле сохраняют равновесие с помощью этого центра. Физиологически связана с надпочечниками, почками и подчревньш сплетением. Корень свадхшитханы расположен в первых позвонках крестцовой области. Классическое учение связывает с неисправной работой свадхиштханы нарушения жидкой среды организма, такие, как анемия, анурия, полиурия и т. п. С ней также связаны половые выделения (сперма, смазка), руки и чувство вкуса.
3.Манипура, или “город драгоценностей”, находится в поясничном отделе позвоночника и соответствует солнечному сплетению. Железы, чаще всего связываемые с маттурой: поджелудочная, селезенка и печень. Солнечное сплетение (“солнечный центр”) часто называют вторым мозгом, его психосоматическое влияние хорошо известно тем, кто когда-либо страдал от желудочных спазмов. Индийцы верят, что, в зависимости от даты рождения, некоторые люди предрасположены чувствовать эмоциональное напряжение в этой области, которое может вызвать ряд болезней — от язвы желудка до камней в желчном пузыре. Манипура оказывает влияние также на глаза и анус.
4. Анахата, центр “нерожденного звука”, находится на уровне верхних позвонков грудного отдела позвоночника и проявляется через сердечное сплетение и тимус. Со сферой анахаты связывают такие сердечные болезни, как учащенное сердцебиение, тахикардия, стенокардия и инфаркт миокарда. Анахата также отвечает за чувство осязания и репродуктивную функцию гениталий.
5. Вишуддха, или центр “чистоты”, — последняя из чакр, укорененных в позвоночнике (в данном случае — в шейном отделе). Физические носители: щитовидная и паращитовидные железы, гортанное сплетение, голосовые связки. Слишком высокая или слишком низкая активность щитовидной железы, так же, как и речевые дефекты, может быть спровоцирована у некоторых людей стрессом. (Сенсорным входом вишуддхи являются уши.)
6. Аджня, или центр “господства”, помещается между бровями, в глубине головы — в районе гипофиза, в так называемом “турецком седле”. Аджня — “третий”, или “всевидящий”, глаз. Ему соответствуют межбровное сплетение и передние доли мозга. Интересно, что гипофиз считают “надзирателем” над другими железами, не имеющими выводных протоков. Вероятно, гипофиз связан с этой чакрой.
7. Сахасрара означает “тысяча лепестков”. Это название напоминает нам о тысячах тысяч клеток мозга, с которым соотносится эта чакра. С сахас-рарой связана шишковидная железа, о которой мы знаем довольно мало.
Теория говорит, что, когда кундалини поднимается и соединяется с сахас-рарой, произошедшее в результате этого потрясение нервной системы пробуждает ото сна шишковидную железу и мы обнаруживаем, что овладели сиддхи, или психическими силами. Сиддхи —это дремлющие внутри нас сенсорные способности, утраченные нами из-за долгого бездействия.
Австралийские аборигены, например, способны, подобно собакам, находить след по запаху. Жители пустыни могут чувствовать воду на расстоянии и вообще гораздо острее воспринимают окружающую среду, чем их цивилизованные собратья. Сиддхи аборигенов, как и сиддхи животных, остаются активными под давлением обстоятельств.
КАРТА ЧАКР I
Название | Перевод | Место в теле | Сплетение и железа |
Муладхара | Корневая основа | Копчик | Тазовое сплетение, половые железы |
Свадхиштхана | Свое место | Крестцовый отдел, до пупка | Подчревное сплетение, надпочечники |
Манипура | Город драгоценностей | Поясничный отдел, выше пупка | Солнечное сплетение, поджелудочная железа, печень |
Анахата | Нерожденный звук | Грудной отдел, район сердца | Сердечное сплетение, Тимус |
Вишуддха | Центр чистоты | Шейный отдел, область горла | Гортанное сплетение, щитовидная и паращитовидные железы |
Аджня | Господство | Переносица | Межбровное сплетение, гипофиз |
Сахасрара | 1000-лепестковая | Верхняя часть головы | Головной мозг |
В этом месте я должен обратить ваше внимание на то, что при установлении соответствий между анатомическими органами и чакрами возникают некоторые проблемы. Например, свадхиштхана связана с надпочечниками. Но свадхиштхана находится ниже пупка; если же ваши надпочечники будут находиться так низко, у вас возникнут серьезные проблемы и вам потребуется помощь врача.
Но обратите свое внимание вот на что: тантра-йоги соотносят со свадхиш-тханой чувство вкуса, элемент воды (жидкость), сексуальность и луну, и тесно связывают ее с муладхара-чакрой (а это элемент земли, в алхимии — “соль”).
Я до крайности упрощу функцию надпочечников, назвав их “железами СССС” (соль, секс, стресс, сахар). Повышенная активность надпочечников (болезнь Аддисона) приводит к гипертрофированной остроте вкуса и недостаточному поглощению сахара и соли. С другой стороны, низкая активность коры надпочечников (болезнь Кушинга) имеет результатом “лунное лицо”, чрезмерное поглощение сахара и соли, понижение вкусовой чувствительности и чрезмерное производство андрогенов (половых гормонов).
Сравнение чакр с эндокринными железами вытекает из западной привычки к логическому материализму и удобству массового копирования — только несколько людей на Западе и Востоке способны мыслить оригинально. Все корреляции желез с чакрами должны исходить из физиологических, функциональных установок, а не из анатомических, структурных. Тонкость индийского интуитивного духа я попытался продемонстрировать в книге “Экстаз через тантру”.
Теория лайя-йоги отнюдь не исчерпывается материалом, изложенным здесь, но я постарался дать именно те сведения, которые соответствуют цели этой книги. Прежде всего, я сконцентрировался на рационализации данной теории в более или менее приемлемой форме.
Рассматривая эту теорию как целое, читатель без труда увидит два подхода.
1. Теорию можно воспринимать как аллегорию восхождения и преобразования человеческого сознания в божественное.
2. Эта древняя теория содержит материал, который несомненно имеет отношение к гипотезам современной психосоматической медицины.