Феноменологическая программа исследования науки.

(Семинар Шестаковой) Эдмунд Гуссерль (1859-1938) хотел возродить философию в современном мире, как строгую науку; метод – описание феноменов. Феноменология Гуссерля – не философская система, а система философствования, для нахождения основания естественных и гуманитарных наук в целом и каждой науки конкретно. Основания Гуссерль ищет не в фактах, а внутри сознания человека. Основания – структуры чистого сознания (=трансцендентального, т.е. не сознания конкретного человека, а вообще человеческого), они скрываются за индивидуальным сознанием человека. Обнаружение смыслов вещей, ценностей, установок: не в фактах, а производятся сознанием, т.к. для этого приспособлена структура сознания. Гуссерль долго занимался математикой, она хороша тем, что не зависит от конкретного человека, следовательно, есть и установки, единые для структуры сознания и для всего остального. В математике дважды два четыре, даже если ни один человек в мире об этом не думает, это истина.

По Гуссерлю, существует две установки (два режима) сознания: а) естественная – осмыслить предметы, проблемы окружающего мира → мало времени на мысли о себе; б) феноменологическая установка – неестественная, думать о себе (это нужно делать, чтобы понять, как сознание осмысливает предметы), =рефлексия до Гуссерля. Психология изучает сознание другого человека, т.е. внешне, а надо изучать собственное сознание. «Эпохэ» – отвлечение от внешнего мира, это сложно, и отсюда же кризис европейской науки (забыла о человеке). «Жизненный мир» - неотчуждаемая реальность, действительность, в которой изначально живет человек.

Содержание индивидуального сознания – феномены (понятие отличается от классической традиции, где различались феномен как чувственная оболочка вещи и ноумен как сущность). Феномены наполнены смыслом и связаны с внешним миром, имеют образ. У Платона вещь и идея разъединены, у Гуссерля все вместе и отражается в сознании. Феномен имеет многослойную структуру, ядро – смысл (инвариантный), оболочки – индивидуальные: языковая (язык неточен, персональные смыслы), психические переживания, предметные образы. Если снять все оболочки, будет виден смысл (это возможно: например, интуиции не нужен язык).

Феноменологический метод: 1) произвести феноменолого-психологическую редукцию (вынести за скобки естественную обстановку и заняться содержанием сознания); 2) эйдетическая редукция (~интуиция) – усмотрение общих идей в содержании сознания, в феноменах (так был открыт закон всемирного тяготения); 3) трансцендентальная редукция – описание чистой структуры сознания. Нашел структуры чистого сознания: ноэзис – мышление (процесс), ноэма – мысль (предметный смысл); интенциональная природа сознания выявляется на этом этапе: сознание – это всегда направленный процесс.

Мартин Хайдеггер, самый способный ученик Гуссерля.

(История философии Симонова) Макс Шелер(1874-1928) – второй после Гуссерля, но первый по этике. Против утилитаризма Милля и долженствования Канта. «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913): феноменологический метод позволяет выделить ценности. Эстетические ценности присущи предметам, а этические (добро, зло) – личностям. Жизненную силу придает любовь, понимаемая не как переживание, а как сущность – акция выдвижения, построения и развертывания личности «в свойственном ей направлении идеальности и совершенства».

(Википедия):

1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.

2. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов».

3. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации.

4. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.

5. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний).

6. Отказ от естественной установки обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является интенциональность, то есть свойство его содержаний быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета. Ноэзис — само переживание сознания, взятое независимо от всякого стоящего за ним бытия; ноэма — смысл переживания, указывающий на это трансцендентное бытие (предмет, реальный или идеальный).

7. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают чистое «Я». В составе ноэмы выделяются: 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет. Общая структура чистого сознания принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.

В развитии взглядов Гуссерля принято различать три периода:

1. Дескриптивная феноменология.Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования». Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики»; критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности.

2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.

3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки.

Основополагающим для теории знака Э. Гуссерля является различение между знаком как признаком и знаком как выражением. Функция знака-признака — оповещение это, например, клеймо — знак раба; флаг — знак нации; крестик мелом на двери, оставленный разбойником. Функция знака-выражения — придание значения. Знак-признак не обладает значением. Суть знака-признака состоит в том, что «какие-либо предметы или положения дел, о существовании которых кто-либо обладает действительным знанием, оповещают его о существовании других определенных предметов и положений дел. Знак-выражение отсылает не к факту (существованию) чего-либо, а к значению, каковое реальным не является.

Наши рекомендации