Кафедра специальной педагогики, психологии

И теоретических основ обучения

Студент группы Лаз - 14 – 1

Вечтомова Елена Андреевна

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ЛОГОПедия»

Тема: «Формирование интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии».

Работа защищена с оценкой «________________________»

Руководитель___________________________

«_____»_________________2016 г.

Новокузнецк 2016 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2

1. Теоретическое рассмотрение проблемы формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………..6

1.1 Понятие интонационной стороны речи, её структурные компоненты……………………………………………………………………...6

1.2 Стертая дизартрия. Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………………………………………………………….. 18

1.3 Анализ методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………….27

2. Экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………

2.1Диагностические методики по выявлению особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………………………………...

2.2 Содержание работы по формированию интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Приложения

Введение

Интонационная сторона речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом испытывают дошкольники, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит определить целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.

Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.

Преодоление расстройства интонационной стороны речи является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Цель: подбор комплекса необходимых методик для формирования интонационной стороны речи у детей.

Объект исследования: интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: формирование интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией может быть эффективной, если будут соблюдены следующие условия:

- учет этапов работы по формированию интонационной выразительности речи;

- использование различных средств формирования интонационной выразительности речи (упражнения, дидактические игры, логоритмика и т.д.);

-усложнение речевого материала: от односложных слов до многосложных, а так же словосочетаний и фраз с различными комбинациями по месту ударения в словах.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2. Подбор комплекса методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

3. Провести логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

4. На основе анализа результатов обосновать необходимость формирования интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией

5. Провести экспериментальное обучение по развитию интонационной стороны речи в условиях логопедического детского сада.

6. Оценить эффективность логопедического воздействия.

В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретический: анализ логопедической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме;

Эмпирический: анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

Наши рекомендации