Исследование социально-экономических и политических процессов с позиции системного подхода

Социально-экономические объекты исследования являются сложными системами, поэтому их модели могут быть лишь частично подобными реальным системам.

Чтобы не опустить в модели социально- экономической системы эмерджентные свойства, предлагается представление её структуры в трёх иерархических уровнях.

1-й уровень – производственно-технологическая структура хозяйства; он представляет собой совокупность технологических процессов, материально-вещественных и производственно-технических связей между ними. Исследования на этом уровне должны быть охвачены массой идей, изобретений и открытий.

2-й уровень – институциональная структура экономики; это совокупность отдельных работников, их групп, коллективов трудящихся и производственных отношений между ними. Исследования на этом уровне должны быть в области материальной и моральной заинтересованности этих элементов в модернизации структуры 1-го уровня.

3-й уровень – социальная структура общества; её элементарными ячейками являются семьи, образующие иерархически расположенные объединения – звенья. В вертикальном ракурсе объединениями являются социальные группы, слои, а в горизонтальном – население последовательно укрупняющихся ареалов. Отличительным свойством каждой ячейки являются структуры потребления, в совокупности составляющие менталитет общества.

Каждый из структурных уровней выражает имманентные свойства этого уровня.

Но социально-экономическая система, как единое целое, должна проявлять эмерджентные свойства, т. е. свойства не присущие каждой из рассматриваемых структур в отдельности. В то же время изменения в эмерджентности всей системы зависят от подвижек в имманентных свойствах структурных уровней.

Исследования в области задач по модернизации социально-экономической системы представим следующим алгоритмом:

1-ая позиция. Формирование эмерджентных свойств модернизируемой социально-экономической системы. Например, создание вместо «сырьевой» научно и технически продуманной инновационной экономики; формирование общества умных, свободных и ответственных людей.

2-ая позиция. Исследование состояния производственно-технического потенциала; постановка задач по его модернизации – в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации обозначены пять приоритетных направлений этой модернизации.

3-я позиция. Исследование готовности институциональных образований к решению задач, определённых в 1-ой позиции; при отсутствии этой готовности определение путей мотивации к ней и, может быть, регулирование задач по 2-ой позиции.

4-ая позиция. Исследование структур потребления социальных групп и слоёв. Нахождение путей их оптимизации, что может привести к регулированию формул позиции.

Каждая из позиций алгоритма требует охвата исследований специалистами всех отраслей науки и техники. Корректировка части тех или иных первоначальных свойств по позициям алгоритма указывает на функцию управления системным представлением и системным охватом.

В итоге вырисовывается следующая схема(рис.2):

Рис. 2 Системный подход: принципиальная схема

Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50—60-х гг. нынешнего века известными американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д. Истоном. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных. (Более подробно применение системного метода в политологии освещается в главе 10.) За сравнительно ограниченный срок системный подход к политике показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.

Наши рекомендации