Почему Махапрабху принимал прасад Шивы
Ступая походкой сильного молодого льва, Господь Чайтанья прибыл в деревню Экамрака (Экамра-канана), где вечно обитают Шива и Парвати.
Подходя к городу, Гауранга издали увидел купола храма Шивы и бросился бежать в этом направлении, переполняемый страстным желанием увидеть храмовое божество. Над куполам храма развевался флаг; перед тем, как войти в город, Махапрабху распростерся на земле. Кроме основного лингама – Вишвешвары, в городе было десять миллионов других лингамов, божеств Шивы.
Богобоязненный человек страшится, как бы не совершить оскорбление в городе, где каждый камень может оказаться лингамом.
Земля Экамраки подобна сандешу. В местном озере Бинду Сароваре обитают воды всех святых мест. Следует понимать, что здесь же находятся все святые места.
Господь Гауранга поклонился божествам Шивы и Парвати. Видя Шиву и Парвати, все преданные забыли о своей усталости. Гауранга оцепенел и стал шататься их стороны в сторону в экстазе, когда Он смотрел на Махеша. Махапрабху непрерывно произносил молитвы, Его губы дрожали, слезы хлынули их глаз, а тело покрылось испариной.
В это время преданные, спутники Махапрабху, тоже произносили молитвы Господу Шиве. Пуджари Шивы вышел и с почтением предложил Господу Гауранге прасад Шивы – благовония. Сандаловую пасту и благоухающую цветочную гирлянду.
Затем Господь отправился в дом местного преданного. Там Он принял немного риса и лег отдохнуть. Следующим утром Гауранга принял омовение в водах Бинду-Саровары, поклонился божеству Махадевы и продолжил Свой путь в Нилачалу.
Теперь, пожалуйста, выслушайте историю в этой связи. Однажды Дамодара Пандит спросил Мурари Гупту: «Мурари, скажи мен, почему Господь Чайтанья принял нирмалью (прасад) Шивы? Ведь известно, что в результате проклятия Бхригу Муни прасад Шивы стал нечистым и потому неприемлемым для шуддха-брахманов.** Махапрабху – Господь всех брахманов – почему же Он нарушил это предписание?»
Мурари Гупта отвечал: «Мой дорогой друг, Дамодара Пандит! Кто я такой, чтобы знать ум Махапрабху?! Я отвечу тебе в соответствии с моим пониманием. Если ты посчитаешь, что мой ответ будет верным, помести его в сердце.
Если кто-то проводит различие между Господом Хари (Кришной) и Господом Харой (Шивой) и по этой причине отказывается принимать прасад Шивы, совершает оскорбление Шивы, и на него распространяется проклятие Бхригу Муни. Почему это так? Потому что его сознание осквернено. Он не осознает славы Господа Шивы. Но тот, кто видит Кришну и Шиву равными друг другу, и с верой принимает прасад Шивы, становится очень дорог как Кришне, так и Шиве. Тот, кто подносит пищу Шиве, видя в нем величайшего вайшнава, вкушая остатки этой пищи, освобождается от всех своих грехов. В действительности, когда Господь Шива увидел Шри Чайтанью Махапрабху, он с радостью принял Господа как своего дорогого гостя. Проклятие Бхригу Муни распространяется только на материалистов, лишенных сознания Кришны. Если же кто-то поклоняется Шиве в дружеском расположении духа, он несомненно обретает любовь к Шри Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху пришел в мир для того, чтобы учить людей этому пути, ведущему к совершенству». Так Мурари Гупта отвечал на вопрос Дамодары Пандита.
Дамодар Пандит сказал: «О Мурари, спасибо тебе. Ты развеял мои сомнения. Этим ты доставил радость мне и всем остальным».
Посетив храм Капотешвары (Шивы), Махапрабху склонился перед Махадевом и, приняв омовение в чистых водах реки Бхаргави, направился в Джаганнатха Пури. Так Лочана дас Тхакур описывает трансцендентные деяния Шри Гаурахари.
__________
* Лочана дас Тхакур, «Чайтанья-мангала» (Мадхья-кханда, глав 16).
** Во время скандального жертвоприношения Дакши, Бхригу Муни в ответ на проклятия Нандишвары произнес такие слова: «Те, кто дает какой-нибудь обет ради того, чтобы умилостивить Господа Шиву, и те, кто следует примеру Господа Шивы, станут атеистами и будут нарушать трансцендентные предписания шастр. Те, кто дал обет поклоняться Господу Шиве, настолько глупы, что попытаются подражать ему, отращивая длинные волосы. Они начнут пить вино и употреблять в пищу мясо. Путь, указанный в Ведах, - это чистый и высший путь, которым идут святые люди, и, понося ведические предписания, приверженцы Бхутапати (Шивы), несомненно, опустятся до атеистических представлений». («Шримад-Бхагаватам», 4.2.28, 29, 32).
__________
Шива-таттва – особая таттва*
Дхараишйати те вегам
рудрас тв атма шариринам
йасминн отам идам протам
вишвам шатива тантушу
«Подобно хлопчатобумажной ткани, состоящей из продольных и поперечных нитей, эта вселенная, в длину и ширину покоится на энергиях Верховной Личности Бога. Господь Шива является воплощением Господа Вишну и поэтому неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце каждой воплощенной души. Он сможет сдержать твои воды».**
Комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады:Воды Ганги покоятся на голове Господа Шивы. Господь Шива является воплощением Верховной Личности Бога, который поддерживает вселенную посредством Своих многообразных энергий. «Брахма-самхита» (5.45) говорит о Шиве так: