Античная философия. Философия Платона и Аристотеля

Вопросы:

1. Философия Платона

2. Философия Аристотеля

1. Философия Платона. Платон (425 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, основоположник идеализма. Афинянин, происходил из аристократов. Настоящее имя – Аристокл (прозвище «Платон» означает широкоплечий). В 20 лет стал учеником Сократа. После его смерти Платон оставил Афины, много путешествовал, был в Египте, где изучал тайны жрецов, в Италии, где общался с элеатами. Вернувшись, основал собственную школу в роще Академоса – Академию – которая просуществовала 1000 лет.

Философию Платона можно разделить на 4 части:

1. онтология (учение о бытии);

2. гносеология (учение о познании мира);

3. космология (учение о происхождении и строении Вселенной);

4. этика и теория государства.

Онтология Платона. Бытие делится на 2 мира: мир идей и мир вещей. Мир вещей – это привычный нам мир с физически осязаемыми предметами. Но любая существующая вещь является лишь материальным слепком с идеи (эйдоса) этой вещи. Так, существуют тысячи лошадей, но все они являются материальным воплощением идеи лошадности. Все подобные Идеи вещей Платон считал реально существующими и помещал их в особом потустороннем мире – Урании. Далее Платон утверждает, что мир вещей не обладает собственным бытием, так как: 1) вторичен по отношению к миру идей; 2) изменчив и не вечен. Реально существует лишь мир идей, так как: 1) идея какой-либо вещи всегда предшествует появлению ее в материальном виде; 2) идеи вечны и постоянны.

Гносеология. Платон считал, что познавать нужно только идеи, потому что вещи лишь временные отображения с вечных идей. Для познания у человека имеются:

1) чувственный способ (через ощущения) для познания и ориентации в мире вещей;

2) рациональный способ (через разум) для познания идей. Этим способом человек находит истину и решает жизненно важные проблемы.

Постичь мир идей могут не все люди, а лишь высокообразованные интеллектуалы и философы, поэтому они обладают подлинным знанием. А философия, полагал Платон, является совершеннейшей из наук.

Космология. Космос сотворен бесконечно добрым божеством, которого Платон назвал Демиургом (Мировой Зодчий). Демиург создает Космос из существовавших ранее идей и первоначальной материи. Чтобы добро из мира идей перешло в мир вещей Демиург создает Мировую душу и 4 стихии, из которых формируется тело Вселенной (в форме шара), планеты и природа. В центре Вселенной располагается Земля. После этого Демиург творит небесных богов и далее людей. Из людей произошли животные, т.к. души дурных людей переместились в тела животных. Все завершилось творением вещей и неживой природы. Таким образом, Космос – это разумное живое существо, делящееся на Мировой разум (Демиург), Мировую душу и Мировое тело.

Этика и теория государства.В своем сложном учении Платон главным считал этику и теорию идеального государства. Как и многие философы в истории человечества, Платон был увлечен идеей создания справедливого и благополучного общества. Вообще, Платон описал шесть способов государственного устройства:

1. Монархия – справедливая власть одного человека;

2. Тирания – несправедливая власть одного человека;

3. Аристократия – справедливая власть меньшинства;

4. Олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5. Демократия – справедливая власть большинства;

6. Тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Платон оптимальными считал аристократию и монархию, так как тирания, олигархия, тимократия являются несправедливыми формами, а демократия, как правило, вырождается в несправедливую форму.

Платон составил план-утопию идеального государства: все население делится на 3 сословия – философы, воины и работники. Работники – это крестьяне и ремесленники, которые занимаются физическим трудом, создают материальные блага и владеют мелкой собственностью. Воины тренируются, поддерживают в государстве порядок и участвуют в войнах. Философы учат и управляют государством. Философы и воины не имеют частой собственности. Допускается труд рабов, захваченных в плен. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят и отдыхают. Не существует брака, жены и дети общие. В сословия дети распределяются по своим врожденным способностям, а непригодные подлежат уничтожению.

2. Философия Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг.до н.э.) – величайший философ Древней Греции, ученик Платона, учитель Александра Македонского, основатель собственной философской школы – Ликея. Родился в семье потомственных врачей.

Онтология и гносеология. Аристотель был не согласен с Платоном в том, что мир вещей лишен самостоятельного бытия, а идеи существуют независимо от вещей. Аристотель утверждает, что отдельные вещи имеют самостоятельное бытие, а идеи вторичны, и философия должна изучать мир реальных вещей. Исходя из этого, Аристотель создает учение о материи и форме. Чтобы отдельная вещь существовала необходимо наличие 4-х причин:

1. материальная причина (это субстрат, материал, из которой сделана вещь);

2. формальная причина (форма, конструкция вещи);

3. действующая причина (импульс силы, приведший к появлению вещи);

4. целевая причина (назначение вещи).

Из этих причин Аристотель главной признавал формальную причину, а в форме заключается сущность вещи.

На вопрос «Что такое бытие?» Аристотель дает ответ: бытие – это сущность или субстанция, которая не способна пребывать в другом бытии, но существует в самой себе. При этом субстанция обладает определенными свойствами, которые Аристотель назвал категориями – максимально обобщенные характеристики (или рубрикации) окружающей действительности (бытия). По Аристотелю существует 10 категорий бытия:

·

· время; · положение; · состояние; · действие; · страдание.  
сущность (субстанция);

· количество;

· качество;

· отношение;

· место;

Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, не его сущность.

В гносеологии Аристотель, в отличие от Платона, не противопоставлял чувственное и рациональное познание. Он считал, что чувственные ощущения дают основу для работы разума и связывают его с предметным миром.

Учение о душе. Аристотель распространял учение о форме и материи и на человека. Форма – это душа человека, а субстрат (или материя) – это тело. Поэтому душа и тело в человеке составляют неразрывное единство. Вообще Аристотель выделяет три уровня душ:

· растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения;

· животная душа = свойства растительной души + дополнительно функции ощущения и желания;

· разумная (человеческая) душа = свойства животной души + дополнительно функции рассуждения и размышления.

Мыслящая душа стремится не только к познанию бытия, но и к познанию добра. Познание добра направляет волю в разумное русло. Таким образом, А. выделяет творческий разум, который познает бытие и практический разум, который направляет волю и действия человека.

Проблема государства. Аристотель был большим реалистом, чем Платон и понимал, что идеальное государство невозможно, а попытка его построения может вылиться в тиранию. Но, как и Платон, Аристотель цель существования государства видел в стремлении к справедливости и воспитании добродетели в гражданах. Аристотель выделяет 6 типов государств:

· тирания;

· крайняя олигархия;

· охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

· монархия

· аристократия;

· полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Наилучшей формой Аристотель считал политию – государство среднего класса.

Творчество Аристотеля является вершиной античной философии. Он создал систему знаний, освоение которой продолжалось 2000 лет.

Наши рекомендации