Концепции взаимоотношений философии и науки.

а) Метафизическая. Философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.

б) Позитивизм (Конт) – наука – сама себе философия, философия – методология науки. Э. Мах: научная философия – психология научного творчества. Карнап – анализ языка науки.

в) Экзистенциализм: разводят философию и науку, они не зависят друг от друга.

г) Диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.

Сейчас вера в связь прогресса общества и прогресса в науке. Опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, снижение культурной значимости научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой.

(Википедия): Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

Является ли философия наукой?

Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?

Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

Евклид. Единство философии и математики

Рене Декарт. Единство философии, физики и математики

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности.Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии, лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремится свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Учебник Лебедева: трансцеденталистская концепция (Во-первых, подчеркивание гносеологического приоритета философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-вторых, руководящую роль философии по отношению к частным наукам. В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частнонаучному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук). Позитивистская концепция (Сущность этой концепции была четко выражена словами Конта: Наука — сама себе философия. Что означала эта формула? Во-первых, то, что историческая миссия философии по отношению к науке закончилась. Философия, утверждал Конт, безусловно сыграла необходимую положительную роль как в рождении науки в целом, так и в возникновении многих научных теорий. Во-вторых, понимание того, что один и тот же эмпирический опыт может быть в принципе совместим с разными (часто взаимоисключающими) теоретическими схемами (волновая и корпускулярная теория света, номологическое и стохастически-случайное объяснение результатов эволюции).Антиинтеракционистская концепция,проповедующая дуализм во взаимоотношении междуними, абсолютное культурное равноправие и самодостаточностькаждой из них, отсутствие внутреннейвзаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессеразвития и функционирования каждого из этих важнейшихэлементов культуры. Диалектическая концепция - утверждении внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между философией и наукой, начиная от момента их выделения в качестве самостоятельных подсистем в рамках рационального сознания вплоть до сегодняшнего дня; диалектически противоречивого единства между ними, их взаимодействия на принципах равенства, структурной сложности и развитии механизма взаимодействия частнонаучного и философского знания.

Семинар Оренбурга:

Философия и наука в их взаимодействии
Схема:
Наука - а философия окружает ее со всех сторон(она и до и после и выше и под)
Философия до науки:
-философия это мать всех наук(
А вот пример науки которая выделилась? Хороший пример психология
!!! Где прямая, жестка связь между психикой и сознанием?
Где в человеческом теле жесткий диск - его нет!!! Она не локализована
! Юнг, Фрейд наоборот отошли от физиологии, а акцент на памяти и как результат проблемы в физиологии (т.е. Обратный процесс)

!!! Для философа поставить вопрос, проблему - важнее, чем решить

Философия над наукой:
Когда?
Чем отличается метод от методики
-методика - это как преднаука(т.е. для конкретных задач), методики вырастают из методов(технари практики сидят на методиках, а теоретики физики на методах
-метод с греческого - это путь
! Когда новая проблема
!!
Какие методы?
Бэкон-эксперимент
Декарт(всего 4 сейчас 2):
а) анализ-разложить на составные части(а зачем?,
б) синтез(дает нам связи
То есть а и б вместе

Современная физика у философии эту функцию забрала(они сами философы), они путь нащупали - наука дает вещи упрощающие жизнь

После науки:
философы что-то напридумывали
для философа может быть что-то запретное
Клонирование почему запретное? В чем опасность? В Евгенике, можно тогда выращивать человека с заданными параметрами
вопрос использование результатов науки
определение ориентира развития науки будущего, базовая система ценностей

Под наукой:
-любой современный философ не будет противоречит науке

!!!! Самая интересная область - До науки
Предмет философии науки-научное познание как социокультурный феномен
-науки нет как таковой, она постоянно менялась
-а почему она менялась? На это и отвечает философия наука
-
Несколько фундаментальных периодов понимания предметов и методов:
Аристотелевская философия(ср. века), как некая картина мира аристотелевско-птолемеевская(он астроном, создал астрономическую модель где земля в центре
Потом Томас Кун назвал это научной революцией - новая физика-
механицизм (ньютон и декарт), это картезианско-ньютоновская картина мира
3-я революция - Энштейн,
Эти периоды выделяются по критерию физики

!!! Философия науки чем занимается - откуда к нам приходят эти вопросы,
какую роль играет наука в обществе,

Физик-под закономерность подвести,
Гуманитарий раскрывает уникальность объекта

Ещё материал из других ответов:

Философия и наука тесно связаны друг с другом:

Генетически: по Чанышеву, философия и наука выросли из единого источника – профилософии (сплав мифологических воззрений и протонауки – первобытных и первичных представлений о мире, основанных на бытовой логике). Философия и наука были связаны друг с другом вплоть до 20 века, когда произошло их окончательное разделение на две самостоятельные сфера знания. Для Античного и Традиционного понимания философии характерно неразделенность философии и науки, философия понималась как тотальный объединитель науки и мудрости. Лишь в 18-19 веках происходит разделение на специальные науки и науку наук.

