Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подрост­ков и юношей рекомендуется в основном использовать те же ме­тоды, с помощью которых диагностировались аналогичные про-

Часть I. Психологическая диагностика

цессы у младших школьников (см. комплекс методик, предназ­наченных для этой цели и подробно описанных в предыдущей главе книги). Исключение составляют только дополнительные методики, относящиеся, например, к сфере внимания (о них бу­дет сказано дальше). Что же касается мышления, то здесь необ­ходимо пользоваться тестами для взрослых, поэтому данный комп­лекс методик представляется и описывается в тексте достаточно подробно. Вновь представляемые методики частично касаются и психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диа­гностику уровня речевого развития подростков и юношей сле­дует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя в том числе традици­онные способы оценки, которые давно используются этими спе­циалистами.

Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы

методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

Рис. 57. Двухцветная таблица

к методике для оценки переключения

и концентрации внимания.

Для выполнения этой ме­тодики необходимо воспользо­ваться двухцветной, например черно-красной, таблицей, включающей в себя 49 цифр, из которых 25 одного цвета (к примеру красные) и 24 — дру­гого цвета (например, черные). На таблице красные цифры выделены, они более темные. Испытуемый получает инст­рукцию как можно быстрее на­ходить и указывать в таблице (рис. 57) поочередно то крас­ные, то черные цифры, причем одни из них необходимо счи-



Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

тать в прямом, а другие в обратном порядке. Например, можно предложить считать черные цифры от 1 до 24, а красные — от 25 до 1, чередуя их. Сначала находится и указывается в таблице чер­ная цифра, затем — красная, после этого снова черная, красная и так далее до тех пор, пока не будут найдены и указаны все 49 имею­щихся в таблице цифр.

Определяется, сколько времени потребуется для того, чтобы безошибочно, не сбиваясь, выполнить все задание с начала и до конца. Если испытуемый ошибается в ходе счета хотя бы один раз, то задание считается невыполненным, и испытуемому пре­доставляется возможность начать его сначала. Эксперимент про­должается до тех пор, пока хотя бы раз испытуемый не справит­ся с заданием безошибочно.

Величина, обратная числу попыток выполнения задания, яв­ляется показателем концентрации внимания, а время, затрачен­ное на последнее, безошибочное его выполнение — показателем переключения внимания.

Оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу испытуемый полу­чает по 0,5 балла.Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10.Если результат оказался равным целому числу баллов с полови­ной, то он округляется до ближайшего большего числа. Напри­мер, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика 13. Тест Айзенка

Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназнача­ются для оценки уровня общего интеллектуального развития че­ловека и три — для оценки степени развитости у него специаль­ных способностей: математических, лингвистических и тех, ко­торые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительной и других видов деятельности, где активно ис­пользуется образно-логическое мышление (зрительно-простран­ственный субтест теста Айзенка).

Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каж­дом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтес­тов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интел­лектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.

Для практического ознакомления с тестом Айзенка и его ис­пользования в школьной психолого-педагогической практике мы

________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____

избрали только два из восьми имеющихся в.тесте субтестов: тот, с помощью которого оцениваются лингвистические, и тот, по­средством которого можно оценить математические способности человека1.

На выполнение серии заданий, включенных в эти субтесты, отводится 1 час (по 30 мин на каждый из субтестов). За это вре­мя необходимо постараться решить как можно больше задач,

Оценка уровня развития соответствующих способностей про­изводится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графиков. Там же, в конце описания обоих субтестов, даны правильные ответы на все включенные в них задачи.

Замечание.Если какая-либо из задач субтеста не решается быст­ро, то ее можно временно пропустить и приступить к решению следующей задачи, так как в конечном счете учитывается только общее число правильно ре­шенных за отведенное время задач.

Предлагаемые испытуемыми решения — это в первую очередь касается задач математического субтеста — могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но тем не менее быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.

Ответы на задачи числового субтеста теста Айзенка и их объяснение

1. 48. Сначала прибавляется 2, потом 4, затем 8 и, наконец, 16.

2. 24. Числа постепенно возрастают на 2,3,4,5,6 по направ­лению против часовой стрелки.

3. 80. Из каждого числа вычитаем 33.

4. 5. Цифры, поднятые на «руках», положительные, а циф­ры, находящиеся на опущенных «руках» — отрицатель­ные. На «голове» дана их алгебраическая сумма: +7 - 2 = +5.

