II. Российская наука накануне октябрьской революции
В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.
Тимирязев, Пирогов, Менделеев, Орлов (сейсмограф), Владимир Ковалевской (эволюционная палеонтология), Федоров (кристаллограф), Ляпунов (теория устойчивости), Крылов (основы теории кораблестроения), Попов (радио), Лебедев (световое давление) и т.п.
Организационная модель российской науки к 1917 году состояла из Петербургской академии наук, университетов, специальных учебных институтов, научных обществ, немногочисленных лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных и межведомственных ученых комитетов и комиссий.
Академия наук являлась высшим научным учреждением страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии. В 1916 году в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.
Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа функционировали, как правило, при университетах, объединяя ученых, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300.
Научные ячейки при министерствах и ведомствах (Горный ученый комитет, Геологический комитет и т. д.) обслуживали практические нужды этих ведомств.
Заводская наука в дореволюционной России, как и в других крупнейших государствах, находилась на стадии зарождения. На некоторых крупных предприятиях появились хорошо оснащенные оборудованием и научно-инженерным персоналом лаборатории и конструкторские бюро.
Согласно советской историографии дореволюционная наука характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость научных учреждений России от передовых стран по линии приборов, лабораторного оборудования и химических реактивов. Если в целом научный потенциал дореволюционной России по качественным параметрам (общий уровень развития естественнонаучной и научно-технической мысли, глубина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступал потенциалу западных стран, то по количественным показателям заметно уступал. Технико-экономическая и культурная отсталость страны ставила узкие рамки научно-техническому развитию. Промышленность не предъявляла никаких запросов ученым и не испытывала потребность в них. В последнее время данный взгляд пересмотрен. В статьях и монографиях российских и иностранных историков науки показано, что в последние десятилетия перед революцией 1917 года российская наука, в частности в прикладных областях находивших непосредственное применение в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, вышла на передовые позиции в мире. Российские ученые занимали лидирующие позиции в биологических науках, математике и механике, некоторых областях химии. Российские лаборатории и институты по размерам и уровню оснащенности относились к числу наиболее хорошо оборудованных в Европе. Некоторые исследователи даже характеризуют начало ХХ века, как «золотой век» российской науки и техники.
III. Советский период
Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть ученых работали в АН СССР , Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.
Организационная модель российской науки была сформирована в 1917—1930 г.г. и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 г.г. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская.
- Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии наук СССР и отраслевых академий. Самое значительное место в академическом секторе занимала «Большая академия» (АН СССР). Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии.
- Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жестко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.
- физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря деятельности И.В.Курчатова, С.П.Королева и других ученых в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин (см. Идеологический контроль в советской науке).
Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки советского периода:
• cильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности;
• неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада;
• ведомственная разобщенность научного сообщества;
• преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки;
• проведение исследований по всему фронту работ;
• базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции;
• монополия в государственной форме собственности;
• относительная изолированность от мирового научного сообщества;
• планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.
- Точкой отсчета процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса науки следует считать 1987 г. , когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.
IV. современная наука
В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.
В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских ученых в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия).
В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.
С 2000 по 2007 годы число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».
В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей.
В 2010 году российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года.
Доля России в общем количестве подаваемых заявок на выдачу патентов составляет, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), около 2,0 % от общего числа подаваемых в мире заявок (в 2011 г. в мире подано 2 140 600 заявок, в России — 41 414 заявок; 8 место в мире). При этом в России проживает 12 % учёных всего мира.
Наука и философия
- Вещаем что такое наука (из 1 вопроса).
- Философия- это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
Философские проблемы имеют свою специфику. Она заключается:
1) в их предельном характере (шире этих проблем: «что такое субстанция?» «что такое причинность?» и др. в
познании нет);
2) в их вечности, инвариантности (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т. п., а они остаются актуальными и сегодня).
ХХ век – ставится вопрос о том, является ли сама Ф наукой.
Ø Доводы «за»:
А) внешние – Ф преподается как наука, существует сообщество философов, мало чем отличающееся от сообщества ученых
Б) внутренние:
1. в рамках Ф идет опора на аргументацию, доказательства
2. склонность к систематизации
3. теоретичность, попытка находить общезначимые принципы
4. система категорий, которая развивается
5. большой пласт текстологических исследований, работа с текстом, внимание к нему
Ø Доводы против:
Критерии научности:
1. Верификация (проверяемость). выдвинут в рамках логического позитивизма. Т.е. наука стремится подтверждать свои выводы и теории с помощью эмпирических данных (экспериментов, наблюдений и т.д.). А философия?
