Культура, ценности, духовность. Культура и цивилизация.человек в мире культуре.

В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальнуюи духовную. Перваясвязана с практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности

Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, влияет на непрерывность развития культуры духовной. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинского обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными возможностями производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства.

Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Итак, культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного развития, выраженный определенными экономическими, социальными, политическими отношениями, формирует различные проявления культуры, влияет на их функционирование. В обществе могут действовать как культурно-стимулирующие, так и тормозящие культуру силы.

Обществом детерминируются границы существования, специфика и возможности человеческой деятельности. Так, интеллектуальная деятельность и ее продукты появились позднее материальных, их возникновение явилось результатом кардинальных изменений в экономической жизни общества. Характер организации различных видов деятельности, их эффективность, выраженная в культуре труда и управления, культура научных исследований, образования, воспитания и общения, правовая, нравственная, эстетическая культура, культура быта также зависят от определенного состояния общества.

Философский анализ культуры ставит проблему единства и множественности культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное явление? Что является причиной разделения культуры на различные феномены? Эти и другие вопросы задавали и задают себе до настоящего времени многие философы, социологи, культурологи.

Сторонники эгалитаристского подходаполагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Многие последователи антропологических концепций отрицают возможность существования множественности культурных миров на том основании, что культурный плюрализм нсвыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой. Подобные теории, наиболее популярные в XIX в., сохраняют свою актуальность до наших дней.

Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость.

Следует, одноко, отметить что вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы. На глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных, социальных и иных границ. В ее содержание включены некоторые «вечные» истины и ценности, фиксирующие отношение людей к различным сторонам их бытия. Это и моральные принципы, конкрети-зирующиеся в общепринятых моделях поведения, и представления о красоте, получившие выражение в произ-ведениях литературы и искусства, ставших классическими, и научные достижения, «ухватившие» абсолютный момент в бесконечном приближении к истине, и стандарты техники и технологических решений.

Вместе с тем по мере развития мировой культуры становится возможным выделение различных исторических этапов, с целым рядом характерных для каждого из них своеобразных идеалов, эталонов, оценок. Каждый исторический период предстает при этом не как «культура вообще», а как дифференцированное явление, выражаю-щее эталоны, цели, стремления, идеалы, принципы, навыки, уклады жизни как этого периода в целом, так и отдельных социальных групп, различной степени общности – социально-экономических, этнических, профессио-нальных, религиозных и др. Это и позволяет говорить о национальной и конфессиональной культуре, а также выделять в культуре и другие ее виды.

Духовная сфера общества – это подсистема общественной жизнедеятельности, в которой осуществляется производство, воспроизводство и распространение идей. Ее важнейшими составляющим являются: духовные потребности, духовная деятельность и духовные отношения. Духовная жизнь общества – это все многообразие индивидуального и, конечно же, общественного сознания.

Что же такое общественное сознание, какова его связь с индивидуальным сознанием, с общественным бытием? Марксистская социальная философия утверждает, что общественное сознание есть отражение общественного бытия в идеях, взглядах, теориях, принципах, поэтому в рамках решения основного вопроса философии оно вторично по отношению к общественному бытию, хотя и обладает относительной самостоятельностью.

При рассмотрении общественного сознания следует избегать две методологические ошибки.

Во-первых, неправомерно отрывать общественное сознание от индивидуального, необходимо понимать их диалектическое единство, взаимосвязь и взаимодействие. Говорить об общественном сознании - значит говорить о процессе и результатах осознания бытия обществом в целом или его отдельными группами, слоями, классами. Общественное сознание - в качестве особой, внутри себя организованной деятельности, ее определенных структурных форм и схем, - в определенной мере противостоит индивидуальному сознанию и в этом смысле вполне суверенно, обладает относительной самостоятельностью и независимостью от индивидуального сознания. Но общественное сознание не есть нечто анонимно безличное, царство «чистого разума». Известная формула о том, что сознание не только отражает мир, но и творит его, опирается на признание активной, предметно-деятельной сущности человека. Таким образом, творит, изменяет, преобразует природу не сознание само по себе, а человек, обладающий сознанием. Как ни всемогуща сила «коллективного разума», общественное сознание каждой конкретной эпохи, каждого народа вполне личностно, индивидуально. Кристализованные в нем идеи, представления, взгляды и теории не лишены авторства первооткрывателя. Гелиоцентрическая система мира Коперника, механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина и т. д. оказали огромное влияние на формирование научной картины мира и общественное сознание своих эпох.

Во-вторых, нельзя преувеличивать его относительную самостоятельность, что приводит к отрыву его от общественного бытия, к превращению в некую идеализированную бессодержательную форму. Говорить об общественном сознании - значит всегда говорить о природном и социальном бытии, его осознании различными социальными группами людей. Общественное сознание, обладая объективнойприродой и имманентными законами развития, обладает по отношению к общественному бытию относительной самостоятельностью, которая возникает всвязи с разделением труда наумственный и физический, с выявления духовного производства. Вчем же состоит эта относительная самостоятельность?

