Классическая античная философия: основные идеи философии Платона и Аристотеля.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства - полисы.Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.Афины отличались демократической формой правления. Проходили периодические выборы, граждане чуть ли не постоянно заседали в судах, возник институт адвокатуры. Платон –основоположник идеализма. Он мысленно разделил мир на две части: ту, которая существует вечно – это мир сущностей или мир идей, целей, и ту, которая всегда исчезает, имеет начало и конец, принимает различные формы и, в конечном итоге, достигая своей цели, рано или поздно исчезает из чувственно воспринимаемого людьми мира. Идея – это сущность, к которой стремятся отдельные предметы. Верховная идея – добро и совершенство ищут себя через различные проявления, и именно эта идея вечна и неисчерпаема. Безусловно, это учение не могло не опираться на идею Создателя всего порядка идей – Высшего мастера, Демиурга, замыслившего порядок мира, сотворившего Космос (порядок) и вдохнувшего в него живую разумную душу. Мир идей существует, по Платону, независимо от мира людей, они не могут на него повлиять: этот мир объективен. Отсюда: учение Платона – ярчайший пример объективного идеализма. В теории познания Платона опирается на представление о душе: душа бессмертна, а тело, как все чувственно воспринимаемое, имеет конец; душа всегда в путешествии, она соприкасается с миром идей, после расставания с телом она созерцает идеи, а впоследствии «припоминает» их. Весь процесс познания представляет собой припоминание, которое осуществляется в процессе мышления и не зависит от чувственно воспринимаемой действительности. Побуждать мышление следует путем постановки вопросов и ответов на них (путем диалектики то есть развития, движения мысли), постигая , наконец, трансцендентальную ( нездешнюю, внеземную) действительность мира идей.Душа человека, по Платону трехчастна: она обладает разумом, волей и чувством. Отсюда вытекают основные добродетели – мудрость, мужество, умеренность; соединенные вместе они образуют основную добродетель – справедливость. Преобладание в человеке одной из добродетелей, по Платону, делает одних философами, других воинами, третьих – хорошими работниками в любой области. Распределение в обществе должны быть таковым, чтобы философы управляли, воины защищали отечество, работники приумножали богатство страны. Философия Платона характерна тем, что в ней создана цельная система представлений о бытии, мышлении, познании, человеке, обществе, морали. Несмотря не то, что она представляет собой пример объективного идеализма, она по праву считается классической, то есть образцовой, по полноте рассматриваемых проблем. Академия Платона просуществовала около 900 лет. Произведения Аристотеля: «Физика», «Метафизика», «О душе», «Риторика», «Категории», «Политика». Аристотель впервые ввел понятие «эпистема» – т. е. знание о знании. Величайшей заслугой Аристотеля является то, что он систематизировал и оформил все части философского знания. Именно Аристотель сформулировал вопросы о причинах бытия . В связи с этим он ввел в философский словарь философские категории: Сущность,Свойство,Количество,Качество,Движение (действие),Пространство,Время.Аристотель не соглашался с Платоном по поводу мира идей, но ввел понятие о душе: душа – неотделимая часть тела источник энергии, её организующий принцип, создающий упорядоченность и гармонию. При этом он считал, что душа жива и бессмертна.
Он разработал учение о нравственности (этика), где главной категорией была мера: (между скупостью и щедростью и др.)Ввел классификацию наук:выделил метафизику – науку о первопричинах всех вещей и сущностей, физику – о телах. Важнейшей заслугой Аристотеля стало учение о логике – то есть о законах правильного мышления