Вопрос 6. Наука и нравственность. Этика науки.


(Лекция Рахманковой)

I. Нравственность (мораль) – аспект человеческой жизни, который формируется и совершает выбор в решениях и поступках в соответствии с особым долженствованием, через исполнение долга перед самим собой, перед высшим началом в себе. Долг опирается на личное достоинство человека. Самообязывание происходит через обобщенные моральные нормы, принципы + образцы должного поведения. Мораль императивна (ее требования безусловны: нравственный поступок ради самой нравственности). При ценностном конфликте мораль требует, чтобы высший принцип получил предпочтение. Ценность науки (специфическая) – истина. Цель науки – получение достоверного (истинного) знания, наращивание эффективных средств для человеческой жизни. Наука развивает человеческие потребности → и возможности.

М. Вебер, История как призвание и профессия: 1) наука невозможна без стремления к истине; 2) наука производит продукт: а) разрабатывает технику овладения жизнью (как внешними вещами, так и поступками людей) путем расчета (целерациональность); б) разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и навыки обращения с ними; в) вносит ясность: для достижения цели надо принять и соответствующие следствия деятельности по достижению это цели, + обнаружить границы науки. Просветительская деятельность – одна из задач науки.

II. Цели науки – высокие, возможности растут. Малая наука (знание ради знания и просвещения) и большая наука (прикладная, сращенная с техникой, опережает малую). Несоответствие между ними опасно: чем больше результаты научных исследований влияют на жизнь людей, тем больше ответственность исследователя → необходима административная, правовая и нравственная регуляция научной деятельности, так как создается что-то по определению новое и неподконтрольное. Науку нельзя ограничивать искусственно, в науке много держится на доверии общества к науке и внутри научного сообщества.

Организационные и нравственные нормы срастаются → этика науки: 1) раздел этики (прикладная); 2) нравственное осознание научной деятельности (учеными и обществом); 3) поведенческий аспект.

Преподавание этики в университетах – популяризация этики науки среди будущих ученых (инструкция ЮНЕСКО, комиссия по этике науки и техники). Вопросы о публикациях, отношениях со СМИ, государством. Цель преподавания этики – развитие способности будущего ученого распознавать и анализировать этические реалии, чтобы уметь принимать нравственно выверенные решения. Одна из задач – распознать, где социальная практика или право противоречат этическим задачам, и менять все в пользу этики.

В современном мире проблемы: технологические катастрофы, экологические проблемы, дисбаланс «богатые – бедные» приводит к росту недоверия к науке → часто общество против развития отдельных сторон науки; распространение исследований на заказ усугубляет скептицизм. Влияют дисциплинарное положение ученого и его ценности → особенно нужно преподавание этики.

III. Этико-организационное регулирование научной деятельности – с 1960-х гг., чтобы ограничить отрицательные последствия научной деятельности: этические кодексы (вырабатываются учеными) – свод требований, принимаемых профессиональным сообществом, ответственность (нравственная) перед собой + регулирование извне (санкции) → этическая экспертиза – проверка проекта или исследования на соответствие кодексу. Этические комитеты (проводят экспертизы), особенно в медицине. Все больше исследуют на стадии проекта, особенно то, что касается здоровья и достоинства человека. Принцип технологической предосторожности (технологический императив) – если есть средства, все будет сделано, науку не остановить, - предотвратить опасность (мораторий на определенные исследования, накладывают в том числе сами ученые). Для оценки последствий приглашаются независимые ученые, юристы, этики, священники, простые люди → этический комитет. Этика психолога основывается на общечеловеческих ценностях (Российское психологическое общество).

IV. Профессиональная ответственность ученого – внутренняя этика сообщества. Научное сообщество – профессиональное объединение людей, занятых преумножением, сохранением и передачей знания, защитой автономной научной деятельности, поддержанием положительного отношения общества к науке, вознаграждением или наказанием ученых (оценка научной деятельности человека), проверка на соответствие этическому кодексу. Ответственность: перед кем и за что. Профессиональная ответственность – перед собой, сообществом и обществом. Ответственность за качество исследований.

Концепция Р. Мертона: нормативный этос науки (ценностно-нормативный строй науки). В науке необходимо и соперничество и сотрудничество, и стремление к истине, и к признанию. Сейчас еще стремятся к выгоде, все сталкивается, → результаты: 1) универсализм – руководствоваться в исследованиях и оценках общими критериями обоснованности и доказательности, т. о. единые требования к себе и к другим; 2) всеобщность – результат исследования принадлежит всему сообществу; 3) незаинтересованность – принимать результаты исследования при их обоснованности, даже если они противоречат концепции ученого; 4) организованный скептицизм – последовательная критичность к себе и к другим. Последователи Мертона добавили оригинальность, эмоциональную нейтральность, интеллектуальную скромность, независимость, рациональность. Проблемы: плагиат, сокрытие результатов и т. д. Реально – компромисс с идеалом. Исследователь должен оценить сделанное до него → продолжение. Не дискредитировать коллег. Результаты исследования: проблемы – установление авторства, плагиат, момент публикации нового (доказано, но раньше другого), соавторство, публикация неудачного исследования. Экспертиза – ответственность за оценку.

Преподавание – обязанность ученого. Последние достижения, объективно и понятно, указывать, где личная точка зрения, без необоснованных осуждений, показывать и неудобные факты. Консультирование – проблема: показать границы возможностей консультанта. Популяризация знания – повышает статус научного сообщества в обществе, продвигает открытия. Популяризация – участие журналиста (ищет сенсацию), + указывать границы применимости нового. Консультирование и популяризация близки к социальной ответственности.

V. Социальная ответственность ученого – перед обществом. Мораль активизируется в момент конфликта. Ответственность за последствия научной деятельности для благополучия общества; цель – предотвратить отрицательное.

Три столкновения:

1) логика науки и социальная ответственность ученого: или наука сама развивается (и все что там делается – нейтрально или вообще благо), или ответственность ученого;

2) внешние социальные силы по отношению к науке (все сделанное учеными может быть использовано во вред или во благо) или ответственность ученого;

3) свобода исследования или социальная ответственность ученого (можно свести к тому, что исследователь свободен, когда в результате все будут счастливы).

При проведении исследования с участием людей необходимо предупредить их о риске и получить их согласие.

Материал по лекциям за 2017 год:

Читает: Рахманкулова Н.Ф.

Наука и нравственность. Этика науки
-предпоследняя лекция, поэтому по некоторым прежним вопросам немного будут повторения
!в следующий раз 22 апреля

План конспект:
1)Этика науки как вид прикладной этики. Моральная и этическая ответственность
2)Наука и ее назначение: человекообразующая и средствообразующая направленность науки
3)Задачи научного сообщества
4)Внутренняя этика науки. Научный этос(Мертон, CUDOS:
1коммунизм или обобществленность
Универсализм
Незаинтересованность
Организованный скрептицизм(это 4 принципы этоса)
Плюс дополнительные принципы(просто позже появились):
5)оригинальность(или новаторство)
6)интелектуальная скромность
7окомпетентность
8авторская независимость и самостоятельность
9Научная рациональность
Это основные принципы эталоны научного этосоа(одобряемого поведения в науке

5)Внешняя этика науки - (этические требования по отношению к обществу в целом). Диллемы социальной ответственности ученых

6)ответственность науки в обществе знаний и риска(то есть тот вид общества, который перспективен
7)средства этического регулирования
Кодексы комиссии экспертица консультирование мониторинГ(все с приставкой этические

8)этические требования к науч деятельности ученого
1к ходу исследований
2к результатам(один из главных-запрет на плагиат
3экспертиза(рецензирование, опонирование)
4преподавание
5обращение к широкой ответственности

ЭТИКА НАУКИ КАК ВИД...
Понятие прикладной этики
-здесь этическое в смысле прикладной этики(тут в узком смысле )
-вообще этическое это категория(широкое), охватывает вообще все аспекты нравственной активности

Что такое прикладная этика? Это особая сфера регулирования человеческой деятельности, где центральное положение занимает нравственное или моральное регулирование, которое поддерживается и дополняется другими видами регулирования(административн-организационные юридическими обычно-традиционные, межличностными и даж едля некоторых - религиозные(это неморальные способы)
Какие сферы? Политика, медицина, журналистика, военное дело, экологические занятия..это все сфера науки. И чем дальше тем больше нуждается в комплексном регулировании
Энеобходимость этического регулирования наиболле сильна там где приходистся сталкиваться с нестандартными, велика социальная значимасть, человеческий риск, там где субъект контролируется не только из вне но и чтобы сам себя мог контролировать, руководствуясь ваясь ценностными ориентироми