Во-первых, в преемственности развития. Причем, преемственность имеет место как в заимствовании и развитии прогрессивных идей и теорий, так и в воспроизводстве отсталых идей, взглядов и представлений.

Во-вторых, в возможности отставания общественного сознания от общественного бытия (привычки, обычаи, традиции, стереотипы и заблуждения).

В-третьих, в проявляющейся способности опережать в отдельные моменты общественное бытие (футуристические идеи и концепции,догадки и утопии, научное предвидение будущего).

В-четвертых, во взаимодействии и взаимовлиянии его форм: политической идеологии, правовых взглядов, нравственных норм, искусства и т. д.

Наконец, в-пятых, в том, что, будучи внедренными в сознание масс, общественные идеи сами становятся материальной силой и активно влияют на изменение бытия.

Общественное сознание принято структурно делить на уровни и на формы. Начнем с выделения его уровней и сфер внутри них. Традиционно выделяют два таких уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровеньобщественного сознания - это отражение действительности в непосредственном опыте масс, целостное восприятие, переживание и понимание мира со стороны его явлений и, прежде всего, в эмоционально-рассудочных формах. Теоретический уровеньобщественногосознанияпредставляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности и находит свое выражение в науке, а также на уровне идеологии в других формах общественного сознания. В реальной жизни теоретический иэмпирический уровни сознания тесно переплетаются, но в философском плане их следует различать.

Эмпирический уровень – более низкий по сравнению стеоретическим, но этим вовсе не принижается его значение и необходимость для повседневной жизни. На этом уровне, в зависимости от того, какая сторона общественного бытия в нем отражается, можно условно выделить обыденно-практическое знание, отражающее природные явления, и общественную психологию, в которой отражается общественная жизнь людей.

Обыденное знание возникает стихийно. Выражением его выступают знания, рождающиеся непосредственно в жизненном опыте, с позиций которого и рассматриваются явления природы. Поэтому далеко не всегда его выводы объективно истинны, так как они ограничены лишь эмпирическими обобщениями.

Общественная психологиятакже формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, включая в себя эмоциональное и рассудочное отношение к социальной действительности, ее оценку, чувства, настроения людей и социальных групп. Вот почему очень важно при выработке определенной политической линии, проведении общественных реформ изучать общественное мнение, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные действия политиков.

На теоретическом уровне в соответствии с вышеуказанным критерием также можно выделить науки, прежде всего естественные, и идеологию, представляющую собой систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ифилософских идей, в которых на концептуальном уровне осознаются и оцениваются отношения людей к социальной действительности. В классовом обществе идеология носит классовый характер, выражая интересы и формулируя цели определенных классов, разрабатывается их представителями – теоретиками-идеологами. Обладая относительной самостоятельностью, идеология оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Теперь разберемся с формами общественного сознания, которые являются различными способами духовного освоения действительности, т. е. их тождество в объекте отражения и начнем с указания на критерии их разграничения. Таких критериев несколько и применять их следует в комплексе, поскольку по различным аспектам дополняют друг друга.

Во-первых, формы общественного сознания различаются по предмету отражения.Так, например, политическое сознание отражает отношения между классами, социальными группами, выражающими их позицию партиями по поводу удержания или обретения власти, в то время как, например, мораль отражает прежде всего отношения между людьми со стороны уяснения таких понятий, как добро и зло, ответственность, справедливость и др.

Во-вторых, все формы общественного сознания различаются по специфическим формам отражения действительности. Так, наука отражает мир в абстрактно-логической форме (в виде понятий, законов, гипотез, теорий и т. д.): искусство - в художественно-образной форме:религия - в превратно-фантастической: мораль - в в форме нравственных чувств, норм, ценностей и идеалов.

В-третьих, формы общественного сознанияразличаются по конкретно-историческим условиям своего происхождения и развития.Так, например, самыми древними формами со знания являются искусство, религия, мораль как система запретов - табу, которые зародились еще при первобытнообщинном строе. Право, политика, наука, философия возникли в рабовладельческом обществе, в условиях разделения труда на умственный и физический и разложения общества на классы.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются по выполняемым ими социальным функциям. Например, наука выполняет такие функции, как познавательную, прогностическую и др.; искусство - эстетическую, гедоническую, воспитательную; мораль - регулятивную и воспитательную; религия - иллюзорно-компенсаторскую, психотерапевтическую, мировоззренческую; философия - мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и др.

Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга, оказывают огромное влияние на духовный облик конкретно-исторических личностей и общества в целом.

Наши рекомендации