Возражение некоему невежде б области диалектики
Некие современные ученые, будучи не в состоянии постичь силудоказательств диалектики, проклинают ее настолько, что считают все ееположения скорее софизмами и обманом, нежели доводами разума. Эти слепыеповодыри слепцов, не знающие, как говорит апостол, ни того, о чем ониговорят, ни того, что они утверждают, осуждают то, чего они не знают, ичернят то, чего не постигают. Они считают смертельным испробовать то, чегоони никогда не вкушали. Все непонятное им они называют глупостью и все дляних непостижимое полагают бредом. Так обуздаем же дерзость этих лишенных разума людей свидетельствамиСвященного Писания, на которое, по их признанию, они больше всего опираются,потому что мы не в силах опровергнуть их доводами разума. Пусть они наконецпризнают искусство диалектики, так сильно порицаемое ими (как противоречащееСвященному Писанию), поскольку церковные учители восхваляют ее и считаютнеобходимой для этого писания. Ведь блаженный Августин решился превознестиэто знание великими похвалами и признал, что по сравнению с прочимиискусствами только оно одно дает возможность познания и только его односледовало бы назвать знанием... Он же во второй книге "О христианском учении" заявляет, что из всехискусств для Священного Писания особенно необходимыми являются диалектика иарифметика. Одна -- для разрешения вопросов, другая -- для разъясненияаллегорических тайн, которые мы часто находим в природе чисел; и тем болееон превозносит диалектику, чем более необходимой считает ее для разъяснениявсех сомнений в исследованиях... Наука рассуждения больше всего имеет значения для проникновения вовсякого рода вопросы, имеющиеся в Священном Писании, и для разрешения их...Диалектика и софистика весьма сильно отличаются друг от друга, так какпервая заключается в истинности доводов, вторая -- в подобии их; софистикаучит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путемразличения истинных доказательств учит опровергать ложные. Однако и то идругое знание, а именно как диалектика, так и софистика, ведут к умениюразличать доказательства, и только тот сможет разобраться в них, кто будет всостоянии отличить ложные и обманчивые доказательства от истинных итребуемых... Что же тот понимает под словами мудрости и хитросплетениями слов, еслине различие между истинными и ложными доказательствами? А они, как мысказали, так переплетены друг с другом, что тот, кто не знает одних, несможет различить других, так как для познания любых предметов необходимопознание им противоположных. Ведь никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о покое,в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетелям,что легко обманывают многих своим подобием; также и ложные доказательствасвоим сходством с истинными очень многих вовлекают в заблуждение. Поэтомуразличие мнений имеет место не только в области диалектики. Даже и вхристианской вере имеют место многочисленные заблуждения, так каккрасноречивые еретики сетями своих утверждений завлекают в различные сектымногих простаков, которые, не будучи искушены в доказательствах, принимаютподобие за истину и ложь за разумное. Бороться с этой чумой в спорах наспобуждают также сами церковные учители, чтобы то, чего мы не понимаем вПисании, мы постигали бы не только молясь Господу, но и исследуя это припомощи рассуждений... Наконец, кто же не знает, что как первые, [диалектики], так и вторые,[софисты] , равно получили свое наименование от самого искусстварассуждения? Ведь самого Сына Божьего, которого мы называем Словом, грекиназывают Логос (logos), т.е. началом божественной мысли, или божественноймудростью, или разумом. Поэтому и Августин в книге "83 вопроса" в сорокчетвертой главе говорит: "Вначале было Слово, которое греки называют Логос".Он же в книге против пяти ересей говорит: "Вначале было Слово. Грекиправильнее говорят "Логос". Ведь "логос" означает и слово, и разум". ИИероним в послании к Паулину о Священном Писании говорит: "Вначале былоСлово, Логос, обозначающее по-гречески многое. Ибо оно является и словом, иразумом, и исчислением, и первопричиною всех вещей, благодаря коейсуществует все, что существует. Все это мы правильно мыслим во Христе". Ведь подобно тому как Господь Иисус Христос называется словом Отца(по-гречески "логос"), точно так же Он называется и софией (sophia), т.е.мудростью Отца, и потому к Нему, несомненно, больше всего относится танаука, которая даже по наименованию связана с Ним и по происхождению отслова "логос" названа логикой. И подобно тому как от Христа возниклоназвание "христиане", так и логика получила название от "логоса".Последователи ее тем истиннее называются философами, чем более истиннымилюбителями этой высшей мудрости они являются. Эта величайшая мудростьнаивысшего Отца, когда она облекается в нашу природу для того, чтобыпросветить нас светом истинной мудрости и обратить нас от мирской любви клюбви в отношении Его самого, конечно, делает нас в равной степенихристианами и истинными философами... Сам Господь Иисус Христос побеждал иудеев в частых спорах и подавил ихклевету как писанием, так и разумным доказательством и... укрепил веру вСебя не только могуществом чудес, но особенно силой слов. Почему же Онпользовался не только чудесами, делая то, что больше всего подействовало бына иудеев, просивших у Него знамения, как не потому, что Он решил наставитьнас собственным примером, каким образом мы должны привлекать к вере припомощи разумных доказательств тех, которые ищут мудрости? Различая это,апостол говорит: "Ибо иудеи требуют чудес, а эллины ищут мудрости", т.е.последние укрепляются в вере преимущественно доказательствами, подобно томукак первые -- чудесами. Когда же не хватает знамений чудес, то нам остается единственный способсражаться против любых противников: победить словами то, что мы не можемпобедить деяниями, в особенности когда у разбирающихся людей ббльшую силуимеют разумные доказательства, чем чудеса, относительно коих можно легковпасть в сомнение, не сотворены ли они дьявольским наваждением.