Прикладная этика в 2 плоскостях:
1)как часть действительности(как часть практики)
2)как комплекс знаний, теорий
-как историю философиии делят на объективную(как жили философы, что писали) и субъективную(как мы видим)

Особенно началось это развитие в 60-ых в штатах-когда вопрос регулирования в науках остро встал - появились этические кодексы

Она сама делится на профессиональную врачебную корпоративную отраслевую юридическо..
!есть еще один вид который не по отраслям а по проблемам - этика открытых и пограничных(на границе жизни и смерти) открытых(нет решений, надо максимально лучше их решить) проблем(этика эвтаназии, смертной казни, терроризма)есть еще(пересадки органов, суррогатных матерей


Этика науки
-существует на пересечении науки и морали
-цели и ценности ..?неуспел
Самое главное
1каковы цели иценности науки,
Морали
Моральной ответственности
Еще 2 -не успел

Борис Григорьевич Юдин "Этика науки" - очень сжато эта тема представлена там

Виды ответственности
В широком смысле это вид долга, обязательства. Мы говорим об этом когда - кто ,за что, перед кем отвечает
-моральная ответственность(ядро юридической)-а ядро этого ядра - ответственность индивида перед собой, - но перед собой которое относится к действующему субъекту как внутренний субъект - должноствование - не все-а только нравственное должноствование - предполагает следовать обобщенно ценностным установкам, которые личность предъявляет к самой себе. И которые(принципы) направлены к идеалу через выполнение внешних обязательств перед собой. Но это не просто обязаны перед собой. Если внутреннее я не фиксировать - то не понятно, почему мы обязаны этому я подчинятся
При всех оговорках - это то что мы обязаны делать чтобы чувствовать себя достойными личности. Это не просто инд отв поведение а еще и перед собой и вообще(зачем вообще живем
Тут недостаточно достоинства ученого - нужно еще и достоинство человека

Административно-организационная - те обязанности которые мы выполняем к соответствующему учреждению
Юридическая - по отношению к юридическому институту
К сообществу-чтобы демонстрировать идентификацию сс ообществом - нужно следовать неформализованным правилам, обычаям в этом сообществе
Межличностные-когда действуем чтобы поддержать отношения друг с другом. Боимся не оправдать ожидания партнера, боимся наказания, желаем поощрения
-например, неудобно поссорится с научником - боимся испортить отношения
!для верующего человека - есть обязательства перед Богом(перед высшим началом), боязнь наказания, ожидание похвалы, награды
Этическая в середине несет моральную, а дальше перечисленные виды ответственности
Для понимания себя, своих мотивов - очень существенно разбираться за что, перед кем, а насколько это ваша ответственность - это возможность быть хозяином в доме своем, в своей жизни

Моральная-перед совестью
Межличностная-перед другом, научником..перед родителей, семьей
Ответственность перед администрацией, даже перед университетом
Юридическая-в разных сферах разная, в некоторых случаях дело может дойти до суда
Обычай, некоторые принятые нормы
Религиозная -

НАУКА И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
-сухая формула - специализированная общественно организованная деятельность основная задача получение нового достоверного знания, а также на его основе создание и развитие эффективных средств человеческой жизни
Истинность эффективность ценность результата - от этого зависит ?(неуспел)
!создание на основе знаний того, что делает наш
Когда мы начинаем в этой научной деятельности различаем цели - 2:
1)человекообразующая задача
2)инструментальная, цивилизационная, средствообразующая(в том понимании культуры которая включает в себя комплекс средств которые обустраивает жизнь)
То есть две составные части в науки. 2)-в широком смысле(методы и техника)

1)
-это один из главных целей когда человек идет в науку - интерес к познанию, то что Аристотель несколько идеалистично выразил в форме - все люди от природы стремятся к знаниям.
Стремление к знанию - источник чистейших стр
Какова высшая цель науки - познавательная истинность(рациональная..
Это то что есть знание ради знания - передний край соприкосновения человека с миром
Тут знание ради знания действительно помогает как человеку так и культуре в целом
Мы в себя превращаем то что было не наше и наоборот

2)средствообразующая
-повышение эффективности средств..
-наука разрабатывает технику освоения жизни, методы мышления, ясности, в соотвествии с опытом науки применять средства - Вебер(Наука как призвание и как профессия. У него техника овладения миром в мыслях. Нау а создает способ понимать, способ видеть. Опредляет определенный пласт
Особенность научного понимания - имеет дело с достоверным знанием. Да наука ограничена, она занает только то что знает. Но она сказала маме - что это истинное смирение, а то что мы знаем и так - гордыня

Научное сообщество:
-этическое регулирование - это дело научного сообщества
-научное сообщество - профессиональное объединение людей науки по задачам:
1исследование действительности(в самом широком смысл - внешнепредметную и внутреннюю, идеальную(психическую, поиски нового знания, систематизация знания
2сохранение и передача знания, популяризация науки и научного подхода к пониманию жизненных реалий
3нахождение новых способов повышения эффективности человеческой деятельности
4подготовка научных кадров
5защита автономии науки(без автономии наука сохнет)
6поддержание положительного отношения общества к науке
7оценка научных достижений и вклад отдельных членов в науку, определить статус человека науки
8нормативное, в том числе этическое регулирование людей науки(не всегда с эти сталкиваемся - особенно в биосферной медицине, но в целом ослабевает
9самая основная - содействие решению трудных вопросов с которыми сталкивается общество(задачи гумманизации общества. То есть должна идти на помощь общества

Наша наука отечественная при всем своем бедственном положении все таки она существует выполняя худо-бедно свои задачи
!есть комиссия ран по борьбе с лженауками(в основном физики и математики - но входит туда и профессор с философского мгу Кулагин
!замечательное издание-18 номер за 2016-статья - "В защиту науки". Есть сайт этой комиссии. Председатель - Александров
У Александрова в этом же номере - з года реформы академии. Эпигрофом к своей статье взял из стихотворения Державина - поймали птичку, держат вруке - и гворят ей чтобы пела(хорошо обрисовывает проблему с рейтингами, цитированиями, публикациями...)
-на философском общество создали в поддержку светсткого гумманизма

Внутренняя этика науки
-этика науки по сфере ответственности на 2:
1)профессиональная отв внутри научного сообщества - она и определяе внутреннюю этику науки
2)ответственность вне научного сообщества - внешняя
!разграничение это условно - тот кто плагиат вред не только научному сообществу но и обществу в целом

Внутр этика адресована к ценностно нормативному строю науки.тттт
Автор - Роберт Кинг Нертон - выделил это направление исследуя структуру научного сообщества. Выделил без социологических исследований. Но его иде впоследствии были подтверждены. Когда в 13 году отмечали десятилетие смерти его - заговорили о ренесансе Нертона


Что такое этос науки
Цитата:"этос науки это комплекс ценностей, норм, считающихся обязательными для человека науки. Нормы в виде предписаний запрещений предпочтений и разрешений. Институализируются Это императивы передаваемы наставлением и примером и поддерживаемы санкциями, которые интернализируются учеными..в виде примеров... хотя этос науки некодифицирован-его можно вывести из морального консенсунса ученых(это стр. 769 в работе Нертона)

Принципы(императивы) Мертона:
1)коммунизм(обобществленность, общедоступность. Результат исследований-коммунальная, общая собственность). Как говорил Ньютон - если я увидел дальше других - значит я сидел на плечах гигантов
2)универсализм - требование придерживаться всеобщих мерок, чтобы оценивать то что мы делаем. Не должна зависеть от национальных, социальных различий....
Паскаль:"у ученого есть отечество. У науки - нет"
3)незаинтересованность, беспристрасность - требование ..положений, которым ученый придерживался раньше. То есть требование чтобы ты соглашался с тем что соответствует критерием доказательственности, обоснованности, проверяемости
Когда нам Соколов говорил о признаках науки - говорил о демонстративности научного знания - ученый должен раскрыть все карты своего исследования. Чтобы можно было воспроизвести ход исследования. Чтобы сделать общим досоянием, чтобы любому заинтересованному было понятно. Бескорыстность
-ученый должен быть заинтересован в открытиях, но не главная цель - ради денег, славы
4)организованный(?) скептицизм
-подвешивание суждение до тех пор пока на руках не окажутся факты
-немецкая поговорка - профессор-человек у которого на все есть свое мнение.
!все что мы принимаем на веру в науке - всегда проверять и подвешивать(каким бы не был авторитетным), чтобы проверить что это лучшее решение

08.04.17, 2-я часть
1)комиссия в защиту науки
2)российское гуманистическое общество
3)вольное интернет сообщество
4*)факультет журналистики представляет собой площадку где проводятся соответствующие конференции
!еще болезненная область, где идет дискредитация науки - история
!все это можно посмотреть на сайте - в защиту науки

Когда стала обсуждаться концепция Мертона - в 2-х направлениях:
1)посчитали что нужно добавить к этим 4 еще методы
-выступают и как научные нормы и как нравственные
-несоблюдение
-партикулярность, сокрытие результатов, интелектуальное высокомерие, корыстолюбие..это нарушения этоса науки. Еще сюда входят очернение оппонентов

2)пришли к пониманию эти этосы входят в противоречие друг другу - коммунизм приходит в противоречие с авторством
!но еще вынести в общее достояние мешает и моя научная скромность..
!с одной стороны не соглашаемся с научником, а с другой нужно проявлять научную скромность
!та самая научная скромность приводит к недооценке себя аспирантом. Это проблема, когда аспирант боится предъявить свою работу
Там этика и работает когда надо выбирать между нормами и ценностями. Этика работает именно в нестандартных ситуациях. В этике осуществляется всегда авторский творческий выбор. Поэтому вот эти диллемы, конфликты между требованиями
Как принято решение осуществляется организованно - через ... Комиссию(

Эти принципы(импЕративы научного этоса) не руководят человеком автоматически. Требуют выбора в каждой ситуации
Моральный выбор это всегда между разными ценностями. Как зло расценивается предпочтение меньшей ценности перед высшей
Аристотель - выстрел в цель

Внешняя этика науки. Деление социальной ответственности
-общество выделяет средства на науку, у науки есть обязательство перед обществом
-особенно ответственность науки велика в ядерной физике, в медицинских исследований
!главный вопрос - за что отвечает наука, а за что не отвечает. Она же не единственный актор.
!наука это очень творческая деятельность, непредсказуемая. Если науку контролировать(вообще то ее до крайности нельзя контролировать. Не знает чиновник и не может знать чиновник чем занимается ученый)
Второе-тут поэтому важен очень внутренний контроль. Внешний контроль не эффективен. Эта область(как и искусства) свойственна саморегуляция
!прикладная наука все больше разрастается. И ее уже называют большой наукой, а фундаментальную - малой
!и здесь большая ответственность лежит не на фундаментальных исследованиях а на прикладных. Но фундаментальный исследователь может заниматься и прикладными разработками, и работник комерческой или государственной корпорации и приподватель. То есть одновременно в одной ипостаси. Тут может быть конфликт интересов. И для того чтобы преобладали значимые для общества ценности - важно внутреннее регулирование

Какие тут диллемы?
если результаты научных исследований угрожают обществу? Ответственна ли наука?
1)могут ли ученые предтвращать?
2)могут ли предвидеть

Существует так называемый принцип технологического императива - если созданы предпосылки создания какой то технологии, даже грозящей тяжелыми последствиями - то рано или позно это открытие все равно будет сделано
Что тогда могут ученые?
1)предвидеть
-они же работают с новым
-2могут создать 2 безопасных продукта - а если их соединить - будет вред
-никто кроме вас, лучше вас - не предвидит
!у исследований, у науки есть прогностическая функция - надо стараться предвидеть результаты, потому что больше просто некому

2)предотвратить
-определенное влияние у ученых есть(куда девать хим. оружие)
-надо поднимать ученым голос, нужно пытаться воздействовать на правительство)
Например, сообщество у истоков которого стоял Энштейн, Рассел - против массового оружия

А должен ли ученый заниматься?
Субъект морали не ученый, а личность! Он не только ученый, но и человек
-все это нуждается в поддержке и организаций и иностранных организаций и бизнеса
!то есть если мы вместе поддерживаем науку - более действенно

