Работа с учебными пособиями, научной литературой
Рекомендации
Обращение к учебным пособиям, монографиям, научной периодике направлено на углубление представлений по поставленным вопросам практических занятий.
Требования к качеству выполнения
Основной результат работы с учебными пособиями, монографиями, научной периодикой – выписка (цитата) по заданным вопросам, проблеме. Вид, форма, объем выписки определяется учебными задачами.
1. Исходные формулировки проблемы, задачи для поиска информации в дополнительной литературе следует взять из рабочей программы или из методических указаний к практическим (семинарским) занятиям.
2. При обращении к учебным пособиям, монографиям, научной периодике следует вначале произвести библиографический поиск и построить библиографический список по итогам библиографического поиска.
3. Ознакомившись с литературой, следует сделать выписки из тех источников, которые соответствуют поставленной задаче.
4. Из множества выписок выбрать наиболее точную и перенести в конспект лекций, в тетрадь для подготовки к семинарским занятиям или процитировать в докладе, реферате.
5. Процитированное издание должно быть внесено в список литературы.
Подготовка к практическим занятиям (семинарам)
Рекомендации
Семинар направлен на формирование компетенции «способность к самоорганизации и самообразованию».
Семинар - изложение подготовленного в домашних условиях материала с последующим открытым обсуждением. Во время семинаров производится разбор философских проблем в углубленной и систематической форме.
Сообщения участников семинара должны вызывать интерес, могут сопровождаться репликами и приводить к диспутам, острым обсуждениям. Семинар заканчивается комментариями и заключением преподавателя.
Функции семинара:
1. Познавательная функция.
2. Воспитательная функция.
3. Контроль за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов.
Порядок проведения семинара:
1. Выступление (доклад) по основному вопросу.
2. Вопросы к выступающему.
3. Обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему.
4. Заключительное слово докладчика.
5. Заключение преподавателя.
Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров - конференций, коллоквиумов, деловых игр.
На обсуждение выносится 3 - 5 докладов по 10 - 12 минут. Кроме докладчиков могут назначаться содокладчики и оппоненты. Они знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.
В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.
Требования к качеству выполнения
1. При подготовке к семинару в рабочей тетради приведены формулировки вопросов (тем докладов).
2. По каждому вопросу должны быть выписаны определения ключевых понятий (категорий).
3. По одному или нескольким вопросам должен быть подготовлен доклад (выступление). Критерии качества подготовки доклада – ниже.
4. При подготовке доклада (выступления) обучающийся должен составить библиографический список и проанализировать источники.
5. На основе обобщения учебного материала и приведенных цитат построить план выступления (доклада) и конспект доклада.
6. Обучающийся должен выступать в ходе семинара с докладом.
7. Обучающийся должен принимать участие в обсуждениях других докладов.
8. Обучающийся должен уметь рецензировать выступление других докладчиков.
9. Обучающийся должен продемонстрировать умение пользоваться мыслительными логическими операциями анализа, синтеза, сравнения.
10. Обучающийся должен продемонстрировать умение доказательно вычленять и формулировать проблемы, находить пути решения проблем, рассуждать и обосновывать своё заключение.