Предметно:У науки и у философии один объект рассмотрения. Наука и философия своим объектом считают отношения «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек». Однако предметно они отличаются. Предмет философии – это всеобщее в отношениях человек-природа, человек-общество, человек-человек. Предмет науки – это общее и специальное в отношениях человек-природа, человек-общество, человек-человек. То есть изучают одно и тоже, то с разного масштаба.

Культурно: Наука и Философия являются феноменами культуры, выполняющими важную социокультурную функцию саморефлексии человечества. Они призваны дать ответы (разными путями полученные и в разных формах) на такие мировоззренческие вопросы, как: что такое человек, где его место в мире, что такое мир, как устроено познание и пр.

Содержательно и функционально: Философия и наука дополняют друг друга с в содержательном плане. Достижения науки интегрируются в философскую картину мира, а философские концепты часто служат отправной точкой в научных исследованиях (в отношении методологии научных исследований). Философия разрабатывает общий с наукой методологический, понятино-категориальный аппарат, наука обеспечивает приращение знания. Связь философии и науки носит диалектический характер, они обе составляют институционально диалектический процесс познания окружающего мира человечеством. Наука дает количественное приращение знания, философия обеспечивает качественный переход на новую ступень осмысления бытия в рамках законов отрицания отрицаия и единства и борьбы противоположностей. Таким образом, наука и философия выступают в роле локомотивов интеллектуального развития человечества.

В тоже время наука и философия существенно отличаются.Познание – это деятельность по получению, переработке, хранению и систематизации информации об объектах (осознанных чувственных и понятийных образов). Знание – это результат познания. Для научного познания, для научной системы знания характерен ряд признаков, критериев, особенностей, которые не всегда присущи знанию философскому. Критерии научности знания:

1)Объективность знания.Познание должно быть нацелено на реальные объекты без привнесения в процесс познания чего-либо субъективного и сверхприрдного. Философские построение не всегда можно называть мировоззренческими системами, нацеленными на получение, построенными на объективных знаниях (например, Кант говорил, что вещи в себе не познаваемы, нам доступны только феномены, которые есть искаженный образ реальности в нашем сознании, Декарт говорил, что существует только сомневающееся сомнение, Беркли говорил, что нельзя с уверенностью говорить о существовании чего-либо кроме как сознания).

2)Рациональность,рационалистическая обоснованность,доказательность знания.Некоторые философские системы, например, философия жизни (А. Бергсон), признают только эмоционально-интуитивное познание действительности).

3)Эссенциалистская направленность. Т.е. направленность науки на воспроизведение закономерностей функционирования и развития объекта, выражается в воспроизводимости научного результата. (Философия не может себе этого позволить в силу всеобщности и абстрактности своего предмета, в отличие от науки).

4) Особая организация,особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам;упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия. (Не все философы оставили после себя развернутые теории, например, Сократ).

5)Проверяемость;здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости. (Н все результаты философствования можно проверить на практике).

Однако,как считает Петр Алексеев (профессор кафедры онтологии ФФ МГУ), все критерии научности применимы к таким разделам философии как онтология, гносеология, методология познания. На основе этого, он делает вывод, что философия является частью сферы научного знания, по крайней мере, частью своего содержания является видом научного знания. Однако научное знание,можно возразить ему не есть наука как институт.Также возникает вопрос о том,что делать с другой содержательной частью философии,которая не входит в сферу научного знания.Однако,на мой взгляд,более обосновано говорить о самостоятельной сфере знания – философском знании.

Определение философии и науки.

Философия – это область знания, предметом которой выступает всеобщее в отношениях природа-человек, общество-человек, человек-человек.

