Закон отрицания отрицания, его мировоззренческое и методологическое значение

Завершая изучение третьего вопроса темы, усвойте суть диалектического отрицания, в результате которого имеет место и переход одного в другое, и отношение нового к старому. Диалектическое отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением. Уничтожается старое, сохраняется новое, жизнеспособное, Диалектическое отрицание обусловлено внутренне противоречивой природой объекта и поэтому является самоотрицанием, переходом в свою противоположность.

Поскольку развитие – это бесконечный процесс, постольку за первым отрицанием следуют новые отрицания, так как новое явление содержит в себе противоречия, которые, разрешаясь, приводят к возникновению нового. И так до бесконечности: за отрицанием следует отрицание отрицания. Категории «отрицание» и «отрицание отрицания» – важнейшие категории, позвляющие усвоить содержание данного закона.

Лучше всего содержание закона отрицания отрицания можно, усвоить путем осмысления его основных черт: а) отрицание отрицания есть форма движения и разрешения противоречий; б) отрицание отрицания как выражение диалектического синтеза противоположных ступеней развития; в) отрицание отрицания как завершение определенного цикла в развитии; г) отрицание отрицания как движение с возвратом якобы к старому. Итак, закон отрицания отрицания выражает противоречивый, спиралеобразный характер развития, обусловливающий связь, преемственность между старым и новым. Он показывает, что на определенных этапах развития происходит якобы возврат к старому, но на качественно новой основе.

Законы диалектики, впервые сформулированные Гегелем, позволяют понять следующее:

– закон перехода количественных изменений в качественные – как происходит развитие, его механизм;

– закон единства и борьбы противоположностей – почему происходит развитие, его источник и содержание;

– закон отрицания отрицания – в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

В заключение отметим, что законы диалектики (вместе с категориями) составляют методологическую базу познания и практики. Они направляют мышление и деятельность человека.

46. Понятия категории. Категории «единичное – общее», их связь и методологическое значение.

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

В диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Сложный характер строения бытия, его структуру отражают категории первой подгруппы, в частности: «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление и т.д.

Категория – «единичное – общее»:

Единичное означает признак предмета, находящийся в отношении несходства к признакам к признакам всех предметов определенного, фиксированного класса.

Категория единичного отражает относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве-времени предметов и процессов, а также присущие им неповторимые уникальные характеристики, составляющие их качественную и количественную определенность.

Общее (всеобщее) описывает принцип бытия всех единичных предметов и процессов, закономерную форму их взаимосвязи в составе целого. Общее – это единое во многом.

Связь: Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части — более существенные функции, другие — менее существенные). Наряду с этим «целое управляет частью... по крайней мере в главном»

Методологическое значение:

Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях.

Рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т. е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.

47.Понятие категории. Категории «причина – следствие» , их связь и методологическое значение

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

В диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Вторая группа диалектических категорий включает в себя категории, описывающие взаимообусловленность, детерминированность явлений и процессов. К ним относятся: «причина – следствие», «необходимость – случайность», «возможность – действительность» и др.

Анализ причинно-следственной связи, то есть такого отношения между объектами, при котором один из них при определенных условиях приводит к появлению другого, осуществляется с помощью пары категорий «причина- действие». Чаще всего под причиной понимается явление, событие обуславливающее возникновение нового явления или события.

Следует отметить, что в данном определении фиксируется лишь внешний характер причины, внутренняя сторона должна быть выявлена в результате анализа взаимодействия на уровне сущностей.

Действие (следствие) – это изменения вызываемые к жизни самим ходом взаимодействия.

Связь: Причинная зависимость имеет достаточно относительный характер.

Причина и действие не существуют безотносительно друг к другу и всем прочим явлениям окружающего мира: каждое из них может одновременно выступать и в качестве причины, и в качестве действия.

Существует несколько вариантов причино-следственных связей:

1) одна причина может служить основанием только для одного следствия;

2) одна причина приводит к нескольким следствиям;

3) одно следствие может быть вызвано различными причинами;

4) одна причина обуславливает действие, становящееся причиной для следующего действия (« эффект домино»).

Причину следует отличать от повода, выступающего внешним импульсом, толчком к появлению того или иного действия. Наряду с этим, диалектика требует учитывать условия, в которых осуществляется причинно-следственная связь.

Методологическое значение:

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.

48. Понятие категории. Категории «содержание – форма», их связь и методологическое значение.

