Право и смысложизненные ценности человека.
Тема смысла жизни относится к вечным экзистенциальным проблемам человечества и находится в поле зрения философов и богословов на протяжении всей истории человечества. Процессы обретения личностью смысла своего бытия, влияние этого фактора на жизнь человека являются актуальным предметом изучения психологической науки. В качестве ответа на вопрос о смысле жизни выдвигаются различные мировоззренческие концепции, и пока существует многообразие философских, религиозных и идеологических систем, вряд ли может быть найден однозначный ответ на него.
Часто человек избегает необходимости поиска ответа на этот важнейший вопрос, уходя в каждодневные заботы, но это не значит, что хотя бы на склоне лет проблема смысла жизни не встанет перед ним со всей обескураживающей прямотой.
В современной отечественной психологии смысл жизни рассматривается как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность
В современной правовой системе не достаточно учитывается психологический фактор реализации норм права и отношения к ним. Наличие четко сформулированного законодательства в России, Европе, США и других странах не обеспечивает само по себе правопорядок и достижение политических и социальных ценностей. Незначительное внимание к психологическому и нравственному развитию личности и общества приводит к серьезным проблемам в осуществлении права. Необходимо учитывать, что правовые ценности формируются под влиянием более широкой системы ценностных ориентаций личности. Без учета анализа данного аспекта невозможно подлинное понимание перспектив и путей реализации правовых норм. В этой связи важно проанализировать правовые ценности в структуре ценностей личности.
Прежде всего, определим понятия «ценностные ориентации» и «правовые ценности». Этимологически слово «ориентация» (лат. oriens, orientis — восток) имеет значение нахождения своего местоположения в пространстве, прежде всего по отношению к востоку, точке восхода Солнца. Систему ценностных ориентаций личности можно определить как совокупность ценностей, определяющих её поведение и характеризующих отношение к основным сферам жизнедеятельности человека (политика, социальная сфера, религия, наука и др.). Ценностные ориентации являются одним из важнейших компонентов мировоззрения, имеют сознательный и бессознательный уровни активности и источники возникновения. Ядром системы ценностей являются смысложизненные ориентации, отражающие представления человека о смысле жизни. Для сформированной системы ценностных ориентаций личности свойственны: самостоятельность, иерархичность, непротиворечивость, устойчивость и гибкость. Как подчеркивает Н. А. Бердяев, для ценностей личности также характерны: «неизменность в изменении», ориентация на свободу, творчество и духовное начало в человеке.
В свою очередь, правовыми являются ценности, значимые с точки зрения правовых отношений. В рамках жизнедеятельности общества они выступают общеобязательными ценностными ориентирами и положены в основу юридически оформленной системы права. Как отмечает С. В. Михайлов: «... правовые ценности представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношение личности и общества к праву, и основной формой существования правовых ценностей являются правовые идеалы, т.е. выработанные правовым сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах правовой действительности». Но нельзя в полной мере согласиться с С. В. Михайловым в отождествлении идеалов и ценностей, т.к. идеалы связаны главным образом со смыслами.
Определив базовые понятия, проанализируем возможное место, значение и факторы развития правовых ценностей в структуре ценностных ориентаций личности. Содержание индивидуальных ценностей, а также особенности отношения к правовым ценностям находятся под влиянием целого комплекса психологических факторов. Прежде всего, необходимо выделить влияние социума: семьи, менталитета, образовательной системы, специфики политического и общественного устройства, принадлежности к определенным социальным и экономическим слоям населения. Согласно теории тран- зактного анализа, ценности могут определяться особенностями базовых жизненных установок личности, сформированых в детском возрасте под влиянием семьи. По мнению Т. А. Харриса, людям, совершающим противоправные поступки, часто свойственна бессознательная жизненная установка «Я — не в порядке, вы — не в порядке», что характеризует недоверие к людям, высокую агрессию и непринятие норм права. Также существенно влияние менталитета. Например, согласно М. А. Бакунину для русских не свойственна ориентация на правовые ценности государственности, в отличие от немцев, которые «ищут жизни и свободы в государстве». М. С. Балаянц разграничивает западные и российские правовые ценности. К западным ценностям он относит: личность, честь, порядок, нормальность, общественное благо, а к узловым российским правовым ценностям — коллективность, достоинство, гармонию, справедливость, общественную цель и долженствование. В целом, для западноевропейцев характерна во многом рациональная основа правовых ценностей, а для россиян — главным образом иррациональная основа. В свою очередь, воздействие оказывают: прошлый жизненный опыт и глубинная логика индивидуальной жизни, особенности самосознания, уровень мировоззренческого, нравственного и духовного развития личности, специфика мотивации, а также соотнесение и степень значимости чувственной, волевой сфер, рассудка и разума в жизни человека. Чем выше преобладание разумного начала в человеке над рассудочным, тем более оформленными, самостоятельными и гибкими становятся правовые ценности личности, что подтверждают эксперименты Л. Кольберга с использованием моральных дилемм.
В зависимости от особенностей нравственного развития и преобладания добродетельных или теневых ценностных ориентаций, правовые ценности могут характеризоваться различными трактовками справедливости, свободы, блага и истины. Эгоистическая направленность человека, например, на единоличную власть, может приводить к тому, что правовые ценности становятся своеобразной маской, инструментом достижения корыстных интересов. Данное явление мы можем наблюдать у многих современных политиков. С другой стороны, как отмечает Э. Фромм, чем сильнее человек любит себя — т.е. ценит своё достоинство, жизнь, доверяет себе, тем выше он ценит других людей, их индивидуальность, права и свободы. Большое влияние, согласно Э. Фромму, также может оказывать соотношение направленностей на развитие («быть») или на обладание («иметь»). Личность с главенствующей ориентацией «иметь» может рассматривать других как средство для достижения своих целей, правовые ценности такого человека сориентированы только на себя. Чем сильнее духовное и нравственное развитие, тем более значимыми становятся индивидуальные правовые ценности. Л. Кольберг, выделивший стадии морального развития личности, отмечает, что на высшей стадии человеку свойственна космическая ориентация, основанная не на гуманистических ценностях, а на мудрости, понимании себя частью всего мироздания. В качестве примера можно привести людей, достигших «просветления»: Будда, Лао-цзы, Ошо Раджниш. Будда, обращаясь к своим ученикам, подчеркивал: «Будьте сами себе светильниками, не ищите ни в ком опоры, кроме самих себя!». В данном случае отношение к правовым ценностям будет определяться глубиной понимания природы человека и мира. Чем больше человек опирается на себя и исходит из понимания своей глубинной сущности, тем сильнее правовые ценности, выступающие внешними регуляторами поведения человека, нивелируются, характеризуются как второстепенные и относительные.
Таким образом, место и значение правовых ценностей в системе ценностных ориентаций личности будет определяться их ведущей направленностью. И, прежде всего, особенностью духовных и моральных ориентиров, спецификой нравственности. Существенно влияют и неосознаваемые ценности, сформированные под влиянием социума.