Система диалектики как метод научного познания. Законы диалектики, их методологическое значение и формы их проявления в научном познании.
Диалектика, в первую очередь, – это учение о развитии, но, в силу того, что она изучает общие закономерности развития, она выступает как универсальный метод познания.
История диалектики уходит в самые ранние философские системы. Так, в древнекитайской философии она имела место в даосизме, само понятие «Дао» означает «путь, развитие» В этой философии прослеживается наличие основных диалектических понятий: развитие, наличие противоположных начал («инь» и «янь»), связь и взаимодействие.
В античной философии наиболее ярко диалектика была представлена в философии Гераклита. Здесь так же указывается на изменчивость мира, борьбу противоположностей и связь и взаимодействие. Ранняя диалектика (натурфилософская) носила наивный характер, была основана на созерцательности мира, это было диалектика природы.
Классический период античной философии от Сократа: диалектика применятся как метод постижения истины; у Сократа этот метод назывался майевтика. Платон уже использует диалектику как искусство вести диалог.
В схоластической философии и науке диалектика широко использовалась, но носила умозрительный характер (споры схоластов об отвлеченных началах).
В эпоху Возрождения диалектика была представлена в философии Кузанского и Бруно. Акцент ставился на наличие противоположностей божественного и природного, минимума и максимума.
В Новое время диалектику вытеснила метафизика, что произошло оттого, что диалектика прошлого была основана на обыденном представлении, не подкреплена наукой. Метафизика Нового времени основывалась на математике, геометрии, механике, что позволило метафизике быть методологией научного познания до начала 20 века.
В конце XIX – начале XX века наметилось вытеснение метафизики диалектикой.
Основные законы диалектики.
Гегелем были открыты и обоснованы три основных закона диалектики. Каждый из них объясняет конкретную сторону (аспект) процесса развития. Так, закон единства и борьбы противоположностей позволяет выяснить источник развития, он раскрывает вопрос самый важный для человека: почему происходит развитие. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные позволяет выяснить, каким образом происходит развитие, как сменяется старое качество новым. Третий закон - отрицание отрицания - позволяет понять направленность процесса развития. В целом все три закона позволяют понять сам феномен развития
Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики (Ленин), так как, не выяснив источник развития, невозможно понять сам процесс. С точки зрения метафизики, развитие происходит за счет влияния внешних факторов. Диалектика не отрицает их, но указывает, что основным источником развития любой материальной системы являются разрешения внутренних противоречий.
Понятие «закон» в диалектике означает устойчивую повторяющуюся универсальную связь между явлениями, предметами, тенденциями. Эти законы носят объективный характер. В отличие от законов частных наук, эти законы всеобщи. В отличие от юридических законов - объективны (юридические законы создаются людьми).
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: в результате разрешения противоречия формируется новое качественное образование, т.е система становится иной.
Любой предмет, процесс или явление обладает качественными и количественными показателями. Метафизика ограничивает изучение предмета количественные изменения, качество не учитывается. Диалектика связывает количественные и качественные изменения. Количество - это такая характеристика системы, которая отражает наличие в предмете определенных свойств и признаков и отвечает на вопрос 'сколько?'. Качество - это характеристика определенных свойств, «какие?». Любой предмет отличается от другого свойствами.
Методологическое значение этого закона заключается в том, что изучение характера качественных изменений системы непосредственно связано с изменением количественных свойств, признаков.
Закон отрицания отрицания.
С точки зрения метафизики отрицание означает уничтожение. С точки зрения диалектики отрицание - это момент развития. Этот закон Гегель объяснил на следующим примере: было два мешка с зерном, один мешок перемололи, другой посадили в землю: стебель отрицает зерно, над стеблем вырастает колос, который отрицает стебель. Зерно – это тезис, стебель - антитезис, колос - синтез. Смысл: формирование нового качества о предмете осуществляется не на пустом месте, а на основе старого качества, при этом старое качество не уничтожается, оно «снимается» и развивается на более ступени, происходит возврат к якобы старому, все самые ценные, лучшие качества развиваются дальше. Гегель ограничил этот закон триадой тезис – атитезис – синтез. В действительности, этот процесс бесконечен.
Методологическое значение: очень часто в социально-политической деятельности этот закон игнорируется: после революции 1917 года было движение пролеткульт, выдвинувшее идею уничтожения старой буржуазной культуры и создание социалистической культуры на пустом месте, то же самое произошло в период перестройки. При таком подходе может произойти деформирование системы.
В медицинском познании следует помнить, что любой организм - это повторение прошлого. Данное свойство во многом использует генетика.