2. Фальсификация (опровержение) (ввел Карл Поппер). Утверждения науки эмпирически проверяемы и в принципе могут быть опровергнуты опытом. А утверждения Ф?
3. Парадигмальный (Томас Кун). В каждой науке есть фундаментальная теория, парадигма, которой придерживается значительная часть научного сообщества. А в Ф – плюрализм школ.
4. Методы. В любой науке есть определенное множество изученных методов, которым можно обучить подрастающее поколение. Измерение, индукция, дедукция и т.д. А в Ф какие методы являются собственно философскими?
5. Проблемы. В любой науке существует круг общезначимых проблем. К решенным проблемам, как правило, не возвращаются. А в ф?
6. Язык. Каждая Н стремится к выработке ясного, понятного всем членам научного сообщества, языка. А в Ф? поймет ли сторонник постмодернизма сторонника аналитической Ф?
7. Развитие. Наука развивается. А есть ли прогресс в Ф? В Ф появление новых концепций не обесценивает старые
8. Истина. Положения науки могут в тех или иных срезах обозначаться как истина, как бы мы ее ни понимали. А Ф? можем ли мы сказать, что кто-то нашел истину?
9. Проблема выбора. Что заставляет ученого делать выбор в пользу той или иной концепции? Вероятно, в значительной степени это обоснованность, аргументированность, подтвержденность фактами. А в Ф? Скорее всего, внутренние склонности, пристрастия.
1. Предмет исследования- область сверхчувственного, сверхъестественного не является предметом научного познания. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и область того, что должно быть, — область ценностей, смысла и целей человеческого существования.
§ Философия не является наукой в строгом смысле слова.
Взаимоотношение философии и науки:
Предмет философии формировался как сопряженный, связанный с предметом науки. В связи с этим необходимо вспомнить основные концепции соотношения философии и научного знания:
1. Концепция распочкования предмета Философии (Конт).
Он считал, что в развитии человеческого духа, культуры можно выделить 3 основные стадии:
ü теологическая (мир объяснялся с опорой на принципы, сформулированные в рамках теологии);
ü метафизическая (философская) -мир понимался и объяснялся с опорой на метафизические[12] сущности;
ü позитивная (научная стадия).
Что происходит с Ф? По мнению Конта у Ф есть особый путь развития. Изначально она охватывала собой все, но с развитием науки и культуры от нее постепенно отпадают, отпочковываются определенные разделы, приобретающие собственную значимость. Предмет Ф постепенно сужается. В конечном итоге остается лишь одна задача – систематизация научного знания. По сути, подразумевается, что Ф растворяется, исчезает в других науках. Это сциентистский взгляд на мир.
2. Концепция предметного самоопределения Ф.
Упор делается на учет исторического контекста понимания Ф и на историческом понимании термина Ф. Ф проходила несколько этапов развития => несколько пониманий:
1) Староантичное. Применительно к античности можно выделить 2 способа объяснения мира, его понимания, освоения:
ü мифологический
ü научный. Не в строгом смысле слова, скорее преднаука, зачатки научных знаний, слабо оформленное, слабо организованное знание – предзнание, протознание. Очень разнообразные кусочки – зачатки математических, медицинских, астрономических и т.д. знаний. Часто эту совокупность знаний называли философией. Философом называли не того, кто разбирался в мифологии, но того, кто пытался объяснить мир с опорой на логику, доказательства и т.д., пусть и весьма просто. Парменид, Эмпедокл и т.д. искали начало мира, но не в мифологии, а в самом мире и человеческом разуме. Конечно, мифология влияла, но отличие такого подхода было существенным. Так, Платон опирался на понятия, которые не мб выведены из мифологии (эйдосы и т.д.).
При этом в рамках этого протознания был фрагмент, имеющий самостоятельное значение – стремление к мудрости. Это стремление не могло быть истолковано только как знание (над Платоновской академией висел лозунг «не геометр да не войдет», но сфера интересов Платона и учеников этим не ограничивалась). Мудрость приобретает характер безусловной ценности. Для софистов мудрый человек – человек, умеющий рассуждать. Философия начинает восприниматься как стремление к мудрости.
2) связано с развитием науки. Когда та или иная отрасль знания получает статус науки? Когда эта отрасль знания перестает быть замкнутой только на опыте, сборе информации о мире, но когда формулируются законы, т.е. когда формируется теория науки. Рассуждение переходит на абстрактный уровень, носит общий характер. Философией стали обозначать знание теоретическое, знание большой степени общности. Ф называют отрасли знания, на первый взгляд, имеющие мало отношения к ф. но в силу своей «теоретичности» являющиеся общими.
