Кафедра специальной педагогики, психологии
И теоретических основ обучения
Студент группы Лаз - 14 – 1
Вечтомова Елена Андреевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «ЛОГОПедия»
Тема: «Формирование интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии».
Работа защищена с оценкой «________________________»
Руководитель___________________________
«_____»_________________2016 г.
Новокузнецк 2016 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..2
1. Теоретическое рассмотрение проблемы формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………..6
1.1 Понятие интонационной стороны речи, её структурные компоненты……………………………………………………………………...6
1.2 Стертая дизартрия. Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………………………………………………………….. 18
1.3 Анализ методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………….27
2. Экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………
2.1Диагностические методики по выявлению особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………...
2.2 Содержание работы по формированию интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложения
Введение
Интонационная сторона речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.
У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом испытывают дошкольники, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит определить целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.
Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Преодоление расстройства интонационной стороны речи является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.
Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Цель: подбор комплекса необходимых методик для формирования интонационной стороны речи у детей.
Объект исследования: интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования: формирование интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы.
Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией может быть эффективной, если будут соблюдены следующие условия:
- учет этапов работы по формированию интонационной выразительности речи;
- использование различных средств формирования интонационной выразительности речи (упражнения, дидактические игры, логоритмика и т.д.);
-усложнение речевого материала: от односложных слов до многосложных, а так же словосочетаний и фраз с различными комбинациями по месту ударения в словах.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
2. Подбор комплекса методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Провести логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. На основе анализа результатов обосновать необходимость формирования интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией
5. Провести экспериментальное обучение по развитию интонационной стороны речи в условиях логопедического детского сада.
6. Оценить эффективность логопедического воздействия.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретический: анализ логопедической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
Эмпирический: анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.