Ответственность в обществе знаний и риска
-самое главное - расширение занния, расширение применения знания, специализированного знания - становится все больше общественным двигателем
-знание становится общественным капиталом. Знания начинают играть ключевую роль
-превращение общества даже и
-различие между информацией(количественная характеристика) и знанием(качественная организация вокруг субъект, ценностно-системно организованно)
-сейчас больше потребность не в информации, а в знаниях
!знание что нас спасет, а что погубит - это самое ценное знание
Общество знания становится одновременно, однако, и обществом рисков
!смысл в том, что опять субъектность возрастает, персонализация научНого и технологического производства
-для этого! Нужно внутреннее моральное регулирование. Чтобы эти риски не наступили
-принять новый принцип ответственности - чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинной человеческой жизни на земле
Берк Урлих - !!"На пути к современному прогрессу". Он пишет: "Ныне исторически новое качество рисков заключается в их одновременно научной и социальной конструкции, причем в тройном смысле - наука становится сопричиной, средством дефиниции, источником разрешения рисков - именно благодаря этому открывает для себя новые рынки онаучивания"
Риск это опасность понятая в отношении этой опасности человеком. На которую можем предвидеть и на которую можем повлиять.
Итак этос науки ставит перед наукой эту задачу, задачу работать с этими рисками
-это задача некоторыми учеными была доведена до весьма жестких форм. Например, четвероякый ученый(и ведет исследования, и деньги
Появилось убеждение - что все, наука не работает
Джон Зинон написал даже книгу(вышла в Кембридже), осторожно современная наука требует других качеств от человека. Она выполняет
Индустриальная наука не частная, а госуд, она не дем, а авторитарн, не бескорыстная, а корыстная
!они не только противоречат этосу Ментора, а даже перечеркивает некоторые
!но такой статус научной деятельности действительно повышает риски. Дает вызов чтобы научное сообщество действиетльно объединилость
Матриарх отечественной философии(из института философии)-Матрамхулова??? Написала в 2009 году замечательную статью по понятию гражданского общества - где, к сожалению в науке влияние получает антигражданское общество
Дисернет воюет с рынком поддельных диссертаций
!смысл - когда из науки может быть много разрушительного - тем более люди должны противостоять
!говорит что нужно не просто вернуться к императиву Мертона, но и усилить его
-Юнеско в 2005 году создало программу по этическому образованию, чтобы готовить молодых ученых, чтобы их деятельность была и социально ответственной

Средства этического регулирования
-это уже способ просто институализации прикладной этики
-например, существует этический кодекс ?психологической школы. Кодекс отличный, но вопрос существуют ли другие элементы структуры чтобы его применять(то есть если для этого средства, инфраструктура)
!кейс-тетя клиента против психолога

!!!Например, есть этический кодекс мгу 2009.
-все вроде бы расписано - попробуйте найти его на сайте мгу. Этот кодекс разрабатывала кафедра этики философского - его сильно переработали в ректорате
!все идут от общих принципах(гумманизм, достоинство, развитие человека - а все остальное должно подчинятся этим принципам
!есть кодексы которые называются этическими, но на самом деле не этический - например, сотрудник компании должен служить компании, а если нет - рука компании покарает. То есть на деле этическими кодексами не являются

Этические требования к различным видам деятельности ученого
-даже в нашем гум знании, даже в этических исследованиях появилаь довольно напряженная и далеко идущая критика этики прав человека
-еще с просвещения - что все люди рождаются равными в правах - принадлежность людей к одному роду(не по нац, религ..)-а только по факту рождения от человека
-это идеология была усилена документами ооон(декларация прав), вошла в конституции
!эта идея ставится под сомнения, не являются ли эти права ширмой, не является ли это диверсией сос тороны тех сил которые правят миром(мировой заговор)
!!!!!!вот этот подход может к катастрофическим последствиям может привести!!!! Это фундамент на котором. Иначе превратимся когда человек человеку волк. Вот чем грозит. Я хочу сказать что это страшная тенденция. Очень опасный путь мысли - только возьмешься за него - сразу одна нация против другой...

