Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.

Метатеор. Уровень состоит из 2 основных подуровней:

общенаучного знания;

Частнонаучнач и общенаучные картины мира;

Частно научная картина мира (ЧНКМ) -совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Например: основу физич картины мира классического естествознания образует принципы механики Ньютона, основу биологич картины мира естествознания составила теория эволюции Дарвина. ЧНКМ задает истинный определенный категориальный тип видения конкретной наукой ее эмпирических и теоретич объектов, гармонизируя их между собой.

Общенаучная картина мира (ОНКМ), как правило, одна из ЧНКМ, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. Например, для всего классического естествознания физическая картина мира, основанная на онтологии механики Нютона, рассматривалась как общенаучная. Однако наличие конкурирующих фундаментальных парадигм в самой физике ( клас и неклассич физика), подорвали доверие представителей других наук к физической картине мира как общенаучной. Сейчас, утверждается мысль что ОНКМ должна включать в себя принципы картин мира всех фундаментальных наук.

Частно научные и общенаучные гносеологич, методолог, логич, аксиологич принципы.

Эти принципы существенно отличаются не только для различных наук, но и для одной науки в разное время. Пример: предмет древнеегипетской и древнегреческой геометрии был один: пространственные свойства и отношения. Но др. египтяне получали знание путем многократных измерений, а др греки аксиоматическим методом выведения всего геометрич знания из простых и самоочевидных геомет аксиом.

философские основания науки-это особый тип промежуточный между философией и наукой род знания, котой не является ни читофилософским, ни чисто научным. (пример: Аксиомы евклидовой геометрии интуитивно очевидны; вероятностные законы- индетерминистичны). Существуют 3 различных мнения включать ли фил осн в структуру научного знания: 1)Нет: иначе науке грозит рецидив натурфилоствования,2) Да: фил осн служат обоснованию теорет конструкций, расширяют когнитивные ресурсы и познавательный горизонт, 3) промежутолчный: надо включать в моменты научных революций, в период становления фундаментал теорий, а при достижении зрелости- не надо. Верно ответа нет, но ясно одно: без философских оснований науки нарушается целостность знания ицелостность культуры, по отношению к которым философия и наука выступают лишь ее частными аспектами.

Стиль мышления —1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.

Типы рациональности делятся: А) взависимости от исторического периода (диахронное):

классический тип научной рациональности. Принцип тождества мышления и бытия. Идеальный план работы мысли. Изменения: Античный Космос отождествлен с природой. Человеческий разум потерял свое космическое измерение, наделялся статусом суверенности (появление Объективизма). Появление эксперимента. Однозначность содержания истинного знания. Отказ от объяснения цели

неклассический тип рациональности. Включение взаимодействия объекта с прибором, связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого( отвержение объективизма, как идеологию). «Непрозрачность» бытия, отказ от идеальных моделей и проектов. Признание относительной истинности теорий и картины природы.

постнеклассический тип рациональности. Использование исторической реконструкции, как типа теоретического знания, в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц => изменение картины мира. Возникновение нового направления в научных дисциплинах: Синергетика. Субъект познания становится главным участником протекающих событий. Использование ЭВМ. Смена ценностно-нейтрального исследования.

Б)в зависимости от вида науки (синхронная):

1) Логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальность, доказательность.

2) Естественно-научная: эмпирическая предметность, опытная верифицируемость.

3) Инженерно-технологическая: вещная предметность, практическая эффективность, конструктивная системность.

4)Социально-гуманитарная: социальная предметность, рефлексивность, культурологическая обоснованность.

Наши рекомендации