Наука – 1) вид человеческой деятельности, направленный на выработку и систематизацию объективного, рационально обоснованного, воспроизводимого и проверяемого знания; 2) общественный институт, который занимается обеспечением и воспроизводством деятельности по …

Вопрос 4. Наука и искусство. 


(Лекция Л.Е. Яковлевой) Наука и искусство – самые свободные виды деятельности. Общее: роль творчества, вдохновения, интуиции.

Различия: 1) наука – когнитивный способ освоения действительности, искусство – образное освоение, индивидуальное, субъективное. 2) Наука абстрактна, искусство – непрерывный процесс конкретизации (не приемлет обобщения и упрощения), искусство выражает отношение человека к увиденному, + конструкция миров, воображение. В научном познании, особенно в гуманитарном, дополнительный критерий – красота и гармоничность теории, искусство влияло на ученых, обратное влияние научных открытий на создание произведений искусства (оптическое смещение цветов в импрессионизме). Современное искусство (постмодернизм): абсурд и противоречия, электронные виды искусства. 3) В науке есть прогресс, в искусстве нет. В науке по определению новые результаты должны быть в будущем превзойдены.

Ценность науки в обществе

Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).

Две позиции в философии:

а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.

б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.

Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Совсем иначе обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой. Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира.

Взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. Значительно больший практический интерес представляют те отрасли научного познания, которые анализируют процессы художественного творчества и восприятия. К ним относятся прежде всего психология и социология искусства. В психологии искусства изучаются свойства и состояния личности, связанные с созданием и восприятием произведений искусства. В ее рамках исследуются такие пограничные с искусством проблемы, как деятельность сознания, воли, эмоций и интуиции в процессе создания и восприятия художественных произведений. Наибольшим влиянием пользуются здесь работы представителей психоаналитической школы, в которых рассматривается влияние бессознательного на сознание и творческую деятельность художника. Если 3. Фрейд рекомендовал подчинить подсознательное и управлять им в интересах сознания субъекта, то К. Юнг, напротив, признавал роль подсознания и использования невротических состояний в творческом акте художника. Сознательное, по его мнению, должно быть дополнено подсознанием для активизации творческого процесса. Эти идеи Юнга нашли применение в последующих психологических эстетических теориях, а также при анализе творчества таких неординарных деятелей искусства, как М. Пруст, Джойс, С. Дали. Значительное количество работ посвящено психологии восприятия произведений искусства.

Социология искусства исследует разные формы взаимодействия искусства с обществом и его функционирования в различных социальных условиях.

И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. Сущность ценности искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой.

Ещё материал из других ответов:

Понятие эстетического. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Сущность и происхождение искусства. Искусство и эстетическое освоение действительности

Э. как измерение жизни, в кот. опр. значение имеет ценность прекрасного (м/б любое явление). Лосев: Эстетическое – «непосредственно данная или внешне чувственная выразительность внутр. жизни предмета», которая «воспринимается как самостоятельная, бескорыстно созерцаемая жизненная ценность», как «объект незаинтересованного и самодовлеющего любования».

Эстетика – «фил. дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе и художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность» (Лосев).

Расширительная трактовка – + включают не выраженную в концептуальной, теоретической форме совокупность представлений о прекрасном, соответствующих идеалов, образов, вкусов, появляющихся в восприятии человека и его творчестве (В. В. Бычков).

Прекрасное – ценность явленности совершенного, что вызывает особую эстетическую радость (бескорыстное, возвышенное чувство).

Платон: есть прекрасное само по себе (вечная, безусловная, образцовая идея), а остальное прекрасно относительно.

Аристотель: св-во космоса как соразмерность, порядок, гармония, целесообразность; человек созерцает П. в предмете, кот. обозрим как единство во многообразии.

Гегель: чувственная видимость идей, божественное в его чувственном воплощении. Гоббс: полезное в перспективе, признак будущего блага.

Кант: общезначимый предмет незаинтересованного любования, основа чувства красоты – удовольствие от созерцания совершенной формы; расширяет свободу личности. Чернышевский: жизнь, какой мы хотим ее видеть, П действительным становится при активности субъекта.

Марксизм: источник П в обществ. природе человека, выражающейся в его способности к совершенств. окружающего и самосовершенств .

Безобразное – эстетич. антиценность, несовершенство, недостаток блага; вторично, т. к. обнаруживается только в свете прекрасного.

Эстетический идеал – прекрасное в прообразах совершенства, выступающих как предел стремлений в воплощении прекрасного и как критерий эстетич. оценки.

