Левые партии накануне октябрьской революции.

Между тем, левые партии в этот момент переживают

раскол и коле­бания.

Численность меньшевистской партии с августа по ноябрь 1917 г. сокра­тилась на 50 тыс. человек. Внутри партии сосуществовало несколько групп и течений:

на крайне правом крыле — Г.В. Плеханов с группой «Единство» и А.Н. Потресов (газета «День»);

центристы — группа И.Г. Церетели, Ф.И. Дана, Н.С. Чхеидзе («Рабочая газета», «Известия»);

левое крыло меньшевиков — распалось на несколько течений. Меньше­вики, группировавшиеся вокруг Л. Мартова, начали выступать против коа­лиции с буржуазией, за создание однородного социалистического прави­тельства. Объединенные социал-демократы-интернационалисты (группа «Новой жизни») создали в начале сентября свое Центральное бюро, не под­чинявшееся решениям ЦК.

Переживала кризис и партия эсеров. Правое крыло партии во главе с Е.К. Брешко-Брешковской и Н.Д. Авксентьевым, в которое входили Керен­ский и Савинков, смыкается с кадетами. Центристы, во главе с В.М. Черновым, сотрудничали с правыми. Усиление левого крыла привело к расколу партии в сентябре-октябре и выделению фактически новой партии — левых эсеров (газета «Знамя труда», лидеры — М.А. Спиридонова, БД. Камков (Кац), В.А. Карелин). Разногласия так обострились, что совмест­ная работа была уже невозможна.

Внутри партии большевиков тоже не было единства.

VI съезд РСДРП (26 июля — 3 августа 1917 года) временно снял лозунг «Вся власть Советам!» и взял курс на вооруженное восстание. Корнилов­ский мятеж и позиция в этот момент Керенского давали шанс на мирное развитие революции, поэтому большевики поставили перед собой задачу перехвата инициативы у мелкобуржуазных партий и большевизации Сове­тов (работа В.И. Ленина «О компромиссах», «Задачи революции»). В пер­вых числах сентября вопрос о восстании встал уже как непосредственная практическая задача. Некоторое «левые» члены партии, позиции которых были особенно сильны в Петербургском комитете (Богданов и другие), еще в апреле 1917 г. выставили лозунг «Долой временное правительство!».

Другую, «правую» точку зрения выражали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, которые считали, что Россия «не созрела» для социалистической революции.

Взгляды на октябрьские события современных историков.

В настоящее время появилось несколько точек зрения на события октября 1917 года. Прежде всего, они различаются по взглядам на саму сущность яв­ления. Одна группа историков считает, что осенью 1917 года свершилась со­циалистическая революция, которая защитила интересы трудящихся и спасла Россию от экономической катастрофы.

Другая группа историков считает, что речь идет о перевороте. Совре­менники событий считали, что это — очередной политический переворот, ненадолго вознесший к вершинам государственной власти одну из россий­ских партий, которая «переиграла» другие. Несколько иная точка зрения появилась в конце 80-х годов, когда многие историки, публицисты заявили о том, что это был реакционный переворот большевиков, который якобы уничтожил демократические завоевания февраля 1917 года.

Различаются взгляды историков и на проблему общенационального кри­зиса. Одни склонны преуменьшать глубину этого кризиса. Другие считают, что кризис достиг той степени, когда альтернативы революции уже не было. Некоторые исследователи считают, что революция была подготовлена на германские средства. Однако их противники утверждают, что для этого недостаточно аргументов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

12 октября Петроградский совет, возглавляемый Л.Д. Троцким находив­шийся под полным влиянием большевиков, избрал Военно-революционный комитет (ВРК) для непосредственной подготовки восстания. 16 октября образо­ван Военно-революционный центр (А.С. Бубнов, Ф.Э. Дзержинский, ЯМ. Свердлов, И.В. Сталин, М.С. Урицкий) для «партийного руководства» хо­дом восстания. Органами, руководившими работой ВРК, были его председа­тель, секретарь, президиум и бюро. Первым председателем ВРК был избран ле­вый эсер П.Е. Лазимир, затем ВРК возглавил большевик Н.И. Подвойский. Секретарем ВРК был большевик В.А. Антонов-Овсеенко.

22 октября ВРК направил представителей во все военные части Петро­градского гарнизона, поставив их под свой контроль.

Штабом восстания стал Смольный, где собрался Центральный комитет. Я.М. Свердлову было поручено наблюдать за действиями Временного прави­тельства, поддерживать связь с Петропавловской крепостью, где создавался запасной штаб восстания; Ф.Э. Дзержинскому — установить контроль за по­чтой и телеграфом; А.С. Бубнову — обеспечить связь с железнодорожника­ми; В.П. Милютину — наладить продовольственное снабжение; В.П. Ногину и А. Ломову — информировать Московский комитет о событиях в Петрогра­де; Л.Б. Каменеву и Р.И. Берзину — вести переговоры с левыми эсерами.

Со своей стороны, правительство Керенского начинает мобилизацию юнке­ров и переброску солдат с фронта для охраны Петрограда. На подступах к Петрограду сосредоточен 3-й конный корпус, приведены в боевую готовность три казачьих полка, для охраны Зимнего дворца мобилизовано 2 тысячи юнкеров.

24 октября утром отряд юнкеров совершил налет на типографию боль­шевистской газеты «Рабочий путь». В тот же день отряды ВРК, состоящие из революционных солдат, матросов и рабочих-красногвардейцев, стали за­нимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростан­ции и пр. Юнкера попытались развести мосты, но им это не удалось — только Николаевский мост был разведен и на Дворцовом юнкера выставили охрану, но и их удерживали лишь несколько часов.

В ночь на 25 октября после прихода Ленина в Смольный были заняты Балтийский и Николаевские вокзалы, почта, телеграф, Госбанк, некоторые типографий, гостиница «Астория» и т.д. К утру 25 октября столица факти­чески находилась в руках Петроградского ВРК. Утром 25 октября ВРК об­ратился с воззванием «К гражданам России», в котором говорилось, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Петроградского ВРК — органа Петросовета. В тот же день ВРК в дру­гом воззвании «К тылу и фронту» призвал немедленно взять власть на мес­тах Советам. Попытки Временного правительства оказать сопротивление успеха не принесли. К утру 25 октября Зимний дворец, в котором оно раз­мещалось, был оцеплен. Для руководства операцией были выделены В.А. Антонов-Овсеенко, Н.И. Подвойский, Г.И. Чудновский. Отказываясь от переговоров с восставшими, министры выбрали нового диктатора — Н.М. Кишкина — для «водворения порядка» в городе. В 9 часов 40 минут выстрел крейсера «Аврора» дал сигнал к началу операции по взятию Зимне­го Дворца. В 10 часов утра Временное правительство было низложено. В ночь с 25 на 26 октября Зимний дворец был взят штурмом; Временное пра­вительство арестовано. Керенский накануне штурма бежал из Петрограда.

Наши рекомендации