5. 18. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа возрастают на 4, а в другом ряду — на 3.

6. 154. Это — удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок.

7. 3. Это — полуразность чисел второй и первой колонок.

8. 86. Числа удваиваются, а затем из них вычитаются 1,2,3,4.

9. 333. Это — разность чисел, стоящих справа и слева от скобок.

10. 35. Числа в ряду возрастают на 1, 2, 4,8,16.

11. 5. Число на «голове» равно полусумме чисел на «ногах».

12. 37. Каждое последующее число равно удвоенному предыду­щему минус 5.

13. 7. Числа в третьей колонке равны полусумме чисел в пер­вой и второй колонках.

14. 33. Числа в ряду убывают на 16, 8,4, 2,1.

15. 3. Если двигаться по часовой стрелке, то числа все время возрастают в три раза.

16. 14. Число в скобках равно сумме чисел вне скобок, делен­ной на 50.

17. 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа уменьшаются на 3, а в другом ряду — на 2.

18. 4. Сумма чисел в каждой строке равна 14.

19.18. Каждое последующее число равно удвоенному предыду­щему минус 10.

Часть I. Психологическая диагностика

20. 3. Имеются три убывающих ряда чисел. В первой строке числа уменьшаются на 3, во второй строке — на 2, в треть­ей — на 3.

21. 18. Удвоенное число противоположного сектора.

22. Удвоенная разность чисел, стоящих справа и слева от скобок.-

23. 21. Числа возрастают на 2, 4, 6, 8.

24. 480. Число в скобках равно удвоенному произведению чи­сел, стоящих вне скобок.

25. 2. В каждой строке третье число равно удвоенной разнос­ти первых двух чисел.

26. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа возрастают на 3, 4, 5. Во втором ряду числа убыва­ют на 2 и 3.

27. 3. Вычесть сумму чисел на второй и четвертой «лапах» из суммы чисел на первой и третьей «лапах». В результате получится число на кончике «хвоста».

28. 77. Число в скобках равно половине произведения чисел, стоящих вне скобок.

29. 7. Каждое последующее число равно половине предыду­щего минус 2.

30. 61. Каждое последующее число равно сумме предыдуще­го с удвоенной разностью двух предшествующих. Так: 5 - 1 = 4; 4 х 2 = 8; 5 + 8 = 13 и т. д.

31. 11. Удвоить число из противолежащего сектора и приба­вить к полученному результату 1.

32. 46. Каждое последующее число равно удвоенному предыду­щему плюс 2.

33. 24. Числа в ряду возрастают на 3, 5, 7, 9.

34. 5. Имеются два чередующихся ряда чисел. В первом ряду числа увеличиваются на 2. Во втором ряду числа умень­шаются на 1.

35. 518. Число в скобках равно удвоенной разности чисел, стоя­щих вне скобок.

36. 3. Вычесть сумму чисел на «ногах» из суммы чисел на «ру­ках». В результате получается число на «голове».

37. 19. Имеются два чередующихся ряда чисел. В одном ряду числа увеличиваются на 5, в другом ряду — на 4.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

38. 152. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое после­дующее число будет равно удвоенному предыдущему плюс 2, 3, 4, 5, 6.

39. 40. Числа во второй колонке равны удвоенным числам пер­вой колонки плюс 2: 2 х 19 + 2 = 40.

40. Числа в верхних квадратах увеличиваются на 3,4,5,7. Чис­ла в нижних квадратах увеличиваются на 4, 5, 6, 7.

41. 66. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое после­дующее число равно удвоенному предыдущему минус 2.

42.179. Если двигаться по часовой стрелке, то каждое после­дующее число равно удвоенному предыдущему плюс 1,3, 5,7,9.

43. 64. Возвести в квадрат число из противолежащего сектора.

44. 111. Число в скобках равно полуразности чисел, стоящих вне скобок.

45. 297. Разность между числами каждый раз удваивается, и ее нужно поочередно прибавлять и вычитать из чисел ряда, например: 857 + 112 = 969; 969 - 112 х2 = 745;745 + 112 х х 2x2 = 1193; 1193-112x2x2x2 = 297.

