Безопасность с позиции системного подхода
В настоящее время формируется новая отрасль философского знания, изучающая безопасность как явление объективного мира: сущность безопасности, закономерности ее познания, отражение явлений безопасности в основных мировоззренческих системах, проявление безопасности в различных сферах бытия. В рамках этой отрасли Е.А. Ходаковским предпринята попытка применения системного анализа к явлениям безопасности. Особо важными являются следующие положения его теории:
– сущность безопасности выражается в причастности к источнику бытия; в привычных для нас пространственно-временных условиях она проявляется в возможности развиваться;
– основа безопасности – способность к выживанию, обусловленная основными характеристиками объекта безопасности, позволяющими объекту осуществлять свое назначение, переходить в своем развитии от одного качественного уровня к более высокому;
– степень безопасности системы определяется интенсивностью проявления внутренних источников (потенциала) развития, реализация которых обеспечивается в ходе взаимодействия со средой не оградительными мерами, а преобразованием негативных условий в фактор прогресса; степень безопасности системы зависит от степени многообразия ее элементов;
– безопасность системы обусловлена соответствием направления ее развития направлению развития системы более высокого порядка;
– для безопасности экосоциальных систем (включающих природу, социум и культуру) главенствующую роль играет духовная культура, деградация которой обрекает экосоциальную систему на гибель, распад на составляющие.
С этих позиций, рассматривая человека в качестве источника, основы опасностей, можно говорить о безопасности как о некотором его свойстве, достигнутом уровне развития, позволяющем осуществлять свое назначение. А поскольку это предполагает гармоничное, согласованное развитие человека и Вселенной, такое представление о безопасности переводит его из плоскости защищенности человека от опасностей в сферу снижения уровня и количества порождаемых им, а значит, существующих опасностей.
(Лызь Н.А. Развитие здоровой и безопасной личности в образовании)
Безопасность – состояние любой системы, при котором не снижается вероятность достижения этой системой цели своего существования(А.В. Непомнящий).
Поскольку безопасность в качестве необходимого условия предполагает нормальное функционирование человека во всех системах, в которые он включен, целесообразно воспользоваться моделью системной устойчивости. Под системной устойчивостью человека будем понимать его способность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий метасистем. Внутренние основы системной устойчивости позволяют субъекту сохранять равновесие с окружающей средой, быть самим собой, выполнять свои функции в разных «планах» бытия, обеспечивать достижение целей. Анализ проблемно-ориентированных моделей человека, представляющих его во всех значимых метасистемах (Природы, Человечества, Духа) – как индивида в природной среде, личность в социальной среде и человека в духовном мире, позволил выделить три уровня внутренних основ его устойчивости (см. табл. 1).
Системообразующей составляющей, связывающей воедино и направляющей развитие остальных, является духовно-нравственный уровень. Можно также говорить о том, что внешние воздействия в определенной мере опосредуются высшими уровнями системной устойчивости. То есть вера, ценности человека, его «нравственная конституция» и личностная зрелость, с одной стороны являющиеся итогом, с другой – направляющие его развитие, являются важнейшим фактором его здоровья и безопасности.
Таблица 1
Уровни системной устойчивости человека
Система | Уровень устойчивости | Характеристика уровня устойчивости |
Организм (индивид) – среда | Биологический (соматический и психический) | Целостность организма, устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям; адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям |
Личность – социум | Личностный | Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление |
Человек – мир | Духовно-нравственный | Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям |
(Лызь Н.А. Безопасность человека с позиции системной устойчивости)