Предпосылки системного подхода

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Предпосылки системного подхода…………………………………..4

2. Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова……………….9

3. Заключение……………………………………………………………12

4. Литература…………………………………………………………….14

Введение

Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки методологии построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в психологии, все большее значение приобретает системный подход. Он как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача построения теории "системного объекта", синтеза различных знаний об объекте, разработки новых принципов подхода к объекту изучения, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины этого объекта. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.

Подобное положение в иерархии уровней методологии науки в значительной степени определяет характер системного подхода, представления об истории его становления и те задачи, которые выдвигаются при разработке системного подхода к изучению природы и общества. А в связи с тенденцией в мировой психологии к целостному познанию человека системный подход приобретает особую актуальность, открывая новые пути в познании природы человеческой индивидуальности.

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы (Солнечная система), среди них – системы "организм – среда"; идеальные системы (например, знаковые); социальные системы. Таким образом, принцип системности означает рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделения составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре. Принцип системности это некоторый способ организации наших действий, который охватывает любой род деятельности, выявляет закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом принцип системности является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос − половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Предпосылки системного подхода

Системный подход явился одним из тех методологических направлений современной науки, становление которых было связано с преодолением кризиса, охватившего научное познание на рубеже XIX-XX вв. Системный подход тесно связан с общей теорией систем, выдвинутый Людвигом фон Берталанфи в его книге «Общая теория систем» и является конкретизацией его принципов и методов. Одновременно появляется множество частных теорий и систем, предполагающих иные принципы, чем заявленные в общей теории систем. Однако наука не стояла на месте, ее теоретическое развитие давало предпосылки системного понимания применительно к живому организму. Предпосылки формирования системного подхода связывают с подходом К. Маркса к анализу экономических систем, созданием Дарвином теории биологической эволюции, которая не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности над организменных уровней организации жизни — наиболее важную предпосылку системного мышления в биологии, развитием кибернетики, как общей теории управления.

Системный подход как методологический регулятор не был "изобретен" философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

К. Бернар ввел понятие саморегуляции в новую научную модель организма.

Американский физиолог У. Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу — удержать ее в равновесии. Системный подход, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих в системе для обеспечения устойчивости. Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел "общие принципы организации", действительные для любых "сложных объединений" (систем в отличие от "не-систем").

Авторами «Теоретической психологии» было выделено пять принципов, предшественников принципа системности в психологии: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм. Последние три принципа представляют антипод системности, противостоящие приципу системности. Первые два принципа есть предпосылки системного анализа в психологических знаниях.

1.Холизм – (от греч. holos - целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

2.Элементаризм (атомизм) – принцип, предполагающий соединение в целом отдельных элементов, сущности которых не изменяются целым.В психологии сознания это был структурареализм Вунта и Титченера, В бихевиаризме это объяснения формирования навыков.Так, Хьелл и Зигнер, относят к категории наиболее выраженного холизма концепции Адлера, Эриксона, Маслоу, Роджерса, умеренно сильного Фрейда, Келли, Оллпорта, умернного элементаризма подход Бандуры, сильного элементаризма – Скиннера.

Зарождение системного подхода происходило в трудах Аристотеля. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

В XVII веке с появлением новой картины мира, представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство.

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную от физико-химической, энергетической и молекулярной целостности. Гештальтизм выдвинул идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Декларировалось, что даже на этом уровне, исходном для всего развития "ткани" сознания, она состоит не из разрозненных "нитей", а из целостностей. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. Здесь принимался принцип изоморфизма.

Введенный в 1912 году Вертгаймером принцип изоморфизма был обстоятельно обоснован Келером. Психофизический изоморфизм предполагал топологическое, а не метрическое соответствие. В теории систем это более широкая формулировка.

Изоморфизм означает наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой.

Здесь заслуживает внимания концепция И. М. Сеченова. Она рассматривается в методических работах в качестве существенной предпосылки системного анализа психического. И.М. Сеченов создал первую теоретическую схему психологической системы (имеющей два плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятельности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный "дубликат" этой деятельности). Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному и психическому, мозгу и душе.

ХХ век добавил в критерий системности новое понимание целевой регуляции поведения – как биологической, экономической или иной целесообразности, не связанной с психическим представлением о цели. Это связано с тем, что перед человечеством стало возникать все больше и больше проблемных явлений, процессов и ситуаций, носивших системный характер и на первый взгляд не связанных друг с другом. Кроме того, начавшееся в этот период бурное развитие во всех сферах человеческой деятельности столкнулось с проблемами организации и функционирования сложных объектов и процессов, обладавших всем комплексом системных признаков. Петровский и Ярошевский трактуют целесообразность как одно из проявлений принципа системности. Джон фон Нейман и О. Моргенштерн разработали теорию игр, принципы «черного ящика» и обратной связи. Это позволило конструировать управляющие системы, относящиеся к классу больших технических систем, сложных технических систем, а также социотехнических систем (системы «человек-машина») и социоэкотехнических систем («человек – машина – среда»). Этим ввели направленность на целевую функцию «максимизации полезности» для системы действующей по правилам и не предполагающей, в понятие ЛПР (лицо принимающее решение) субъекта. Подмена понятия субъекта понятием системы зачастую приводит именно посредством обращения к целевой функции, к целесообразности.

Развитие представлений о психологических системах в школе Л. С. Выготского вернуло детерминистические связи в объяснение становления психического. В теории Сеченова и Выготского первые методологические подходы объединившие ориентации на причинный и системный анализ психического и вместе с тем выход его в другие системные уровни связей.

И. П. Павлов продолжил материалистическое основание сеченовского в развитии представлений о двух сигнальных системах. Системно-причинный подход, предложенный М. К. Мамардашвили, опирался на аналитический метод и концепцию превращения форм К. Маркса.Системно-деятельностные объекты стали предметом целой методологической школы Г.П. Щедровицкого.

Наши рекомендации