Конструктивистская философия интерпретации
Иной смысл приобретает понятие конструкции в философии интерпретации Г. Абеля и методологии интерпретационистских конструктов X. Ленка2. Процессы понимания мира, себя и других называются Абелем «креативно-конструктивными процессами интерпретации». Точнее, это такие процессы, «в которых мы феноменально выделяем, идентифицируем и реидентифицируем нечто как определенное нечто, применяем к нему предикаты и обозначения, что-то приписываем, конструируем связи, классифицируем путем разделения на классы и затем применительно к таким образом сформированным мирам получаем мнения, убеждения и обоснованное знание»3. Полученная в результате всего этого констелляция интерпретативных конструктов располагается на разных уровнях некоторой модели и может там рассматриваться как результат основного процесса организации, структурирования и концептуализации реальности и опыта. Так, на одном уровне размещаются конструктивные действия в области восприятия и ощущения, в которую тем самым оказываются включены моменты концептуализации. Это процессы ограничения, ассоциации, различения, предпочтения, анализа, синтеза и проекти-
1 См.: Goodman N. Ways of Worldmaking. Indianapolis, 1978. P. 75.
2 См.: Lenk H. Interpretationskonstrukte. Frankfurt a/M, 1993.
3 Abel G. Was ist 1 nterpretationsphilosophie? // Zeichen und Interpretation; J. Simon (Hg.). Frankfurt a/M, 1994. S. 16f.
Раздел 1. Категориальные сдвиги
рования. Всякий предмет восприятия рассматривается как продукт перцептивной конструкции и интерпретации, в который входят как логические, так и эстетические компоненты. На другом уровне могут быть расположены мышление и теоретическое конструирование, специфика которых определяется сенсорным дефицитом. Замена восприятия концептом имеет в то же время прагматический характер и ориентируется на критерии когерентности, последовательности и эмпирической истинности.
Согласно интерпретативной философии Абеля, отдельный уровень соответствует пространственно-временной локализации, категоризации и классификации, т.е. деление народы и виды также является формированием интерпретативных конструктов с точки зрения определенных целей. Они в свою очередь опираются на глубоко лежащую интерпретативную практику жизненного мира. Конкретные типы реальности являются, таким образом, продуктами интерпретативных конструктов на различных уровнях человеческого мира. Реальность оказывается зависимой от функций систем описания, обозначения и интерпретации. Эти системы коренятся в «изначально-продуктивных» категоризирующих функциях знаков, которые предполагаются любой «организацией опыта», глубоко заложены в жизненной практике и выбираются непроизвольно, что позволяет избежать релятивизма. Исходя из того что креативно-конструктивные процессы включаются в когнитивные, науки и искусства могут быть поняты как «проявление продуктивной и ориентировочной активности человеческого бытия-в-ми-ре»1, как различные «способы миросозидания».
Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм сформировался в рамках социально-гуманитарных наук. Его исходной предпосылкой является своеобразный фундаментализм, во многом отброшенный в философии естествознания. Обществоведы, отказавшись от социального атомизма и индивидуализма, сегодня в основном исходят из понятия социума как целого, которое больше суммы своих частей. Такое понятие общества может использоваться как эксплананс
1 AbelG. KonstruktionenderWirklichkeit//Wirklichkeit, Bild, Begriff; E. Sedlmayr (Hg.). Berlin, 1997. S. 76.
Глава 7. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы 1 i)
при объяснении частных социальных феноменов (практических действий, актов речи, экономических структур, религиозных убеждений); каждый из них при этом конструируется из совокупности выполняемых им социальных функций, или ролей.
Методы социального конструирования оказались востребованы в социологии научного знания начиная со второй половины 1970-х гг., причем каквэкстерналистском (Б. Варне, Д. Блур),так и интерналистском (Б. Латур1, С. Вулгар, К. Кнорр-Цетина) направлении данной дисциплины. В первом из них конструирование когнитивных феноменов от первобытной магии до современной науки строилось в форме их редукции к набору убеждений и верований («социальных образов»), принятых в рамках некоторой социокультурной группы и выражающих собой ее основные параметры (внешнюю границу и внутреннюю структуру, по М. Дуглас). Во втором направлении объяснение научных теорий и фактов исходит из самой структуры научного сообщества, которая, правда, в значительной степени скопирована с общества в целом. В частности, в нем фундаментальная роль принадлежит коммуникации между учеными, в которой выражаются их субъективные интересы и стремления (к успеху, благосостоянию, положению и т.п.). Поэтому в процессе научного общения первоначальные факты до неузнаваемости трансформируются: от протокола лабораторных наблюдений до итогового отчета перед ученым советом или научным фондом пролегает дистанция огромного размера.
Социология научного знания, казалось, справилась с наиболее трудной задачей, которая стояла перед социологическим объяснением естествознания. Подобно тому как ранее разные формы политической и религиозной идеологии были разоблачены с помощью редукции к социальным потребностям и интересам, так и теперь понятия научной онтологии (атом, кварк, материя, ген, естественный отбор, нейрон, вирус) были провозглашены социальными конструктами. Открытие в них социального содержания и даже их полное сведение к социальным образам и аналогиям открывало дорогу к превращению естествознания в обществозна-ние. Правда, тем самым на обществоведов возлагалась чрезвычайно трудная задача - перевести все результаты и методы естественной науки (в том числе современной) на язык социологии. Эта
В позднейших работах он склоняется к отказу от данной позиции.
Раздел.!. Категориальные сдвиги
практическая сложность обременялась еще не изжитыми методологическими заблуждениями: провозглашение специфики социального как предмета обществознания шло рука об руку с отрицанием специфического предмета наук о природе1. Методологический фундаментализм и редукционизм, превращенные из метода социальной критики в способ построения систематического теоретического знания, оборачивались против самих себя. Ведь и понятия социальных и гуманитарных наук также должны допускать социальную интерпретацию. Само понятие общества есть, таким образом, социальный конструкт, происхождение которого нельзя объяснить иначе как из самого себя. Этот мыслительный ход и был сделан Н. Луманом, концепция которого явилась особым типом социально-радикального конструктивизма. Ему пришлось вернуться к своеобразному социальному атомизму и допустить, что само общество есть конструкт, продукт отдельных коммуникативных актов2, в то время как коммуникация уже предполагает социальные связи.