46. 6. Имеются два чередующихся ряда чисел. Оба они пред­ставляют собой квадраты чисел плюс 2:

Первый ряд:
Квадраты:
Плюс 2:
Второй ряд: и, следовательно, 2
Квадраты: и, следовательно, 4
Плюс 2: и, следовательно, 6.
49.,

47. 55 и 100. Число, стоящее справа от скобок, равно квадрату числа, стоящего слева от скобок. Число в скобках равно полусумме чисел вне скобок.

48. 91. В приведенном ряду разность между каждым последую­щим числом и предыдущим возрастает на 6 и составляет, соответственно, 12,18, 24, 30.

581. Начнем с ряда чисел: 6, т.е. 8,
умножим на 3: 18, т.е. 24,
возведем в квадрат: 324, т.е. 576,
прибавим 5: 329, т.е. 581.

50. 6. Число внутри кружка равно сумме чисел внутри углов треугольника минус числа, стоящие вне треугольника.

_______________ Часть I. Психологическая диагностика

Задачи к тесту Беннета


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

1. Если левая шестерня пово­рачивается в указанном стрел­кой направлении, то в каком на­правлении будет поворачивать­ся правая шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

2. Какая гусеница должна дви­гаться быстрее, чтобы трактор по­ворачивался в указанном стрел­кой направлении?

1. Гусеница А.

2. Гусеница В.

3. Не знаю.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в ка ком направлении вращается нижнее колесо? 1. В направлении А. 2. В обоих направлениях. 3. В направлении В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стре­лок?

1. Вперед-назад по стрелкам А—В.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.

Часть I. Психологическая диагностика


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направ­лении будет двигаться диск?

1. В направлении, указанном стрелкой А.

2. В направлении стрелки В.

3. В направлении стрелки С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

6. Нужны ли обе цепи, изображен­ные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?

1. Достаточно цепи А.

2. Достаточно цепи В.

3. Нужны обе цепи.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

7. В речке, где вода течет в на­правлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними падает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?

1. Турбина А.

2. Турбина В.

3. Турбина С.

методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Оба колеса.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

9. Какая цепь нужна для поддержки груза?

1. Цепь А.

2. Цепь В.

3. Цепь С.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом на­правлении не вращается ни одна из шестерен?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Не вращается ни одна.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?

1. Ось А вращается быстрее.

2. Ось В вращается быстрее.

3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?

1. Машина А.

2. Машина Б.

3. Машина В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

14. В каком направлении будет вращаться вер­тушка, приспособленная для полива, если в нее пу­стить воду под напором?

1. В обе стороны.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.

_________ ._______ Часть I, Психологическая диагностика____________________


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

15. Какая из рукояток будет держать­ся под напряжением пружины?

1. Не будут держаться обе.

2. Будет держаться рукоятка А.

3. Будет держаться рукоятка В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

16. В каком направлении кровать пере­двигали в последний раз?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

17. Колесо и тормозная колодка из­готовлены из одного и того же материа­ла. Что быстрее износится: колесо или ко­лодка?

1. Колесо износится быстрее.

2. Колодка износится быстрее.

3. И колесо, и колодка износятся одинаково.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

18. Одинаковой ли плотности жидко­стями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?

1. Обе жидкости одинаковые по плотности.

2. Жидкость А плотнее.

3. Жидкость В плотнее.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

19. В каком направлении будет вра­щаться вентилятор под напором воздуха?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

20. В каком положении остано­вится диск после свободного дви­жения по указанной линии?

1. В какого угодно.

2. В положении А.

3. В положении В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

21. Какими ножницами легче резать лист железа?

1. Ножницами А.

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски?

1. Колесо А вращается быстрее.

2. Оба колеса вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Колесо В вращается быстрее.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

23. Как будет изменяться форма за­паянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. Как показано на рисунке С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

24. Какая из шестерен вращается быстрее?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Шестерня С.

Часть I. Психологическая диагностика


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

25. С каким шариком столкнется ша­рик X, если его ударить о преграду в на­правлении, указанном сплошной стрел­кой?

1. С шариком А.

2. С шариком В.

3. С шариком С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины. В ка­ком направлении нужно вращать ве­дущее колесо (левое), чтобы колесо X вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Направление не имеет значения.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

27. Если первая шестерня вращается в направ­лении, указанном стрелкой, то в каком направле­нии вращается верхняя шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?

