Структура эмпирического знания. Проблема факта.

Соотношение чувственного и эмпирического знания.

Чувственное и эмпирическое знания достаточно близки по своему содержанию, однако, из-за различия их онтологий и качественного различия форм их существования (первое — множество чувственных образов, второе — множество эмпирических высказываний), между ними нет отношения логической выводимости одного из другого. Поэтому эмпирическое знание нельзя понимать как логическое обобщение данных наблюдений и экспериментов.

Для чувственного и эмпирического видов знания характерно другое отношение — логическое моделирование чувственных данных с использованием некоторого языка. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно-дискурсной моделью чувственного знания.

Структура эмпирического знания.

Эмпирическое знание имеет сложную структуру, состоящую из 4 уровней.

1. Простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания, так называемые «протокольные предложения», содержанием которых является дискурсная фиксация результатов единичных наблюдений. При составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения. Также следует отметить, что в науке наблюдения и эксперименты осуществляются в ней отнюдь не случайно, бессистемно, а в подавляющем большинстве случаев целенаправленно, для подтверждения или опровержения какой-то идеи, гипотезы.

2. Более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это — обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.

3. Еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.).

Научные законы — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности: «Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — электропроводные» и т. п. Научные эмпирические законы являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание.

4. Самым общим уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов. Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипотетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической силы, в лучшем случае — только подтверждающую.

Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем качественными, так как отличаются лишь степенью общности представления одного и того же содержания (знания о чувственно наблюдаемом). Отличие же эмпирического знания от теоретического является уже качественным, то есть предполагающим их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам (онтологиям). Можно сказать, что различие между эмпирическим и теоретическим знанием является даже более глубоким, чем различие между чувственным и эмпирическим знанием.

Проблема факта.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения:

1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты сознания).

2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.

3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Факт становится научным тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания. Собрание эмпирических фактов, как бы обширно оно ни было, без интеллектуальной деятельности не может привести к установлению каких-либо законов и уравнений.

В научном познании факты играют двоякую роль:

1) совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий;

2) факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что ее надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно не зависим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.

Любой факт, будучи детерминирован реальной действительностью, практикой, так или иначе связан с определенными теоретическими представлениями, однако всегда необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфические проявления, и факты знания как отражение этих проявлений в сознании человека. Ученый, собрав определенное количество фактов, включает собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение, соответственно, он при поиске фактов всегда руководствуется определенными целями, задачами и идеями.

Источники:

— Основы философии науки. Под редакцией Лебедева.

— Философия науки в вопросах и ответах. Кохановский.

Наши рекомендации