Теория социальных представлений

Л.М. Рудина

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

[ФГОС] Коммуникативная компетентностьУмение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).

Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно различаются между собой.

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:

• лингвистический,

• дискурсивный,

• прагматический,

• стратегический,

• социокультурный.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность объединяет три параметра:

· Коммуникативная гибкость.

· Коммуникативная грамотность.

· Адекватность социальных репрезентаций.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Теория социальных представлений

А. [Московичи (Moscovici) Серж]Самые ранние работы Московичи о социальных представлениях касались вопроса, как объяснения поведения, принятые в психоанализе, становятся повседневными объяснениями, используемыми широкой публикой во Франции.

В более поздних исследованиях Московичи в центре внимания были способы, которыми «обыденные» значения атрибутируются личностям, группам и событиям в культурной группе. В теории Московичи важным с точки зрения этнопсихологии является то, что коллективные культурные представления описываются им как бессознательные и связаны с навыком, получаемым в процессе социализации, видит окружающий мир под особым углом зрения, улавливать и передавать специфические культурные значения. В. [Скребнер] различает три типа социального представления, которые он именует: «культура», «традиция» и «мода». Культурные представления могут быть более постоянными, традиционные представления проходят через несколько поколений, в то время как мода охватывает быстро изменяющиеся представления, которые, благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ.С. [Емельянова Т. П.] Социальные представления – это элементы общественного сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, которые в совокупности составляют и объясняют социальнуюреальность.

Социальное представление обладает динамичностью, то есть способностью трансформироваться либо разрушаться. Поэтому целесообразно рассмотреть структуру социальных представлений.

D. [Ганзен В. А., Мироненко И. А.]: представление, или вторичный образ – это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств. Как и восприятие, представление наглядно. Однако от восприятий оно отличается меньшей яркостью, фрагментарностью (при наличии целостного образа объекта в нем могут отсутствовать некоторые детали), неустойчивостью (ему присуща изменчивость, «текучесть» деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия также обобщенностью. Обобщенность образа может быть выражена в разной степени, а именно – от конкретного представления предмета в условиях частного момента до абстрактного образа целого класса объектов. Представления полимодальны, т.е. включают в себя тактильно-кинестетические, визуальные, слуховые и прочие составляющие. Но в каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: так, выделяются слуховые, вкусовые и другие представления. 2. Социальная когницияФундаментальный социальный когнитивный процесс, действующий в межгрупповой интеракции — это социальная категоризация. Социальной категоризацией [Tajfel, H.] является «упорядочивание социального окружения на основе группирований личностей таким образом, который осмыслен для индивида». На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории создались, они оказывают «настраивающий и фильтрующий эффект» на людские перцепции.Можно выделить пять типов схем, которые используются в социальном познании: личностные схемы, событийные схемы, схемы свободного содержания или процедурные схемы, self-схемы, и ролевые схемы. Социальная когниция представляет собой схематизацию социального окружения индивида, облегчающую ему ориентацию во внешнем мире. Она, в свою очередь, влияет и на ментальные схемы, причем в данном случае культурная детерминация таких схем очевидна.

Стереотипизация

Стереотипы могут рассматриваться как особые типы ролевых схем, которые организует предшествующее знание и ожидания личности о других людях, подпадающих под конкретные социально определенные категории.Социальное стереотипирование имеет место, когда комплекс черт, ролей, эмоций, способностей и интересов атрибутируются индивидам, которые категоризируются на основании легко идентифицируемых характеристик.

Восприятие будет настолько верным, насколько высока степень применимости данного стереотипа для конкретной ситуации.

Считается, что индивиды, принадлежащие к стереотипированной группе, являются похожими друг на друга и отличными от других групп по ряду атрибутов. Социальные стереотипы и связанные с ними атрибуты активируются в социальных ситуациях, где групповое членство является «выпуклым».

Социальное восприятие – процесс сопоставления, объединения и интерпретации информации о других людях для создания мнения о них.

Наши рекомендации