Тема: Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.
Цели: познакомить с приёмом различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах; развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте текст.
- Как вы его озаглавили?
— Какова его основная мысль?
— Объясните написание слов с пропущенными буквами.
III. Актуализация знаний
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы в словах.
(За)пылали ж..лтыми к.хтрами высокие пижмы (в)дол.. д..рог. (В)л..стве деревьев по..вились первые л..мон..ые (от)метины.
- Разберите предложение по членам: вариант 1 — первое предложение, вариант 2 — второе предложение.
— Укажите падеж имён существительных.
— Разберите по составу слово лимонные.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте имена существительные.
Слон, день, дождь, учитель, агроном, концерт, инженер, трамвай.
— На какие две группы их можно разделить? (Одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.)
— Запишите эти существительные в два столбика, поставьте их в форму винительного, а затем родительного падежа, в скобках перед словами укажите вопросы.
(Учитель делает запись на доске.)
(что?) день, (чего?) дня
(что?) дождь, (чего?) дождя
(что?) концерт, (чего?) концерта
(что?) трамвай, (чего?) трамвая
(кого?) слона, нет (кого?) слона
(кого?) учителя, нет (кого?) учителя
(кого?) агронома, нет (кого?) агронома
(кого?) инженера, нет (кого?) инженера
— Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках. Какую особенность вы заметили? (Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором —разные.)
- Почему в первом столбике и в родительном, и в винительном падежах форма слова одинаковая? (Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на вопрос кого?)
- Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных? (Трудно различить родительный и винительный падежи.)
— Заполните таблицу.
Именительный падеж | Родительный падеж | Винительный падеж | |
Вопросы | |||
Предлоги | |||
Окончания | |||
Роль в предложении |
— В чём сходство этих падежей? (Одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном падежах.)
— Чем они отличаются? (Разные предлоги, роль в предложении.)
— Допишите в столбиках существительные женского рода земля, сестра.
— Что вы можете сказать? (У существительных женского рода в винительном и родительном падежах форма слова разная: в винительном падеже окончания -у, -ю, в родительном —и, -ы.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, чем отличаются винительный и родительный падежи, научиться различать имена существительные в родительном и винительном падежах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 201 (с. 111). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке склоняют слова. Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Как можно решить проблему различения этих падежей? С каким приёмом вы познакомились? (С приёмом замены одушевлённых существительных 2-го склонения существительными 1-го склонения.)
Упр. 202 (с. 111). (Коллективное обсуждение. Самостоятельное выполнение письменных заданий.)
Упр. 203 (с. 111).
— Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб. (Крестьянин, земледелец.)
— Как образовалось это слово? (Это сложное слово, состоит из двух корней.)
— Запишите слово хлебороб в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Прочитайте, какой текст вам нужно составить. (Проверка. Заслушиваются несколько текстов.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урокаРабота по учебнику
Упр. 204 (с. 112). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают предложения и определяют падеж имён существительных.)
— Как можно различить падеж одушевлённых имён существительных 2-го склонения с одинаковыми окончаниями?
— Сравните словосочетания слезает с конька и купил у Карла. Как ещё можно отличить эти падежи?
— Обратитесь к сравнительной таблице, которую мы составили в начале урока. Какие предлоги употребляются только с родительным падежом, а какие — только с винительным?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка.)
Упр. 205 (с. 112). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по орфографическому словарю. Можно использовать школьный орфографический словарик. Задание повышенной сложности выполняется по желанию и проверяется коллективно. Самооценка.)
— Выполните звуко-буквенный разбор слов: вариант 1 — шофёр, вариант 2 — трамвай.
VIII. Рефлексия
Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают падеж имён существительных.)
Любить отца, остаться без друга, уважать учителя, убегать от соперника, искать одноклассника, попросить соседа, выговор из-за малыша, поймать вора, узнать у брата.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как различить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода?
— Что на уроке было труднее всего?
Домашнее задание
Программный уровень: упр. 207 (с. 113). Уровень повышенной сложности: упр. 206 (с. 112).
_______________________