Концепция природы социальных представлений Э.Дюркгейма.
В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.
1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: · социальные факты являются внешними для индивидов; · социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны; · устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
2. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: · социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; · она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
3. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями.
Это означает признание того, что: · источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; · общество представляет собой автономную систему, управляемую своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.[7,с. 32] Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается не способным влиять на социальную реальность. Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности.
Дюркгейм выделял два типа такого давления.
Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом.
Во-вторых, это давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).[2,с. 54] Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией.
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно "композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы".