Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Дети уже самостоятельно организовывают игры. Мы, педагоги, предлагаем несколько сюжетов на выбор (если не хочешь играть в Золушку, давай играть в Белоснежку…) Дети используют в игре игрушки-предметы (если не хватает какой – то куклы, заменить ее похожим предметом) , они договариваются о последовательности к совместным действиям.
В подготовительной дошкольной группе (6 –7лет)
Будем договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих. Будем расширять состав ролей (пусть у бабушки будет еще один внук) изготавливают недостающие атрибуты к играм.
Для диалогического взаимодействия детей и взрослого использовала игру-драматизацию с использованием:
· Игрушек – (ранний и младший возраст)
· Элементов декорации
· Театрализованные игры
· Режиссерские игры
Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми четкие задачи и незаметно передать инициативу детям. Рассмотрим, какие игры мы использовали и как они усложнялись.
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.
Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы, разработанные Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой А. М. Бородич, В. В. Гербовой и другими.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) .
По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере.
Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы.
Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными.
Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие) .
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие) . В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.
Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд) .
Одной из форм обучения диалогу со сверстниками являются сценарии активизирующего общения
А. Г. Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению.
Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками - область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
А. Г. Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:
- развивающая педагогическая среда, пространство общения;
- правила организации жизни детей;
- неурочные формы обучения родному языку;
- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.
Рассмотрим их более подробно:
Организация пространства общения.
Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т.д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т.п.
Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:
- побуждение к самостоятельному пользованию кабинетами;
- объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение, прощание) .
Обучение на занятиях– составляющая педагогической культуры дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях используются неурочные формы обучения:
- «нешкольный» стиль общения педагога с детьми (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье) ;
- неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником) .
Но главное – это не учебная мотивация деятельности детей. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности.
Эмоциональному комфорту детей способствуют не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:
- разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки) ;
- слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка) ;
- элементы костюма воспитателя и детей;
- событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения) .
В качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронтальная и подгрупповая) . На занятиях ставились и решались две основные задачи:
1) в области языкового развития - развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей;
2) в области связной речи – налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками.
Эти задачи взаимосвязаны. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в форме игрового взаимодействия детей, а речевое и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблемных речевых ситуаций.
В процессе подобных игр дети ориентируются, прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение.
В играх-занятиях используются разные виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки) , ролевой диалог в театрализованных играх и пр.