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Сложный характер строения бытия, его структуру отражают категории первой подгруппы, в частности: «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление и т.д.

Категории «содержание - форма» конкретизируют процесс само развертывания сущности предметов.

Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит.

Форма - внутрення и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними.

Пример: Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений.

Связь: Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа.

Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть безсодержательной.

Методологическое значение:

Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития.

Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.

49. Понятие категории. Категории «сущность – явление», их связь и методологическое значение

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

В диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Первая группа диалектических категорий включает в себя категории, описывающие сложный характер строения бытия.

Сложный характер строения бытия, его структуру отражают категории первой подгруппы, в частности: «единичное – общее», «содержание – форма», «сущность – явление и т.д.

Диалектические категории «сущность – явление» отражают всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком.

Сущностью называют действительное содержание предмета, выражающееся в единстве многообразных и противоречивых форм бытия.

Явление – это эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые свойства данного предмета.

Связь: Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Методологическое значение: Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах, наиболее значимыми из которых будут

1)взаимодействие (движение) систем, 2) развитие систем, 3) познание систем.

Первое: Вне взаимодействий системы остаются «вещами в себе», не «являются», следовательно, и об их сущностях ничего узнать не удается. Только взаимодействие раскрывает их природу, их характер, внутреннюю структуру.

Второе: В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные, оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.

Третье: В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить ее общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы.

По мере развития знания о материальных системах обнаруживается, что сфера явления в ходе этого процесса расширяется. То, что было сущностью первого порядка вчера, сегодня, при сопоставлении с сущностью второго порядка.

50.Понятие категории. Категории «возможность – действительность» , их связь и методологическое значение

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

Кроме фундаментальных категорий (материя, дух, движение, развитие, пространство, время и т.п.), в диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Вторая группа диалектических категорий включает в себя категории, описывающие взаимообусловленность, детерминированность явлений и процессов. К ним относятся: «причина – следствие», «необходимость – случайность», «возможность – действительность» и др.

Категории «возможность – действительность» называются модальными, поскольку отражают характеристики бытия, которые еще только могут быть раскрыты.

Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, действительности порождать новое.

Действительностью называют все реально существующее в объективном мире. Вместе с тем действительность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью.

В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, условия для реализации которых еще существуют необходимые условия.

Связь: Возможность и действительность тесно связаны между собой: если действительность есть реализованная возможность, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы.

Методологическое значение:

Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе.
51.Понятие категории. Категории «необходимость – случайность» , их связь и методологическое значение

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности.

В диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира.

Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Вторая группа диалектических категорий включает в себя категории, описывающие взаимообусловленность, детерминированность явлений и процессов. К ним относятся: «причина – следствие», «необходимость – случайность», «возможность – действительность» и др.

Связь между причинами и действиями может носить не только необходимый, но и случайный характер, что отражается следующей парой категорий – «необходимость – случайность».

Необходимость означает внутреннюю, устойчивую, повторяющуюся связь между объектами и явлениями, детерминированную всем предыдущим ходом их развития и всей совокупностью наличных условий их существования. Необходимым есть то, что при определенных условиях не может не быть.

Случайность отражает внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Данная категория указывает на проблематичность или необязательность возникновения или существования событий. Случайным есть то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть.

Связь: Диалектика необходимости и случайности предполагает два сущностных момента. Суть первого состоит в том, что случайность выступает формой проявления необходимости. Необходимость – это внутренняя тенденция, объединяющая разнообразие вещей и явлений, она не сводится ни к отдельному факту, ни к сумме фактов. Не растворяясь в массе явлений, необходимость, одновременно, не существует вне их, отдельные случайные события лишь подтверждают необходимость, а необходимость, не проявляющая себя в случайности, есть условной необходимостью.

Второй момент акцентирует внимание на случайности как дополнении необходимости. Необходимость складывается из случайностей, она прокладывает себе путь через бесконечную цепь случайностей, при этом случайность всегда остается «по ту сторону» необходимости, никогда не сливаясь с ней полностью.

Методологическое значение:

Изучение данных категорий важно для правильного решения ряда теоретических проблем, для обоснования научной позиции в дискуссии с представителями идеализма и метафизики, неверно толкующих, а то и прямо отрицающих необходимость, извращающих соотношение необходимости и случайности.

Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи.

Наши рекомендации