Возвышенное – вид прекрасного, сочетающий величественное, превосходящее человека и совершенное. Вызывает те же чувства, что и священное; стремление ввысь и ощущение ограниченности (божество как предел В.). Низменное.

Трагическое – вид прекрасного, соединяющего радость совершенствования и горечь потерь на этом пути; красота мужества, героизма, испытания силы личного свободного духа смертельной опасностью.

Комическое – прекрасное, раскрываемое через смех, выражающий удовольствие при отстранении от несовершенства, разоблачаемого при столкновении с совершенным.

Эстетический вкус – способность и склонность человека воспринимать и оценивать явления по меркам прекрасного, действовать, творить, руководствуясь этими оценками; умение различать оттенки Э., наслаждаться созерцанием и созданием прекрасного (огорчаться при виде безобразного).

Искусство – относительно обособленная обл. дух. жизни для культивирования эстетического; прекрасное - его высшая ценность; особый вид соверш-ния творч. сил человека, способ духовно-практического освоения действительности (внешней и внутренней) в формах художественных образов.

Художественный образ – осн. выразительная единица худож. реальности и языка искусства.

Функции искусства.

1.эстетическая – радость тв-ва и восприятия созданных людьми образов мира в свете ценности прекрасного, украшение действительности

2.культурно-историческая – приобщение к достижениям культуры, обогащение,

3.коммуникативная – свободное духовное общение

4.познавательная – школа жизни, представляет идеалы, ценности, опыт сущ-я в многообразных обстоятельствах, виртуальное испытание разл. жизненных проектов

5.воспитательная – эстетич. формирование личности

6.эвристическая – развивая творч. силы человека

7.пропагандистская

8.социально сплачивающая

9.развлекательная

Происхождение.

Биологическая конц.: Ч. Дарвин; исток – половое чувство, стремление к украшению, чтобы привлечь; любовь и эстетич. чувство восходят к половому, но сильно утончаются и множественно преобразуются в иск-ве (Кант); сублимация, форма выражения чувственных устремлений, изживание невроза (Фрейд)

Игровая: Г. Спенсер – из игровой деятельности, реализация избыточных сил

Магическая

Трудовая: марксизм – самоценность совершенства в труде, полезные качества предметов дают незаинтересованную радость, я сотворил;

Культовая: Флоренский – символические действия от культа, связ. со священным

Вопрос 5. Наука и религия.

Средневековье: вера как откровение – иррациональная, без обоснования, и знание – опора на естественный человеческий рассудок, доказательность, систематичность. Главное – соединение двух культур: античность и христианство (вера). Новое время: рождение классической науки. 19 в. – только наука истинна (противопоставляется теологии, философии, искусству).

Ницше: рождение философии из двух начал: дионисийское (женское) – безмерность → стихийность, имморальность, чувственность, → антирациональный принцип и аполлоническое (мужское) – мера, познание себя, индивидуальность. Дионис: жизнь – зло, страдание (→ надо умереть, восточный принцип), так как полна нелепых вещей и непонятна человеческому разуму. Чтобы скрыться от пугающей истины, человек придумывает Аполлона → не надо стремиться к истине, она слишком ужасна. Аполлон: жизнь прекрасна, надо ей наслаждаться.

Орфизм (предфилософия): принципиальная познаваемость мира. Пифагор первым употребил термин «философ» по отношению к себе. Истина прекрасна и созвучна разуму, поэтому ее любят. Победа аполлонического принципа над дионисийским → нарушение равновесия.

Философия (происхождение): миф + познание + теология. Таким образом, нет строгой противоположности веры и знания в античности.

Проблема соотношения рационального и иррационального (веры и знания) появилась в средневековье. Различия:

1) Опора на Библию (в античности – на разум).

2) Творение мира из ничего (античность: из ничего ничего не происходит, изначально есть материя).

3) Боговоплощение (неприменимо для античности, как божественное может стать человеческим).

4) Заповеди о любви к своим врагам и т. п. (античность: это трусость и предательство).

5) Христианство как религия любви, любовь как самопожертвование (античность: бог не может любить, так как совершенен → ни в чем не нуждается).

Общее:

1) монизм, монотеизм;

2) бессмертие души (учение неоплатоников о трех сущностях: Единое, Ум и Мировая душа);

3) установка на некоторые принципы морали, самоограничение (стоики).

