Как в посмодернистской философии называется прием предлагающий графической выражение отрицания смысла понятия?
a) зачеркивание;
b) подчеркивание;
c) выделение цветом;
Сторонники какой теории антропогенеза считают, что человек и все живое появились благодаря творческому акту Бога?
a) эволюционизм;
b) дарвинизм;
c) панспермия;
d) креационизм;
Список персоналий
Августин Аврелий (345-430 гг.) | Средневековый христианский теолог и философ, представитель патристики. |
Анаксимандр (610 – 540 до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы. |
Анаксимен (2 пол. VI в. до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы. |
Аристотель (384-322 гг.) | Древнегреческий философ, классический ученый-энциклопедист. |
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 гг.) | Русский религиозный философ. |
Будда | Имя, данное основателю буддизма Сиддхархе Гаутаме (623 – 544 до н.э.) |
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) | Русский религиозный философ, богослов. |
Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) | Английский философ, ведущий представитель эмпиризма. |
Вебер Макс (1864-1920 гг.) | Немецкий социолог, историк, философ. |
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) | Австралийский философ-неопозитивист, логик; представитель аналитической философии. |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778 гг.) | Французский философ-просветитель, писатель, публицист. |
Гегель Георг (1770-1831 гг.) | Представитель немецкой философии, создатель диалектической теории. |
Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель стихийной диалектики. |
Гоббс Томас (1588-1679 гг.) | Английский философ-материалист. |
Гуссерль Эдмунд (1859-1938 гг.) | Немецкий философ, основатель феноменологии. |
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) | Русский мыслитель, идеолог панславизма; представитель цивилизационного подхода. |
Декарт Ренэ (1596-1650 гг.) | Французский философ-рационалист. |
Демокрит (V в. до н.э.) | Древнегреческий философ-атомист. |
Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) | Философ-моралист, представитель кинизма. |
Зенон Китийский (ок. 333-262 до н.э.) | Древнегреческий философ, основоположник стоицизма. |
Кант Иммануил (1724-1804 гг.) | Основоположник немецкой классической философии. |
Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.) | Немецкий философ-неокантианец, создатель теории символов. |
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 г. до н.э.) | Древнекитайский философ, основатель конфуцианства. |
Кун Томас (1922-1996 гг.) | Американский философ и историк науки. |
Кьеркегор (Киркегор) Сёрен (1813-1855 гг.) | Датский философ, теолог; один из вдохновителей экзистенциализма. |
Лакатос Имре (1922-1974 гг.) | Английский философ, историк науки. |
Лао-цзы (604-после 504 г. до н.э.) | Древнекитайский философ, основатель даосизма. |
Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.) | Русский философ XX века, исследователь символизма, мифологии, эстетики. |
Макиавелли Николо (1469-1527 гг.) | Итальянский мыслитель, представитель политической философии. |
Маркс Карл (1818-1883 гг.) | Немецкий философ, основоположник марксизма. |
Мах Эрнст (1838-1916 гг.) | Австрийский философ-позитивист, один из основателей эмпириокритицизма. |
Николай Кузанский (1401-1464 гг.) | Философ эпохи раннего Возрождения, автор концепции об «ученом незнании». |
Ницше Фридрих (1844-1900 гг.) | Немецкий философ-иррационалист, основоположник «философии жизни». |
Парменид (VI в. до н.э.) | Древнегреческий философ, основатель элейской школы, основоположник онтологии. |
Пифагор (VI-V в. до н.э.) | Древнегреческий философ, мистик, основатель пифагорейской школы. |
Платон (427-347 г. до н.э.) | Древнегреческий философ-идеалист, представитель классической философии. |
Поппер Карл (1902-1994гг.) | Английский философ, социолог, основатель постпозитивизма. |
Риккерт Генрих (1863-1936 гг.) | Немецкий философ-неокантианец, один из основателей аксиологии. |
Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) | Древнегреческий философ, основатель классической философии. |
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) | Русский религиозный философ. |
Тойнби Арнольд (1889-1975 гг.) | Английский историк и философ, сторонник к цивилизационного подхода. |
Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) | Русский писатель и мыслитель, основоположник этики ненанисилия. |
Фалес Милетский (ок. 625- ок. 547 г. до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, основатель милетской школы. |
Федоров Николай Федорович (1829- 1903 гг.) | Русский философ, основоположник космизма. |
Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) | Немецкий классический философ, представитель философии материализма. |
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) | Средневековый теолог, схоласт, основоположник томизма. |
Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.) | Австрийский психолог и психиатр, основатель психоанализа. |
Хайдеггер Мартин (1889-1976 гг.) | Немецкий философ-экзистенциалист. |
Хейзенга Йохан (1872-1945 гг.) | Нидерландский философ и культуролог, исследователь проблемы игровой деятельности. |
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.) | Русский религиозный философ, один из основоположников славянофильства. |
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) | Русский мыслитель, публицист, сторонник славянофильства. |
Швейцер Альберт (1875-1965 гг.) | Немецкий философ, создатель «этики благоговения перед жизнью». |
Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) | Немецкий философ-иррационалист. |
Энгельс Фридрих (1820-1885 гг.) | Немецкий философ-материалист, один из основоположников марксизма. |
Эпикур из Самоса (341-270 г. до н.э.) | Греческий философ, родоначальник эпикуреизма. |
Юм Дэвид (1711-1776 гг.) | Английский философ, агностик, предшественник позитивизма. |
Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.) | Швейцарский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма. |
Глоссарий
Аксиология | Философское учение о ценностях духвно-практической жизни каждого отдельного индивида и целого общества. |
Аналитическая философия | Направление философии 20 в., разновидность неопозитивизма; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания. |
Бытие | философская категория отражающая множественность объективных форм жизни мира во всех его проявлениях, существующих независимо от сознания; реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии. |
Бытие общественное | философское понятие, характеризую ее материальную жизнь общества и означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг другу, независимых от их сознания. |
