Критика государственного социализма Маркса и Энгельса

Спенсер допускал возможность социального переворота, в результате которо­го установится государственный социализм: «социализм неизбежен, но будет величайшим несчастьем, которое ког­да-либо переживал мир, и кончит самой резкой формой во­енного деспотизма».

Государство при социализме приобретет новые черты: «создастся государство, в котором ни один человек не бу­дет иметь возможности делать то, что ему нравится, но вся­кий обязан делать то, что ему прикажут».

Как представитель теории либерализма Спенсер отри­цательно относился к идее централизованного управления трудом при социализме с помощью государства. Для него осуществление этой идеи на практике — это движение на­зад, к военному обществу: «Такой социалистический строй вполне соответствует устройству армии. Делай свое дело и получай паек».

Спенсер предполагал, что при социализме появится но­вый, более могущественный, чем ранее, государственный аппарат, что приведет к увеличению статусных различий между управляющими и управляемыми. Он считал, что, «владея по доверию от общины всей землей, капиталом, средствами передвижения, имея в своем распоряжении войско и полицию, это всемогущее и организованное чи­новничество, состоящее из людей, отличающихся таким же агрессивным эгоизмом, как и управляемые, но не подчи­ненных, как они, контролю высшей власти, обязательно начнет извлекать выгоды из своего положения за счет уп­равляемых».

Ответственность законодателя перед обществом

В очерке «Грехи законодателей», который был опубликован в сборнике «Личность против государства» (1884), Спенсер обратился к исследованию роли законодателей в общественной жизни и их грехов, явившихся результатом «не их личных амбиций или классовых интересов, а следствием отсутствия тех знаний, без которых законодатель не имеет морального права приступать к работе».

Спенсер не разделял общепринятых иллюзий, что государство через своих выборных законодателей «способно решить все проблемы». Напротив, он считал, что «преклонение перед всемогуществом законодательной власти менее простительно, чем преклонение перед идолом».

Спенсер указывает на следующие опасности, которые могут подстерегать непрофессионального законодателя:

· не всегда принятый закон достигает цели, сформулированной законодателем: «Век за веком издавались законы против ростовщичества, ухудшавшие положение должника, тогда как имели цель его улучшить»;

· не всегда удается предусмотреть косвенные (прежде всего негативные) последствия принятого закона:

o законы о ростовщичестве «препятствовали эффективному использованию свободного капитала и накладывали намелкихсобственников бесчисленное количество обязанностей»;

o принятые в Англии в 1327 г. статуты о рабочих, которыми устанавливалась заработная плата, «мешали развитию промышленности и увеличивали страдания населения до тех пор, пока 60 лет назад парламент не отменил право чиновников устанавливать заработную плату»;

· принятые законы могут противоречить существующим законам, что не дает возможности индивидам самостоятельно и однозначным образом уяснить свои права:

o английский парламент ежегодно добавляет «к множеству старых законов сотни новых, им противоречащих»;

o частные лица, для того чтобы разобраться в этой «законодательной кутерьме», должны за отдельную плату обращаться к юристам.

Исторические типы права

Применяя свою теорию эволюции к праву, Спенсер выделил несколько типов права. Первым историческим типом стало обычное право первобытных племен, которое характеризуется значительной неизменностью, воплощает «идеи, чувствования и привычки» предков, передается по каналам внушения, возникает до появления какой-либо политической организации.

К этому праву в дальнейшем присоединяется священное право, которое предполагает существование политической организации общества (есть вождь или король); представляет собой приказы вождей и королей, после того как они стали «выдающимися покойниками», или приказы правителей, при жизни признанными существами божественными; обеспечивается действием религиозных санкций; требует слепого повиновения, а любое неповиновение становится «самым гнусным преступлением» и чрезвычайно сурово наказывается.

Следующий этап в развитии права связан с отделением человеческого права от права священного. Человеческое право — это законы, авторитет которых основан «на уважении к людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их». В военных обществах, основанных на принудительном сотрудничестве, эти законы направлены прежде всего «на регулирование неизменных иерархических отношений, на поддержание неравенства и на усиление власти». Напротив, в промышленных обществах, построенных по принципу добровольного сотрудничества, законы признают «равенство прав всех людей» и имеют целью «согласование индивидуальных интересов».

(Бучило): В рамках первой волны позитивизма возникает социология – О.Конт. Выдвигал требование объективности соц исследований, выявление закономерностей общественного развития. 2 части: первая изучает соц статику, условия существования и законы функционирования соц систем; вторая – соц динамику – законы развития изменения общества. Закон трех стадий общественного развития – теологическая (древность и ранее средневековье); метафизическая (14-18 века); позитивная (19 век). Спенсер – основатель органической школы в социологии – рассм общво как объединение индивидов. Дюркгейм, Виндельбанд, Риккерт – отход от отождествления общества и природы. Дюркгейм – рассм структуру общва как совокупность соц фактов, кот взаимодействуют и порождают друг друга. Соц познание 19-20 веков обращено к исслед соц структур, форм деятельности, кот рассматриваются в отвлечении от деят конкретного человека. Предмет – политология, этика, правоведение, искусствознание. Гуманитарное познание обращено к человеку, его психике, механизмам деятельности, лингвистике.