17 в, Ньютон «Математические начала натуральной Ф»
18 в, Линней «философия ботаники»
19 в, Ламарк «Философия зоологии», Лаплас «опыт философии теории вероятности»
Т.е. за Ф скрывается всеобщее, сущностное знание.
Эта традиция сохраняется и по сей день.
3. Канто-Лапласовская космогоническая теория
Кант формулирует 4 основных вопроса Ф:
1. что я могу знать
2. что я должен делать
3. на что я смею надеяться
4. что такое человек
Эти вопросы (по крайней мере первый) Кант связывает с наукой, но средствами одной науки многие философские проблемы не решаемы.
Философия постепенно самоопределяется и приобретает образ, аналогичный, образу науки. В ней появляется часть, которая рассуждает, причем используя понятия большой степени общности
4. Современное понимание предмета Ф.
Формулируется примерно на уровне 19 в. Ф понимается как отношение мира и человека. Мир и человек при этом понимаются как предельно общие категории.
Формулируются аспекты Ф :
· онтологический,
· гносеологический,
· аксиологический,
· праксиологический
Как рассматривается наука?
1. Как совокупность знаний, (связано с гносеологическим аспектом)
2. как деятельность людей по производству знаний, (связано с аксиологическими и праксиологическими аспектами)
3. как социальный институт(научное знание и онтологию разделяют но понятия философской онтологии в тех или иных модификациях присутствуют в самой науке. Результаты, полученные Ф, так или иначе, влияют на ученого и на получаемый им результат)
+ Концепции взаимоотношений философии и науки:
а) Метафизическая. Философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.
б) Позитивизм (Конт) – наука – сама себе философия, философия – методология науки. Э. Мах: научная философия – психология научного творчества. Карнап – анализ языка науки.
в) Экзистенциализм: разводят философию и науку, они не зависят друг от друга.
г) Диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.
Роль философии для науки:
§ Выработка категорий- Любое познание мира, в том числе и научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой» категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтеза его объектов.
Каждый тип системной организации объектов требовал категориальной «сетки», в соответствии с которой затем происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания.
Понятия- философские представления (ех: о причинности, о времени и т. п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов).
§ Прогностическая функция- заранее вырабатывает категориальные структуры для будущего науки (ех: атомизм в Древней Греции; монады Лейбница и т.п.).
Наука и искусство
Искусство- творческая деятельность направленная на освоение эстетических ценностей, т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворённой, осознанной.
Искусство преображает эти явления в художественные образы. Их восприятие – это процесс сотворчества, развоплощения, образования смысла, т.е. значение, которые они имеют для меня, читателя, зрителя, слушателя.
Искусство- деятельность практически-духовная. Её слагаемые:
§ Отражение
§ Изображение
§ Выражение
Изображая, искусство отражает и выражает такое понимание действительности, которое основывается на переживании.
Функции искусства:
· Эмоционально-психологическая- доставляет удовольствие, развлекает, эмоционально насыщает, внушает чувства и мысли.
· Познавательная- ведёт к пониманию эстетических, а через них и иных ценностей и является особой формой самосознания.
· Идеологическая- даёт представление о свободе, справедливости, счастье, идеале человеческого существования.
· Воспитательная- формирует чувства, представления, взгляды, мировоззрение, способности к творчеству.
· Эвристическая- прогнозирует, моделируя жизненные ситуации и поведение людей в предполагаемых обстоятельствах.
· Коммуникативная- является средством общения.
· Культурно-историческая- запечатлевает опыт и передаёт его от поколения к поколению.
Цель науки – познание и знание.
Цель практики – преобразование и польза.
Цель искусства – совершенствование человека, его духовного мира.
Наука и искусство – самые свободные виды деятельности.
Общее: роль творчества, вдохновения, интуиции.
Различия науки и искусства:
1) наука – когнитивный способ освоения действительности, искусство – образное освоение, индивидуальное, субъективное.
Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Совсем иначе обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой. Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира.
2) Наука абстрактна, искусство – непрерывный процесс конкретизации (не приемлет обобщения и упрощения), искусство выражает отношение человека к увиденному, + конструкция миров, воображение. В научном познании, особенно в гуманитарном, дополнительный критерий – красота и гармоничность теории, искусство влияло на ученых, обратное влияние научных открытий на создание произведений искусства (оптическое смещение цветов в импрессионизме). Современное искусство (постмодернизм): абсурд и противоречия, электронные виды искусства.
3) В науке есть прогресс, в искусстве нет. В науке по определению новые результаты должны быть в будущем превзойдены.
Ценность науки в обществе
Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).
Две позиции в философии:
а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.
Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.