Этические кодексы призывают культивировать в людях
-профессионализм
Солидарность справедливость
Стремление к благу
Содействовать?¿?
Принципы науки Мертоса в кодексах присутствуют

Конкретные требования к исследованиям
1)главное - запрет причинения вреда людям(информированного согласия, принцип конфиденциональности)
-запрещается наносить ущерб здоровью, психическому благополучию, чести и достоинству людей
-к животным - принцип минимизации труда

2)К результатам:
1запрет на плагиат
-запрет на фальсификации(и общенаучный и этический запрет)
!ученый должен представить сообществу способ и организацию исследования
2строгая охрана авторского права
-частая беда - цитируете кого-то и дальше его мысли под свои - а надо очень четко разделять что ваше, а что не ваше(это все проблема неаккуратного цитирования)
!например, она приверяет наш реферат и видит что куски не ваши
!в науке по вкладу оценивается человек - поэтому тут так важно разграничение
!обязательно при сооавторстве должен отображаться вклад(например, поставил в соавторство научного)
!приоритет новизны

Экспертиза:
-это и есть способ оценивания работы
-тут этическим нарушением будет не читать/а потому что не дружу с автором(нужно быть беспристрастным, признавать работу даже если она противоречит вашим концепциям)
!замечательная газета - троицкий вариант

Преподавание
-включает
-передает не только знание, но и личностные качества
Какая главная задача преподавателя?
1)обучать новым достижениям в науке
2)преподаватель не должен возбуждать необоснованных ожиданий от тех знаний, которые будут не нужны молодому ученику(преподаватель может завлечь красноречием, увлеченностью того, кому этого не надо
!например, нельзя так - вот сделаю из

3)личные точки зрения должны быть зафиксированны как таковые(а не общие вообще)
4)признавать неудобные факты
5)
-все этические кодексы предписывают не допускать конфликта интересов(например быть репититором того, у кого жкзамен принимаешь; не в денежные, не романтические отношения, ни в коммерческие отношения включать нельзя
6)не оскорблять студентов, быть вежливым, понимать насколько трудно быть молодым
7)чтобы не нарушался принцип компетентности(например, когда вместо профессора лекцию читает аспирант)
8)обращение к широкой общественности
-не должен использовать сми для саморекламы
-!не возбуждать неоправданных результатов от каких-то ожиданий
!если журналист что-то переврал - требование - найти время, пойти, сделать эффективное опровержение

Вопрос 7. Наука как социальный институт. Функции науки. 


- наука как социальный институт – организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфере социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удоалетворяющим потребности общества

Необходимым условием производства знания являются объединения исследователей:

- античность: появление научных школ (сократики, эпикурейцы, Милетская школа и т.д.). Школа предполагала передачу знаний, сохранение традиций, однако бла известной благодаря достижениям, которые внесла в науку. Полани – о творческой значимости научного знания, полученного в рамках школы.

Различают школы как исследовательские коллективы; центры образования; научные направления.

- конец 12 века: возникновение средневековых университетов (Оксорд, Кембрижд и т.д.)

- конец 16- 17 века: появление первых научных сообществ и клубов. Наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках. Эпоха Просвещения – усиление тех же тенденций. 16 – 17 вв. – нет связи между наукой и производством.

-17-18 века- университеты становяться центрами получение и развития знаний + неформальные объединения ученых (17 век –«Республика ученых» - переписка на латыни)

-18 век – национальные учебные заведения расширяются, способом коммуникации становяться национальный язык и журналы.

-19 век появление специализированных учебных заведений, разделение науки на фундаментальную и прикладную.

- Вторая половина 19 – начало 20 в.: а) осознается обществом экономическое значение науки; б) ученый зарабатывает на жизнь наукой; в) результат научного исследования – не теория, а применимость (возникает прикладная наука) → понятие «большая наука» - узкие специалисты для решения производственных задач в одном учреждении («малая наука» - фундаментальная), примат утилитаризма над творчеством и все более дробные науки.

- 1945 – конец 20 в. – расширение социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. Осознание необходимости единого развития науки (фундаментальная наука втягивается), отрыв науки от культуры, ценностных оснований, основой стали потребности производства.

- Наука и политика: проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).

- этот процесс получил название институализации науки. Внутри институтов – разделение труда.

- помимо этого возникают неформальные научные сообщества – т.н. невидимые колледжи.

- в 20-21 веке необходимо создание междисциплинарных сообществ науки (НИИ, академии, исследовательские группы по решению конкретных вопросов).

(Лекция Л.Е.Яковлевой) Функции науки в обществе (М. Вебер).

1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;

2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;

3) наука содействует обретению ясности (мировоззренческая функция, сейчас меньше);

4) ученые как эксперты при принятии решений при управлении государством.

Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.

Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре; рациональных методов договориться для жизни не хватает, наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности. Ценность науки в обществе.

Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).

→ две позиции в философии:

а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.

б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.

Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.

Наши рекомендации