Как в посмодернистской философии называется прием предлагающий графической выражение отрицания смысла понятия?

a) зачеркивание;

b) подчеркивание;

c) выделение цветом;

Сторонники какой теории антропогенеза считают, что человек и все живое появились благодаря творческому акту Бога?

a) эволюционизм;

b) дарвинизм;

c) панспермия;

d) креационизм;

Список персоналий

Августин Аврелий (345-430 гг.) Средневековый христианский теолог и философ, представитель патристики.
Анаксимандр (610 – 540 до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы.
Анаксимен (2 пол. VI в. до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы.
Аристотель (384-322 гг.) Древнегреческий философ, классический ученый-энциклопедист.
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 гг.) Русский религиозный философ.
Будда Имя, данное основателю буддизма Сиддхархе Гаутаме (623 – 544 до н.э.)
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) Русский религиозный философ, богослов.
Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) Английский философ, ведущий представитель эмпиризма.
Вебер Макс (1864-1920 гг.) Немецкий социолог, историк, философ.
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) Австралийский философ-неопозитивист, логик; представитель аналитической философии.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778 гг.) Французский философ-просветитель, писатель, публицист.
Гегель Георг (1770-1831 гг.) Представитель немецкой философии, создатель диалектической теории.
Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель стихийной диалектики.
Гоббс Томас (1588-1679 гг.) Английский философ-материалист.
Гуссерль Эдмунд (1859-1938 гг.) Немецкий философ, основатель феноменологии.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) Русский мыслитель, идеолог панславизма; представитель цивилизационного подхода.
Декарт Ренэ (1596-1650 гг.) Французский философ-рационалист.
Демокрит (V в. до н.э.) Древнегреческий философ-атомист.
Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) Философ-моралист, представитель кинизма.
Зенон Китийский (ок. 333-262 до н.э.) Древнегреческий философ, основоположник стоицизма.
Кант Иммануил (1724-1804 гг.) Основоположник немецкой классической философии.
Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.) Немецкий философ-неокантианец, создатель теории символов.
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 г. до н.э.) Древнекитайский философ, основатель конфуцианства.
Кун Томас (1922-1996 гг.)   Американский философ и историк науки.
Кьеркегор (Киркегор) Сёрен (1813-1855 гг.) Датский философ, теолог; один из вдохновителей экзистенциализма.
Лакатос Имре (1922-1974 гг.)   Английский философ, историк науки.
Лао-цзы (604-после 504 г. до н.э.) Древнекитайский философ, основатель даосизма.
Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.) Русский философ XX века, исследователь символизма, мифологии, эстетики.
Макиавелли Николо (1469-1527 гг.) Итальянский мыслитель, представитель политической философии.
Маркс Карл (1818-1883 гг.) Немецкий философ, основоположник марксизма.
Мах Эрнст (1838-1916 гг.) Австрийский философ-позитивист, один из основателей эмпириокритицизма.
Николай Кузанский (1401-1464 гг.) Философ эпохи раннего Возрождения, автор концепции об «ученом незнании».
Ницше Фридрих (1844-1900 гг.) Немецкий философ-иррационалист, основоположник «философии жизни».
Парменид (VI в. до н.э.) Древнегреческий философ, основатель элейской школы, основоположник онтологии.
Пифагор (VI-V в. до н.э.) Древнегреческий философ, мистик, основатель пифагорейской школы.
Платон (427-347 г. до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист, представитель классической философии.
Поппер Карл (1902-1994гг.) Английский философ, социолог, основатель постпозитивизма.
Риккерт Генрих (1863-1936 гг.) Немецкий философ-неокантианец, один из основателей аксиологии.
Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) Древнегреческий философ, основатель классической философии.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) Русский религиозный философ.
Тойнби Арнольд (1889-1975 гг.) Английский историк и философ, сторонник к цивилизационного подхода.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) Русский писатель и мыслитель, основоположник этики ненанисилия.
Фалес Милетский (ок. 625- ок. 547 г. до н.э.)   Древнегреческий натурфилософ, основатель милетской школы.
Федоров Николай Федорович (1829- 1903 гг.) Русский философ, основоположник космизма.
Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) Немецкий классический философ, представитель философии материализма.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Средневековый теолог, схоласт, основоположник томизма.
Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.) Австрийский психолог и психиатр, основатель психоанализа.
Хайдеггер Мартин (1889-1976 гг.) Немецкий философ-экзистенциалист.
Хейзенга Йохан (1872-1945 гг.) Нидерландский философ и культуролог, исследователь проблемы игровой деятельности.
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.) Русский религиозный философ, один из основоположников славянофильства.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) Русский мыслитель, публицист, сторонник славянофильства.
Швейцер Альберт (1875-1965 гг.) Немецкий философ, создатель «этики благоговения перед жизнью».
Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) Немецкий философ-иррационалист.
Энгельс Фридрих (1820-1885 гг.) Немецкий философ-материалист, один из основоположников марксизма.
Эпикур из Самоса (341-270 г. до н.э.) Греческий философ, родоначальник эпикуреизма.
Юм Дэвид (1711-1776 гг.) Английский философ, агностик, предшественник позитивизма.
Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.) Швейцарский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма.