В патристике совмещение веры и разума (Библия: у апостола Павла, вера – наивысшее значение). У эллинов была истина, но неполная, предварительная. Часть (особенно Тертуллиан) против соединения христианства и язычества: верую, ибо абсурдно. Августин: верую, чтобы понимать (т. е. соединение), вера – функциональный заменитель знания. Ансельм Кентерберийский (онтологическое доказательство бытия Бога: если Бог совершенен, он обладает всеми благими свойствами, в том числе существованием).

Схоластика: приоритет знания растет. П. Абеляр: понимаю, чтобы верить. 13 в. – век Аристотеля. Фома Аквинский: верую, чтобы понимать. Но веру и знание нельзя полностью совместить, так как различны методы теологии (от Бога к миру, дедукция) и философии (наоборот; 5 доказательств бытия Бога; опора на опыт и автономный человеческий разум).

Противопоставление веры и разума. Появляется теория двойственной истины (И. Дунс-Скотт и У. Оккам). И. Дунс-Скотт: разные не только методы, но и предметы познания: метафизические в теологии и внешний мир в философии. Средневековье для философии начинается с 1 в н. э. (философия – служанка теологии – Филон Александрийский), заканчивается, когда философия выходит из-под власти теологии. Особенно У. Оккам: философия не может доказать бытие Бога (т.к. номинализм – только единичные вещи познаваемы); в теологии знание не нужно, они и познают Бога.

Новое время: для изучения природы надо над ней возвыситься → метафизика (Коперник). Науке мало быть средством эмпирического обобщения. Решение серьезнейших мировоззренческих вопросов + социальная институционализация науки. Сначала не противостоит теологии: наука как изучение творений и проявлений Бога. Природа как система (механистические концепции вместо органистических в античности в эпоху Возрождения) – с 17 века.

Постепенно противопоставляется теологии. У Декарта ограничение функций Бога – деизм (Бог творит мир и дальше в нем не участвует). 18 век (Просвещение) – моральные, контролирующие функции религии, деизм + элементы атеизма. Укрепляется механистический принцип (человек как машина у Ламетри).

Кант: Бог необходим с точки зрения морали.

19 век – ощущение полного торжества науки, особенно физики (+ дарвинизм и т. д.). Существование Бога не отрицается напрямую, но начинает считаться не необходимым.

Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (О. Конт), научный взгляд на мир, отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания.

Противопоставление философии и теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее.

+ Наука противопоставляется обыденному опыту и здравому смыслу (в античности вывод – результат наблюдения, обобщенного с помощью здравого смысла), классическая наука опирается скорее не на чувственный опыт, а на эксперимент → неестественные условия. Сомнение во всем (Декарт, cogito ergo sum), человек становится субъектом, который не только познает, но и контролирует природу. Конт: познавать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтоб повелевать → резкая оппозиция научного и вненаучного знания: научно то, что подвластно человеку.

Существовало несколько позиций о соотношении ВЕРЫ и ЗНАНИЯ:

1. Позиция Тертулиана. То что с т.зр. Разума является истиной, с т.зр. Веры является ложным, и наоборот. Вера — фундамент. Знание — надстройка.

2. Александрийская школа. Клемент Александрийский (2-3 вв.). Соединимость веры и знания. Нет качественной противоположности между античностью и средневековьем. Полную истину даёт христианство. Оно выше античности, но знание не противопоставлено вере.

3. Августин Блаженный (Аврелий). (4-5 вв). Верую, чтобы понимать. Комментарии к Евангелию от Иоанна. Хочешь понять (истину), поверь. Объём веры шире, выше знания. Существуют некоторые истины, которые нельзя вразуметь (истина о Троице, истина о существовании Бога и др.). Основная пазиция в эпоху Патристики (2-8 вв).

4. Ансельм Бельтерберийский. Автор онтологического доказательства существования Бога. Даже у безумца есть идея Бога. Бог является абсолютно совершенным существом. Безумец признаёт идею Бога, но не признаёт Бога. Он противоречит сам себе. От идеи Бога мы приходим к его существованию. Для него ВЕРА и ЗНАНИЕ с необходимостью предполагают друг друга. Вера, ищущая понимание. Знание — необходимый, дополняющий компонент. Это начало схоластики (11 в.). Это школьная философия. Ознаменована началом подъёма образования. В 12 в. появляются общие школы. В 13 в. появляются первые университеты (как корпорации, совокупность учеников и наставников).

