Методы и приёмы работы по формированию речевого дыхания


Неречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта. Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха.
Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.
Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.
Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов.
Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.
Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.).
Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Разнообразны методические приемы, которые применяются как в этих, специальных методах, так и в других, где есть возможность поупражнять детей в звукопроизношении (при рассматривании предметов или картин, рассказах из личного опыта детей, в наблюдениях на прогулке и т. д.).

Основными приемами являются образец правильного произношения, хоровое и индивидуальное повторение (особенно хоровая речь небольшими подгруппами), сопряженная и отраженная речь, указание и объяснение. Частично используется и показ правильной артикуляции.

Если игра проводится вне занятия и в ней участвуют не все дети, желательно привлекать к ней не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно и нескольких детей, хорошо и четко говорящих (речь их будет образцом для подражания).

Особого такта требует использование такого приема, как исправление неправильного произношения: нельзя прибегать к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно это необходимо в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому в первых играх звуки предлагаются в изолированном виде (поезд гудит — у-у-у, ружье стреляет — п-п-п!) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га).

Во всех группах в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к). Воспитатель присматривается к работе артикуляционного аппарата детей, активизирует тех, у кого малоподвижны губы и челюсти.

После нескольких подобных занятий в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие (ш, ж, ч, щ), а также л и р. В этом отношении интересен опыт А.С. Фельдберг, которая рекомендует упражнять детей в усвоении всех звуков сразу. При этом ею были получены лучшие результаты, чем при работе над произношением звуков по очереди.

Например, в игре «Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу, а затем — мур-мур; при изображении собачки — сначала ав-ав, а позднее — р-р-р- Воспитателю необходимо обращать внимание на точность своего словаря в многочисленных играх на звукоподражание. Дети должны слышать разнообразные слова, обозначающие издаваемые животными звуки: блеет, рычит, каркает, ржет, мычит, квохчет, кукует и т. д.

Неправильно, если воспитатель все их заменяет глаголом кричит.

В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития используют методы.

Применяя наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, необходимо проводить наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществляю экскурсии, и т.д, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.

Применяя опосредованное наблюдение рассматриваю с детьми игрушки и картины, описываем их, затем составляем рассказы.

Используя словесные методы, читаю и рассказываю детям художественные произведения, заучиваем с ними наизусть стихотворения, пересказываем знакомые им сказки и рассказы, беседа на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывать с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные? », «расскажи как прошёл твой день рождения? »

Театрализованный метод где может живёт бабушка- рассказушка, которая присутствует в любом режимном моменте и просит детей рассказать о своих действиях. Применять практические методы используя в работе с детьми различные дидактические игры,

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам, поэтому необходимо использовать игры драматизации, инсценировки.

Так как средствами развитие речи считается изобразительное искусство, музыкальная деятельность, физическая культура. Наряду с решением задач изобразительной деятельности или продуктивная успешно осуществляет развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, строительными деталями, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях изобразительной деятельностью детей знакомит с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

Предлагаю по нескольку игр для каждого раздела работы.

Наши рекомендации