Глоссарий





Аксиология Философское учение о ценностях духвно-практической жизни каждого отдельного индивида и целого общества.
Аналитическая философия Направление философии 20 в., разновидность неопозитивизма; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания.  
Бытие философская категория отражающая множественность объективных форм жизни мира во всех его проявлениях, существующих независимо от сознания; реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии.
Бытие общественное философское понятие, характеризую ее материальную жизнь общества и означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг другу, независимых от их сознания.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство и теория истолкования текстов; экзегетика. Философская герменевтика зарождалась в трудах немецких романтиков, Ф. Шлейермахера. Была существенно развита М. Хайдеггером, как особое направление сформирована Х. Г. Гадамером.
Гносеология (теория познания) раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания и т.д.
Гуманизм исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих позитивных способностей, считающая принципы равенства прав, справедливости, человечности обязательной нормой социальных отношений между людьми.
Движущие силы общественного развития существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества.
Деизм Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сотворивший мир, но в дальнейшем не вмешивающийся в законы природы.  
Действитель- ность (объективная реальность) То, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а включает в себя результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.
Детерминизм (от лат. determino — определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Дуализм Философский принцип, признающий существование двух самостоятельных первоначал, одно из которых оценивалось положительно, а другое - отрицательно.
Духовность Совокупность качеств и свойств, которые позволяют человеку полноценно существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии.
Закон внутренняя, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм одно из направлений в философии, берущее в качестве первичного идеальное, субъективное; противоположно материализму.
Индивид единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Интерес основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их общественное поведение.
Истина адекватное отражение действительности социальным объектом, критерием которого в конечном счете является практика; воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно.
Качество философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное.
Личность человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности.  
Логический позитивизм Течение неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк и др.); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2-й половины 1930-х гг. стал известен под названием логического эмпиризма; с 1960-х гг. не существует как самостоятельное течение.
Материя философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических философских систем, где она трактуется как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.
Мера философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или объекта.
Метафизика (греч. meta ta physika, букв. — то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии; близкое понятие — онтология.
Миф архаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических и реалистических представлениях о мире.
Монизм философский подход, который принимает за основу всего существующего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.
Народ понятие, отражающее дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д., которые помогают реализовать объективно исторические задачи прогрессивного развития данной страны.
Народность общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов в связи с расширением хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории, языка и государственности. Она как форма общности людей предшествует более высокой общности - нации.
Нация историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйства, культуры, общей территорией, языком и достаточно высоким уровнем национального самосознания.
Научно-техническая революция (НТР) Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине 20 в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества.
Общественно-экономическая формация конкретно-исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ (например, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный строй).
Онтология философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм.
Отрицание философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта.
Плюрализм философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.
Позитивизм философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат спец. наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
Познание общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Противоречие категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения.
Рациональное разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.
Рефлексия способность субъекта к самоанализу, исследование собственных отношений с реальностью.
Сознание специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытается понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире.
Сознание (общественное) целостное духовное явление социальной жизни людей, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политика, право, религия, философия, наука, искусство и т.д.).
Социальная мобильность Изменение социальным объектом своего места, занимаемого в данной общественной структуре, перемещение его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность).
Социальная стратификация Понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делится на страты (чаще на «высшие», «средние», «низшие» слои).
Субстанция Основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории.
Традиция Механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью.
Трансценден-тальный (с нем. transzendental от лат. transcendere — переходить, переступать), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий предельно общие категории (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).
Трансцендент-ный Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию.
Феноменология Одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль. В центре ее внимания — анализ сознания как интенционального переживания, смыслопридающей активности; достижение и экспликация (при помощи феноменологического метода) первичных, непосредственно очевидных пластов и структур опыта (феноменов); превращение философии в «строгую науку».
Философия жизни философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Философия жизни возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания.
Экзистенциа- лизм Совокупность течений в философии и искусстве 20 в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть).

Родыгина Светлана Николаевна, «Философия», методические рекомендации по дисциплине «Философия».

Подписано в печать « » 2014 года.

Усл. печат. листов

Тираж 350 экз.

Ответственный за выпуск Родыгина С.Н.

____________________

Издательский орган Кировского филиала МФЮУ

610000, Киров, ул. Ленина, 104

тел./ факс (8332) 37-18-78

отпечатано на ризографе.

© Родыгина С.Н., 2014

© Кировский филиал МФЮУ, 2014

Наши рекомендации