Герменевтика | (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство и теория истолкования текстов; экзегетика. Философская герменевтика зарождалась в трудах немецких романтиков, Ф. Шлейермахера. Была существенно развита М. Хайдеггером, как особое направление сформирована Х. Г. Гадамером. |
Гносеология (теория познания) | раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания и т.д. |
Гуманизм | исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих позитивных способностей, считающая принципы равенства прав, справедливости, человечности обязательной нормой социальных отношений между людьми. |
Движущие силы общественного развития | существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. |
Деизм | Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сотворивший мир, но в дальнейшем не вмешивающийся в законы природы. |
Действитель- ность (объективная реальность) | То, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а включает в себя результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности. |
Детерминизм | (от лат. determino — определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. |
Дуализм | Философский принцип, признающий существование двух самостоятельных первоначал, одно из которых оценивалось положительно, а другое - отрицательно. |
Духовность | Совокупность качеств и свойств, которые позволяют человеку полноценно существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии. |
Закон | внутренняя, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение. |
Идеализм | одно из направлений в философии, берущее в качестве первичного идеальное, субъективное; противоположно материализму. |
Индивид | единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. |
Интерес | основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их общественное поведение. |
Истина | адекватное отражение действительности социальным объектом, критерием которого в конечном счете является практика; воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно. |
Качество | философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. |
Личность | человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности. |
Логический позитивизм | Течение неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк и др.); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2-й половины 1930-х гг. стал известен под названием логического эмпиризма; с 1960-х гг. не существует как самостоятельное течение. |
Материя | философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических философских систем, где она трактуется как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. |
Мера | философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или объекта. |
Метафизика | (греч. meta ta physika, букв. — то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии; близкое понятие — онтология. |
Миф | архаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических и реалистических представлениях о мире. |
Монизм | философский подход, который принимает за основу всего существующего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею. |
Народ | понятие, отражающее дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д., которые помогают реализовать объективно исторические задачи прогрессивного развития данной страны. |
Народность | общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов в связи с расширением хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории, языка и государственности. Она как форма общности людей предшествует более высокой общности - нации. |
Нация | историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйства, культуры, общей территорией, языком и достаточно высоким уровнем национального самосознания. |
Научно-техническая революция (НТР) | Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине 20 в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. |
Общественно-экономическая формация | конкретно-исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ (например, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный строй). |
Онтология | философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм. |
Отрицание | философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта. |
Плюрализм | философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. |
Позитивизм | философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат спец. наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. |
Познание | общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. |
Противоречие | категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. |
Рациональное | разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное. |
Рефлексия | способность субъекта к самоанализу, исследование собственных отношений с реальностью. |
Сознание | специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытается понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. |
Сознание (общественное) | целостное духовное явление социальной жизни людей, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политика, право, религия, философия, наука, искусство и т.д.). |
Социальная мобильность | Изменение социальным объектом своего места, занимаемого в данной общественной структуре, перемещение его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность). |
Социальная стратификация | Понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делится на страты (чаще на «высшие», «средние», «низшие» слои). |
Субстанция | Основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории. |
Традиция | Механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. |
Трансценден-тальный | (с нем. transzendental от лат. transcendere — переходить, переступать), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий предельно общие категории (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). |
Трансцендент-ный | Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию. |
Феноменология | Одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль. В центре ее внимания — анализ сознания как интенционального переживания, смыслопридающей активности; достижение и экспликация (при помощи феноменологического метода) первичных, непосредственно очевидных пластов и структур опыта (феноменов); превращение философии в «строгую науку». |
Философия жизни | философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Философия жизни возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. |
Экзистенциа- лизм | Совокупность течений в философии и искусстве 20 в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть). |
Родыгина Светлана Николаевна, «Философия», методические рекомендации по дисциплине «Философия».
Подписано в печать « » 2014 года.
Усл. печат. листов
Тираж 350 экз.
Ответственный за выпуск Родыгина С.Н.
____________________
Издательский орган Кировского филиала МФЮУ
610000, Киров, ул. Ленина, 104
тел./ факс (8332) 37-18-78
отпечатано на ризографе.
© Родыгина С.Н., 2014
© Кировский филиал МФЮУ, 2014