(Большая Советская энциклопедия из Интернета)Социология как самостоятельная наука сложилась в 19 в. (термин введён О. Контом). Развивалась под влиянием позитивизма Конта и Г. Спенсера в двух параллельных направлениях - теоретическая социология и эмпирические социальные исследования (статистика). Теоретическая пыталась реконструировать главные фазы исторической эволюции и одновременно описать структуру общества; развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механическому соподчинению различных «факторов». Направления: географическая школа (К. Риттер, Г. Бокль) подчеркивала влияние географической среды; демографическая (А. Кост, Л. Виньярский) считала главным фактором общественного развития рост народонаселения; расово-антропологическая (Ж.А. Гобино, Х. Чемберлен) интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, «расового подбора» и борьбы «высших» и «низших» рас; биоорганическая школа (органицизм) (П. Лилиенфельд, А. Шеффле) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами; социальный дарвинизм (Л. Гумплович, У. Беджгот) видел источник общественного развития в «борьбе за существование». В конце 19 - начале 20 вв. широкое распространение психологической социологии. Нач. 20 в. – идеологический кризис, стремились к объективности, но хотели быть отдельной наукой. При этом историко-эволюционный подход постепенно уступил место структурно-аналитическому, а теоретические построения начали всё теснее связываться с эмпирическим исследованием. «Социологизм» Дюркгейма: рассматривать социальные факты «как вещи», продолжает линию позитивистского объективизма. «Понимающая социология» М. Вебера (расшифровать внутренний смысл социальных действий) связана с идеями неокантианства и философии жизни. Теоретическая альтернатива позитивизму и функционализму - феноменология (А. Шюц, П. Бергер) и этнометодология (Х. Гарфинкел), новые варианты психологического редукционизма (Д. Аткинсон), концепции франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас).

Психология: Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий психологии как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Наряду с исследованиями в области физиологической психологии было начато изучение психики народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития (этнопсихология). На руб. 19-20 вв. главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы, + психоанализ (З. Фрейд). В сер. 20 в. возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Х. Салливан, Э. Фромм).

История. Нач. 19 в. – романтики против просветителей: отвергали существование переворотов в истории, идеализировали средневековье, отрицали рационалистическое объяснение истории; вклад: наличие внутренней связи в исторических эпохах, современное состояние каждого народа является продуктом его длительного исторического развития, качественное своеобразие истории отдельных народов. 1 пол. 19 в. - философско-исторические концепции утопического социализма (прежде всего А. Сен-Симона) и философия Г. Гегеля. Признание закономерности исторического развития, стремление установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривать историю как процесс развития в первую очередь политических и юридических институтов. + Марксизм. 2 пол. 19 — нач. 20 вв.: накопление фактов, расширение проблематики. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер): усиление внимания к экономической и социальной истории, накопление, тщательная критическая проверка и описание «позитивных» исторических фактов (отказ от умозрительных построений. Потом кризис методологии, «антипозитивистская реакция», распространение взглядов «идеографической» баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебера, выступление против идеи исторической закономерности историков Г. фон Белова, Ф. Мейнеке, Г. Онкена. Много археологических открытий. 20 в. - широкое применение структурного метода в историческом исследовании, увлечение количественными методами смежных с историей экономических наук. + Спор с марксистами.

Лингвистика. К середине 20 в. - лингвистический поворот: исходным объектом философского анализа стал язык. Разделение языка и речи, язык – как структура, в которой есть элементы (грамматические и др.), они связаны, человек их использует. Культура основана на языке → во всем можно найти элементы языковой структуры. Структура неизменна (хотя находит разное применение). Лингвистика – наука, когда исследует эту структуру. Фердинанд де Соссюр – швейцарский лингвист, 1916 г., новый подход к изучению языка. Рассматривал язык как знаковую систему и как социальное явление; знак не похож на то, что он обозначает, и имеет смысл только во взаимодействии с другими знаками. Язык – феномен, далеко выходящий за рамки сознания, запечатлевает бессознательные структуры. Структуру невозможно перенести из одного языка в другой; она определяет структуру мышления человека. Леви-Стросс применит в этнологии.

Развитие науки в России

До Петра.

В области теоретической науки отставала от Европы. Это связано со слабыми культурными связями с ней, недостаточно большим влиянием Византии, ограниченным распространением переводных научных трудов, культурными и социальными особенностями.

· Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году. Позднее переводились и распространялись книги по космографии, логике, арифметике.

· В XVII веке в России появляются первые университеты и частные школы: школа боярина Ф. М. Ртищева (1648), школа Симеона Полоцкого (1665), Славяно-греко-латинская академия (1687). В отличие от науки, в области техники значительного отставания от Европы не было.

I. Просвещение

Занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.

· Пётр Великий- был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа.

Ø Татищев- историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов.

Ø 1724 год- учреждение Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы в том числе Герхард Миллер (историк; норманнская теория) и Леонард Эйлер (математик).

Ø Ломоносов- Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Открытия:

- Молекулярно-кинетическая теория тепла- причиною теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный даёт такие определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу».

В более поздней работе (1748) он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» — партикула (лат. particula) — «частица» или «молекула» (лат. molecula). «Элементу» он придаёт современное ему значение — в смысле предела делимости тел — последней составной их части.

- «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года)[11]- Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

- атмосфера венеры

И т.п. и т.д. Наше всё.

Ø 1755 – основан МГУ.

· Екатерина Великая- Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге

Наши рекомендации