Концепция аномии Э. Дюркгейма

Первым из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.

До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.

Концепция аномии Р. Мертона

В XX в. значительный вклад в разработку концепта аномии внес американский социолог Р. Мертон, исследовавший дисфункциональные состояния общественных систем, возникающие в результате обострения социальных противоречий. В условиях кризиса и дисфункциональности общественной системы возрастает число индивидов, которые для решения своих жизненных задач и достижения имеющихся целей склонны использовать средства, ведущие к успеху кратчайшим путем. Чаше всего это оказываются противоправные средства.

Для Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Он выделяет несколько основных типов отношения между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп:

1) законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения;

2) противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств;

3) ритуальное поведение, предполагающее сосредоточенность на средствах при полном забвении тех целей, которым они должны служить;

4) эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям, и к средствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц);

5) бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами. Для концепции Р. Мертона характерно внимание к тому обстоятельству, что эффективность целепреследующей деятельности в большинстве случаев обусловлена способностью субъектов к нарушению морально-правовых норм.

6Классификация социальных отклонений

Термин «девиантное поведение» используется не только для обо­значения действий конкретного человека, но и для описания оп­ределенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «со­циальном отклонении». Социальные отклонения— это нарушения социальных норм, ко­торые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные мас­совые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрокра­тизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен.
Социальные отклонения имеют следующие признаки: исто­рическая детерминированность; негативные последствия для обще­ства; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.

Социальные отклонения характеризуются направлен­ностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий ха­рактер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволю­ционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный об­ряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействи­тельным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из под­тверждений радикальных перемен является отмена смертной каз­ни в некоторых государствах.

7Групповые концепции отклоняющегося поведения. Марксистские теории социальных отклонений

Групповой концепцииотклоняющегося поведения боль­шое внимание уделяется влиянию группы на личность. Считается, что лица, находящиеся в частом контакте во взаимодействии с пре­ступным миром, сами подвергаются его сильному влиянию. По данной концепции, личность будет впоследствии осуждена, если она вращается в таком обществе, где к преступлению и нарушению закона относятся более благожелательно, чем к его осуждению.

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собст­венным представлениям личности о «плохом» или «хорошем» и которые предлагают достаточно большой выбор источников поощ­рения или вознаграждения. Процесс вхождения в такую группу ус­коряется, если тот или иной индивид имеет определенные пробле­мы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния ока­зывает группа на личность. Агрессивность возрастает при объеди­нении в группу, которая ведет к снижению порога дозволенного.

В марксистских теориях поведениясоциальные отклоне­ния объяснялись спецификой отношений в обществе. Их нельзя рассматривать изолированно друг от друга, так как между ними существуют сложные взаимосвязи. В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением, прежде всего, условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчез­нут классовые различия и отомрет капиталистическое общество, то исчезнут и такие отклонения. Если в социалистическом обществе и существовала преступность, то она была обусловлена двумя факто­рами. Первое - как остаточное явление буржуазного общества, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, оз­лобление и эгоизм, корысть, стяжательство и подобные им мотивы поведения и способы осуществления. Это так называемая руди­ментная теория. Второе - существующим влиянием капиталисти­ческой идеологии и его образа жизни, которые опять же ведут к пе­речисленным выше требованиям отклонения от общих норм. Дан­ное предположение иногда называют концепцией «загрязнения».

По западным представлениям, марксистские теории откло­няющегося поведения возникли на основе концепции «лабелинга» - «наклеивания ярлыков», «запятнанной репутации» (Э. Гофман), так как основываются на объединении и «социальном равенстве» различных слоев общества, которые сохраняются с помощью под­держки одностороннего (сверху вниз) распределения экспроприи­рованных у производителя материальных благ. При этом осущест­вляются распределение и определение характера преступности в соответствии с критериями классовой юстиции, которая поддержи­вается властью или группами, стоящими у власти. Как генетиче­ское послесловие своего происхождения функционирующее до сих пор законодательство скорее направлено на защиту существующей системы, чем на защиту прав человека.

8Современные западные теории девиантного поведения

Сегодня в условиях глобализации появляется огромное количество примеров широкого распространения девиантных групп. Наиболее острой проблемой на данном этапе в мире, в особенности в странах Запада и Европы, является развитие субкультур в молодежной среде. В Европе сегодня каждый третий представитель молодежи причисляет себя к той или иной субкультуре. И количество приверженцев этих субкультур постоянно растет. Многими социологами в мире признается существование подобных субкультур как одного из признаков формирования новой контркультуры – на подобие хиппи в восьмидесятые годы прошлого столетия.

Одной из основных теорий девиантного поведения является теория социальной девиации или теория, определяющая, что поведение субъекта вызвано протестом или каким-либо противодействием процессам, проходящим в данной среде. Наиболее интересно в данной ситуации провести анализ процессов проходящих в обществе за последние десять лет. Сегодня наш мир есть глобальная финансовая площадка, в которой каждый индивид должен и запрограммирован на осуществление большого объема заранее известных действий: учеба в дошкольном учреждении, в школе, после в высшем учебном заведении, работа и дальнейшее налаживание личной жизни. Проблема заключается в том, что современное общество воспринимает данный алгоритм, как единственно правильное действие, и любое отклонение от него уже воспринимается как девиация. Понятно, что в данной ситуации в мире возникло огромное количество людей противящихся данной идеи бытия и достижения успеха. И миром это стало восприниматься как девиантное поведение.

Таким образом, можно прийти к выводу, что современное общество с глубокими меркантильными ценностями уже не является абсолютным и неопровержимым. Существующие субкультуры не способны влиять на общество и поэтому воспринимаются как девиантными. В общем можно прийти к выводу, что девиантное поведение не имеет определенные черты и не всегда является характеристикой для неэффективного взаимодействия в социуме. Теория девиации как одна из основных в психологии личности несет в себе большую ценность, чем просто теория об отклонениях в психологии личности.

9Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные вразличного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

Ксоциальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Наши рекомендации