1. Фигуру А.

2. Фигуру В.

3. Фигуру С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

29. Какими кусочками льда мож­но быстрее охладить стакан воды?

1. Куском на картинке А.

2. Кусочками на картинке В.

3. Куском на картинке С.

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

30. На какой картинке правильно
изображено падение бомбы из самолета?
1. На картинке А.
» 2. На картинке В.

3. На картинке С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

31. В какую сторону занесет эту маши­ну, движущуюся по стрелке, на повороте?

1. В любую сторону.

2. В сторону А.

3. В сторону В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

32. В емкости находится лед. Как изменит­ся уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень не изменится.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

33. Какой из камней, Аили В,лег­че двигать?

1. Камень А.

2. Усилия должны быть одина­
ковыми.

3. Камень В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

34. Какая из осей вращается медленнее? 1.ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?

1. Ящик А легче.

2. Ящик В легче.

3. Ящики одинакового веса.

Часть I. Психологическая диагностика


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

36. Бруски А и В имеют одинаковые сече­ния и изготовлены из одного и того же мате­риала. Какой из брусков может выдержать больший вес?

1. Оба выдержат одинаковую нагрузку. .

2. Брусок А.

3. Брусок В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуа­ров А и В, заполненных доверху.

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. До высоты резервуаров.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

38. Какой из этих цельнометал­лических предметов охладится бы­стрее, если их вынести горячими на воздух?

1. Предмет А.

2. Предмет В.

3. Предмет С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск кат­нуть?

1. В положении А.

2. В положении В.

3. В любом положении.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?

1. В месте А.

2. В месте В,

3. В месте С.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие рав­ные объемы?

1. На емкости А.

2. На емкости В.

3. На емкости С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

42. На каком из рисунков пра­вильно изображена вода, выливаю­щаяся из отверстий сосуда?

1. На рисунке А.

2. На рисунке В.

3. На рисунке С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

43. В каком пакете мороженое растает быстрее?

1. В пакете А.

2. В пакете В.

3. Одинаково.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

44. Как будет двигаться подвешен­ный груз, если верхнее колесо враща­ется в направлении стрелки?

1. Прерывисто вниз.

2. Прерывисто вверх.

3. Непрерывно вверх.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

45. Какое из колес, изготовлен­ных из одинакового материала, бу­дет вращаться дольше, если их рас­крутить до одинаковой скорости?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Колесо С.

Часть I. Психологическая диагностика


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

46. Каким способом легче везти камень по гладкой дороге?

1. Способом А.

2. Способом В.

3. Способом С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестеренчатого насоса, если его шестер­ня вращается в направлении стрелок?

1. В сторону А. 2. В сторону В. 3. В обе стороны.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипеде тяжелее?

1. При передаче типа А.

2. При передаче типа В.

3. При передаче типа С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок переме­шать?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень останется прежним.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

50. Зубчатая рейка X двигается полмет­ра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

51. Какая из шестерен, А или В, враща­ется медленнее, или они вращаются с оди­наковой скоростью?

1. Шестерня А вращается медленнее.

2. Обе шестерни вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Шестерня В вращается медленнее.

методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru ______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

52. Какая из лошадок должна бе­жать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?

1. Лошадка А.

2. Обе должны бежать с оди-

наковой скоростью.

3. Лошадка В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

53. Из какого крана сильнее долж­на бить струя воды, если их открыть одновременно?

1. Из крана А.

2. Из крана В.

3. Из обоих одинаково.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

54. В каком случае легче под­нять одинаковый по весу груз?

1. В случае А.

2. В случае В.

3. В обоих случаях одинаково.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

55. Эти тела сделаны из одного и того же материа­ла. Какое из них имеет меньший вес?

1. Тело А. 2. Тело В.

3. Оба тела одинаковы по весу.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

56. В какой точке шарик двигается быстрее?

1. В обоих точках, А и В, скорость оди­наковая.

2. В точке А скорость больше.

3. В точке В скорость больше.

Часть I. Психологическая диагностика


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте.

1. Рельс А.

2. Рельс В.

3. Оба рельса должны быть одина­ковыми по высоте.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

58. Как распределяется вес между крюками А и В?

1. Сила тяжести на обоих крю­ках одинаковая.

