Мораль и нравственные ценности как элементы культуры, их сущность и компоненты

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы-этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время у разных народов, даже у разных социальных слоев существовали свои представления о добре и зле.

Правила нравственности содержались мифологических, религиозных и философских системах любого общества. Так, например, Конфуций предложил правила «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, – так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, то есть особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не занимались вопросами онтологии и гносеологии по большому счету, главное внимание они уделяли именно этике.

Этика – философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.

В античности появляются самостоятельные этические, учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм, стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того, чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание.

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена в учении Эпикура. Киники (совр. «циники») подвергали сомнению любые нравственные правила поведения, ценя превыше всего личную свободу и независимость, которые проявляются в том, чтобы жить ничего не боясь и никого не стыдясь. Стоицизм – учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости.

Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социолога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развил И. Кант. Он сформулировал «категорический императив» – моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения Вов сякое время могла бы быть и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности.

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей.

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль этика наделяет ее определенными характеристиками и задает целый ряд вопросов. Первый из них – это вопрос о происхождении морали. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом. Либо утверждать ее эволюционное происхождение, либо анализировать общественно-историческую природу морали. В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. На вершине целостной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то. Что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Наши рекомендации