Взаимодействие науки и искусства:
Взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. Значительно больший практический интерес представляют те отрасли научного познания, которые анализируют процессы художественного творчества и восприятия. К ним относятся прежде всего психология и социология искусства. В психологии искусства изучаются свойства и состояния личности, связанные с созданием и восприятием произведений искусства. В ее рамках исследуются такие пограничные с искусством проблемы, как деятельность сознания, воли, эмоций и интуиции в процессе создания и восприятия художественных произведений. Наибольшим влиянием пользуются здесь работы представителей психоаналитической школы, в которых рассматривается влияние бессознательного на сознание и творческую деятельность художника. Если 3. Фрейд рекомендовал подчинить подсознательное и управлять им в интересах сознания субъекта, то К. Юнг, напротив, признавал роль подсознания и использования невротических состояний в творческом акте художника. Сознательное, по его мнению, должно быть дополнено подсознанием для активизации творческого процесса. Эти идеи Юнга нашли применение в последующих психологических эстетических теориях, а также при анализе творчества таких неординарных деятелей искусства, как М. Пруст, Джойс, С. Дали. Значительное количество работ посвящено психологии восприятия произведений искусства.
Социология искусства исследует разные формы взаимодействия искусства с обществом и его функционирования в различных социальных условиях.
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. Сущность ценности искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой.
Наука и религия
Религия (с лат. – благочестие, набожность, воссоединение):
1) в широком смысле – вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соединиться с ним, служить восходящим к нему идеалам. (Предметом поклонения может быть божество, др человек, семья, народ, партия, природа, искусство и тд.). Такого рода религиозность присуща всем людям. Это как система ценностной ориентации индивида в мире.
2) в узком смысле – социально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни.
Р как способ преодоления отчуждения (индивида и общности от высшего начала).
· Флорентский- Р есть жизнь нас в Боге и Бога в нас. Система действий и переживаний, кот обеспечивает нам спасение. В Р мы собираем душу в единое целое. В Р мы соединяем свою душу со своим телесным существованием. В нашем целостном существовании мы соединяемся в собор с другими людьми, затем с природой и, в конечном счете, с Богом.
· Атеизм. Противоположная трактовка. Р – как фиксация отчуждения. Преодолении Р как способ снять отчуждение. Фейербах. Человеческая природа двойственна. Он переносит на небеса то, что должно принадлежать ему. Чтобы вернуть отчужденную сущность, нужно относиться как к Богу к другому человеку. «Божественное Ты». Другой чел, истинный предмет любви, должн получить любовь, для этого нужно понять, что религия – заблуждение.
· Марксизм. Опиум народа, а не для народа. Народ сам ищет себе заменитель счастья. Освободившись от опиумной зависимости, будешь счастлив. Р необходима для разделения людей на классы и объяснения эксплуатации человека.
· Р – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. (какая-то современная позиция)
· Кант – Р – способ обретения абсолютного гаранта морали. Исповедание законов свободной воли как заповеди высшего существа. Бог как гарант морали, как основание морали.
· Фрейд – Р – ложная форма сознания. Форма коллективного невроза. Со временем Р будет отступать под влиянием разума, просвещения. Репрессивная роль отца абсолютизируется и переносится на Бога. Отсюда страх, трепет и восхищение.
Происхождение религии:
Первоначально предметом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей. Отсюда появляется тотемизм - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже - растений. Непочтение к тотему, с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим за собой наказание. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.
Компоненты религии:
1) религиозное сознание – центр мировоззрения – вера в священное, оно ценностно, символично, эмоционально насыщенно. Сознание предполагает эмоциональное, ценностное восприятие священного. Религиозное сознание ,Как правило, включает в себя образное восприятие мифа (развернутое магическое имя или в словах данная чудесная история).
2) религиозная деятельность – культовая и внекультовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и тд.) Культ – происходящее в форме ритуала взаимодействие со священной реальностью.
3) религиозные отношения – отношения к явлениям сакрального мира
4) религиозные учреждения – церковь с основной организационной единицей – религиозной общиной. Иерархия, специализация, разделение верующих на клир и мирян. культ (богослужение – ряд ритуализованных действий, кот предполагают взаимодействие со священной реальностью, ритуал ,как правило, повторяет структуру мифа).
Функции религии:
1. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
2. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
3. Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
7. Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
Взаимоотношение религии и науки:
§ Орфизм (предфилософия): принципиальная познаваемость мира. Пифагор первым употребил термин «философ» по отношению к себе. Истина прекрасна и созвучна разуму, поэтому ее любят. Победа аполлонического принципа над дионисийским[13] → нарушение равновесия.
Философия (происхожд<