2. На крюке А сила тяжести больше.

3. На крюке В сила тяжести

больше.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

59. Клапаны какого насоса находятся в правильном положении?

1. Насоса А.

2. Насоса В.

3. Насоса С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

60. Какая из осей вращается медлен­нее?

1-ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

61. Материал и сечения тро­сов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку.

_________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____________


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега?

1. Трактор А.

2. Трактор В.

3. Оба трактора должны отъ­ехать на одинаковое расстоя­ние.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

63. У какой из калиток трос поддер­жки закреплен лучше?

1. У обоих калиток закреплен
одинаково.

2. У калитки А закреплен лучше.
■ 3. У калитки В закреплен лучше.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

64. Какой талью легче поднять груз?

1. Талью А

2. Талью В.

3. Обеими талями одинаково.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

65. На оси X находится ведущее ко­лесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее?

1. Конус А.

2. Оба конуса будут вращаться одинаково.

3. Конус В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

66. Если маленькое колесо будет вращаться в на­правлении, указанном стрелкой, то как будет вращать­ся большое?

1. В направлении стрелки А

2. В обе стороны. 3. В направлении стрелки В.

_______________ Часть I, Психологическая диагностика_____________


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

67. Какой из тросов удерживает столб надежнее?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Трос С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

68. Какой из лебедок труднее под­нимать груз?

1. Лебедкой А

2. Обеими лебедками одинаково.

3. Лебедкой В.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закре­пить трос?

1. Как показано на рис. А.

2. Как показано на рис. В.

3. Как показано на рис. С.


методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте - student2.ru

70. Какая из цепей менее напря­жена?

1. Цепь А

2. Цепь В.

3. Обе цепи напряжены одина­ково.

За каждое правильное решенное в течение 25 минут задание ис­пытуемый получает по 1 баллу. Общая сумма набранных им бал­лов сравнивается с таблицей 17 и делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится его техническое мышление:

—очень высоком,

—высоком,

—среднем,

—низком,

—очень низком.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 17 Средние показатели уровня развития технического мышления у юношей и девушек — учащихся старших классов школы

Группы испытуе­мых Уровень развития технического мышления (технических способностей)
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Юноши Девушки Меньше 26 Меньше 17 27-32 18-22 33-38 23-27 39-47 28-34 Больше 48 Больше 35

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Наиболее значительные изменения личностного плана, ко­торые происходят в подростковом и юношеском возрасте, каса­ются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические ме­тодики, предназначенные для изучения именно этих сторон лич­ности. В целом описываемые далее методики позволяют полу­чить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.

Вопросы к методике на оценку свойств темперамента

1. Подвижный ли ты человек?

2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?

3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?

4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо занимать­ся, что-либо делать?

5. Медленно ли ты говоришь?

6. Ранимый ли ты человек?

7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?

8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?

9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как следует?

10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?

12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?

13. Нравится ли тебе быстро бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и родителей?

15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительно­го внимания и сосредоточенности?

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

16. Трудно ли тебе быстро говорить?

17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не вы­полнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?

18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?

20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?

21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя не­правильно поняли во время разговора?

22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?

23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?

24. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с несколькими людьми?

25. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?

26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь, не подумав?

27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую уси­лий работу?

28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнару­живаешь, что что-то сделал не так?

29. Любишь ли ты сидячую работу?

30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова преж­де, чем высказаться?

32. Все ли твои привычки хорошие?

33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?

34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обще­стве незнакомых людей?

35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?

36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?

37. Разговорчивый ли ты человек?

38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?

39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?

40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или ра­ботой?

и* 323

Часть I. Психологическая диагностика

41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои лич­ные недостатки?

42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответ­ственной работой?

43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?

44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других людей?

45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому чело­веку щекотливый, трудный для него вопрос?

46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?

48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?

49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?

50. Любишь ли ты работать самостоятельно?

51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?

52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?

53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?

55. Любишь ли ты быстрые игры?

56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?

57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?

58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким-либо трудным делом?

59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?

61. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как надо?

62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей пол­ной отдачи сил?

65. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?

66. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?

67. Держишься ли ты свободно в большой компании?

68. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впе­чатления, не подумав как следует?

69. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе вы­полнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?

70. Медленно ли ты работаешь?

71. Легко

Наши рекомендации