5. Пётр Абеляр. Мыслитель 12 в. Позиция не была признана официальной церковью. Перевернул формулу Августина на ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ. т. е. На первом месте — ЗНАНИЕ. Произведение «История моей...» Вера трактуется иначе, чем ранее. Вера — то, что только высказывается, без понимания, без предварительного объяснения.

6. Фома Аквинский. 13 в. Проблема ставится в ином аспекте. Соотношение самих систем знаний (ФИЛОСОФИЯ И НАУКА — ТЕОЛОГИЯ). Да, философия — служанка богословия, ниже теологии. Но при этом у Аквинского обнаруживается намёк на разрыв целостности познания. У теологии и философии один предмет. Однако методы постижения Бога различны. 5 доказательств Ф.А. (5 путей к Богу). Отвергал доказательство Ансельма Б. , т. к. это доказательство не может осуществить человек (только Бог). Ансельм движется от идеи Бога к его существованию (дедукция). Откуда мы знаем идею Бога? (Ф.А.) Нет. Ф.А. Предлагает двигаться от частного к общему. Разум — чистая доска. Мы посредством опыта получаем знания об общих вещах. Т.о. Метод науки и философии должен быть индуктивным, а метод теологии (опирается на Св. Писание) — теологический (метод дедукции).

7. 16 в. Произошёл отказ от высказывания: философия — служанка богословия. Появляется третье направление христианства — протестантизм. Протестантизм — как ответ на теорию двух истин. Вера, которая полностью очищена от всех признаков разума. У апостолов была незамутнённая вера, не предлагающая никакого знания. Вера полностью изолирована от знания.

Как быть со ЗНАНИЕМ?

1. 17 в. попытки Ф.Бэкона и Р.Декарта обратиться к истокам знания. Бэкон — теория идолов (4 группы идолов). Идол — то, что загрязняет наше познание (заблуждениями, суевериями и пр.). Декарт в качестве метода Ф выделяет сомнение. Сомневается в том, что существует, Бог, мир и пр. Знания о Боге и мире недостоверны, т. к. основываются на вере. Единственное очевидное соображение: МЫСЛЮ СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ. На этом он строит все остальные знания. Так Декарт очищает знание от всего наносного, иррационального. С др. стороны философы 17 в. чувствуют потребность в метафизике. Декарт строит СИСТЕМУ ЗНАНИЙ (НАУК) с помощью метафоры о дереве (ветви — отдельные науки — медицина и др., ствол — физика, корни? - метафизика). Т. о. Знания строятся на знаниях метафизических.

2. Конец 17 в. Готфрид Лейбниц — корни знаний (в частности математических) являются метафизическими, т. е. Невозможно знать математику без метафизических предпосылок.

3. В 17 в. появляется механицизм. Откуда он? Механицизм строится на основании протестантизма. Как? Протестантизм утверждает пассивность всего сотворённого Богом, свобода воли ограничивается. Однако и в механицизме материя — абсолютно пассивное образование. Декарт, Лейбниц не согласны с Аристотелем, кот. Наделял материю и количественными, и качественными характеристиками. Лейбниц — материю можно только количественно измерить. В этом смысле, машина так же зависима от своего создателя, как материя зависит от Бога. В то же время это всесилие Бога внушало страх. Его надо было как-то ограничить. Так возникла форма философии как теизм. Бог творит мир, но не управляет им. Почему не управляет? Потому что так нарушил бы созданный им порядок. Декарт: Бог создал мир, но ничего в нём не менял. Лейбниц: Бог не мог создать другой мир, не может в нём ничего изменить.

4. Окончательно теория 2-х истин осуществляется приходит в 18 в. На смену теизма приходит атеизм. Вольтер: ЕСЛИ БЫ БОГА НЕ БЫЛО, ЕГО БЫ СТОИЛО ПРИДУМАТЬ. Кант сформулировал шестое (моральное) доказательство Бога: ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ ВСЕОБЩАЯ МОРАЛЬ, ТО ЕЁ ГАРАНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ БОГ. Мораль как всеобщая Конституция. Теизм подготовил атеизм. Раз Бог не в состоянии ничего изменить в мире, то он не имеет к нам никакого отношения. К атеизму приводил также и прогресс быстрого накопления научных знаний. Наука направлена на эмпирическую действитель

Наши рекомендации